Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию
материал по теме

Пьянзина Елена Павловна

Гармоничное развитие личности

дошкольника через сказкотерапию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyanzina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

 МУ «Информационно- методический центр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68

Консультация для воспитателей

«Гармоничное развитие личности

дошкольника через сказкотерапию»

                                                         Подготовила: воспитатель

                                                              Высшей  квалификационной  

                                                        категории Пьянзина Е.П.

Саранск

Сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, всегда привлекает детей. Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.

В общей основе развития личности человека  лежит его умение  владеть  речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Высокий уровень развития речи у взрослого человека, отражает его высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Мы, в нашем детском саду, в объеме программы «Социально-личностное развитие дошкольника» используем цикл  занятий сказкотерапии. Особенность  его состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. В предлагаемых «сказочных»  занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Именно она готовит почву для развития речи, в том числе и последующей коррекционной работы речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно работать с возбудимым,  двигательно расторможенным ребенком или например когда мышцы тела ребенка  невероятно закрепощены…

В  предлагаемых на занятиях – «сказках»,  присутствуют игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность. Чередование состояний активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных процессов, развивает моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Сказкотерапия —  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

 Занятия по сказкотерапии, в объеме программы «Социально-личностное развитие дошкольника» в нашем детском саду мы проводим один раз в неделю. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи детей. Временные рамки занятий, в отдельных  случаях  могут изменяться,  когда игра эмоционально захватывает детей. Здесь  можно отвести больше времени  на упражнения в напряжении и расслаблении под музыку. Если у дошкольников возникает утомление, следует  прекратить сказкотерапию  и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки и т.д.

На занятиях, после  двигательной активности, наступает  усталость,  после многократного выполнения  психогимнастических  этюдов. Что приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый  просит  детей  рассказать о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Между занятиями следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, изображают отрицательные черты характера ,составляют комментарии, истории о таких персонажах. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи детей.

На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по таким направлениям как активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Они представляют собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

Многоаспектное  проявлении личности в речи и речи в личности  является целью игр и занятий,  основанных на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей перессказыванию,  а также придумыванию собственных сказок. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, сбрасывая спрятанный глубоко в подсознании страх, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием  коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Литература.

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996.
  2. Вачков И. В  Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапи и. СПб. , 1998.
  4. Манеров В. Х. Психология личности по голосу и речи. СПб. ,  1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья раскрывает влияние музыки на формирование  личности ребёнка-дошкольника....

Статья "Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника"

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает  развивать музыкальные способности ребёнка, учит творит...

Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"

Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребенка через музыкально-ритмические движения»

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей......

Опыт работы по теме "Синтез и синтезирование – процессы гармоничного развития личности ребёнка через музыкальную деятельность"

Описание опыта работы музыкального развития детей с разбором приёмов, методов, подходов к материалу и его разработке....