«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»
консультация (развитие речи) на тему

Кривоносова Валентина Яковлевна

Сказкотерапия –  интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_skazkoterapii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 7 «Сказка»

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»

Воспитатель:

Кривоносова В.Я.

г.Троицк

2012 год

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирования ребенком собственных эмоциональных состояний.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия развития личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словестных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словестному фантазированию по музыкальной композиции.

4.Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное реагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного стиля поведения» на продуктивный.

5.Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений.

6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

- Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

- Центральный момент сказкотерапии – это добровольность участия детей. Взрослый должен найти способ включения детей в сказкотрапию.  В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы. В другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

- Не все дети включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей, следует начинать сказкотерапию  с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого, при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят.

- До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя; выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

- Большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульчиках; при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре – драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, воспитатель должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Мнение детей учитывается. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведение, реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляка, непослушный Ваня).

Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Но оптимальное количество детей 8-10 человек. В группе не должно быть больше одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно, включать в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старщей группе – 25-30 минут. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут меняться. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен представить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.

Если у детей возникает утомление, следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластелина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что похоже? Сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.)

В системе работы по сказкотерапии  выделены три этапа работы с дошкольниками:

   1.Познавательная ориентировка.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психологические этюды, ритмические упражнения.

  2.Словесное комментирование.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки.

  3.Игры фантазии по сказке.

Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста -  совместная словесная импровизация; для старшего дошкольного возраста – словесное рисование.

  Особое место отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональное состояние и поступки персонажей. В словесном  комментировании углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах. В словесном рисовании – создании психологических портретов героев сказки. Это обогащает словарь, и влияет на самостоятельное словесное творчество.

 Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности. Можно привести пример сказкотерапии: «Корова Буренка «В начале знакомлю детей с текстом сказки, обсуждаем с детьми сказку. А затем проводим первое занятие по сказкотерапии (познавательная ориентировка ), где проводим пантомимический этюд «Горе», упражнение на ритмизацию «Природные явления» и упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. На втором занятии сказкотерапия (словесное комментирование можно провести такие игры как «Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке» и упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Третье занятие сказкотерапии (выражение замещающей потребности) проводим в виде игры импровизации, где дети эмоционально передают в речи диалоги персонажей.

После игры – импровизации проводим упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии

Процесс формирования личности при "погружении в сказку"...

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ

Использование методов сказкотерапии, моделирования и мнемотехники в работе по формированию личностного и речевого развития дошкольников...