Статья Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Сарыглар Чодураа Сергеевна
статья по коррекционной педагогике
Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Сарыглар Чодураа Сергеевна
педагог-психолог
МБДОУ д/с «Золотой ключик
г. Ак-Довурак, Республика Тыва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста аспекты изучения психологической коррекции тревожности, как сопутствующего фактора при ОВЗ.
Ключевые слова: психологическая коррекция, страх, тревога, тревожность, ОВЗ.
В настоящее время растёт число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагогов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Здесь говорится о «тревожных» детях.
Тревога является малозаметной, но при этом самой опасной эмоцией человека, а тревожность, как особенность личности, самым патогенным свойством. Определения тревоги неразрывно связаны с понятием страха. Одни считают тревогу легкой формой страха. Другие считают тревогу комплексным понятием, включающим в себя страх, печаль, вину и стыд.
Страх имеет вполне конкретную и осознаваемую причину, в то время как причина тревоги может быть не объяснимой и не осознаваемой [6, с. 152].
Но если страх является неизбежной эмоциональной окраской нашей жизни. Постепенно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти.
Тревожность представляет собой особое эмоциональное состояние, проявляющиеся в неопределенных случаях, когда человек чувствует опасность, находится в состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения [6, с. 153]
Именно в дошкольном возрасте у большинства детей возникает наибольшая выраженность страхов, чувство тревоги, что вызвано не столько эмоциями, а пониманием самой опасности. Поэтому рассмотрение механизмов возникновения и развития тревожности, его устранения должно проводиться совокупно: на протяжении всего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения [7, с. 20].
Однако у ребенка с ограниченными возможностями, на долю которого выпало немало эмоциональных потрясений и психических травм, связанных с непохожестью, нетипичностью, проблема исследования тревоги является актуальной и практически не исследованной. В связи с тем, что в настоящее время закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми, статус этих детей изменился, и необходимость изучения психологических проблем детей с ограниченными возможностями, связанная с адаптацией их в социуме, является очевидной.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Такие дети постоянно находится в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии прерывного напряжения, граничащего со стрессом. Основная трудность работы с тревожными детьми (ОВЗ) заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными.
Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания, низкий уровень воприятия, снижена познавательная активность, медленно перерабатывают полученную информацию. Речь часто выражена слабо, произношение не разборчивое [7, с. 342]. Вследствие возникает несформированность психологических предпосылок к овладениями полноценными навыками учебно-воспитательной деятельности. И таким образом, возникают трудности в усваивании материала, умении работать в определенном темпе и главное - не умение контролировать свои переживания и эмоциональные всплески.
В специфику системы психологической коррекции детей с ОВЗ входит максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер нарушений, но и возраст детей [3, с. 25].
В целях выявления и изучения тревожного поведения у детей c ОВЗ было проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей с ОВЗ возрасте 5-7 лет. Обследование детей проходило в 3 этапа:
На первом этапе проведены диагностические беседы с педагогами ДОУ для уточнения и изучения эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ.
На следующем этапе проходила диагностика для выявления уровня тревожности детей с ОВЗ по следующим методикам:
1. «Паровозик» Велиева С В, по выявлению тревожности у дошкольников;
2. Незаконченные предложения Сакса-Лави модификация А.Б.Орлова.
При анализе данных обследования выявлено, что у большинства детей с ОВЗ 4 (37%) с негативное психическое состояние высокой степени, то есть наличие тревожности, как сопутствующего фактора психического состояния.
Наряду с полученным результатом, было выявлено, что у остальных оппонентов отмечается средняя степень негативного психического состояния – тревожного состояния (см. рис.1)
Рис. 1. Результаты данных по методике «Паровозик» (уровень тревожности).
По данным следующей методики «Незаконченные предложения» (см. приложение 3), было выявлено наличие тревожности у 5 детей с ОВЗ. В процентном соотношении - 45% (см. рис.2).
Рис. 2. Результаты по методике «Незаконченные предложения»
Таким образом, в общем соотношении данных по результатам исследования (методики - «Паровозик», «Незаконченные предложения») было выявлено, что у 5 детей с ОВЗ в полной мере отражаются тревожные страхи и беспокойства, то есть имеется высокий уровень тревожного состояния.
И по результатам исследования, в целях эффективного снижения уровня тревожности у детей была разработана коррекционно-развивающая программа. Программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы для работы детьми (разработанной педагогом-психологом П.Т. Михайловной и пособием для практических психологов детских садов И.А. Пазухиной) «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 7 лет». Внедрение программы осуществлялось в течении
В результате реализации Программы предполагалось, что проведенный курс занятий, поможет ребенку с ОВЗ справиться с тревожностью, поможет преодолеть трудности в поведении и в формировании новых положительных качеств.
Так на завершающем этапе была проведена контрольная диагностика по определению степени эффективности формирующего этапа исследования. В результате анализа данных повторной диагностики было выявлено, что уровень тревожности снизилась на - 17 %, высокий уровень тревожности выявлено только у 3 (28%) (см рис. 3.4).
- Высокий уровень тревожности отмечен у 3 (38) из 10 детей с ОВЗ.
- Средний уровень тревожности, то есть нормативные показатели у 7 дошкольников – 64%.
Рис. 3. Сравнительные данные по методике «Паровозик»
Рис.4.Сравнительные данные по методике «Незаконченные предложения»
Помимо этого был использован математический анализ (по критерию Фишера) для утверждения значимости результатов и проверки гипотезы.
(см. рис. 6)
«Есть эффект»: | «Нет эффекта»: | Суммы | |
Количество испытуемых | Количество испытуемых | ||
Первичная диагностика | 5 (45.5%) | 6 (54.5%) | 10 (100%) |
Контрольная диагностика | 3 (27.3%) | 8 (72.7%) | 10 (100%) |
Рис.5. Таблица расчета по критерию Фишера
Рис.6. Результаты расчета по критерию Фишера
Ответ: φ*эмп = 0.894
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. По его заключению гипотеза исследования подтверждается.
- Системно использованная рабочая программа способствовала к возникновению предпосылок формирования адекватной самооценки, уверенности, уменьшился (на 17%) скованность и боязливость. Дети стали более активными раскрепощенными, исчезают мышечные зажимы в области лица и шеи и пр.
- Дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях по устранению, в системе коррекционного воздействия важно использовать приемы, которые отображают эффективность коррекционного процесса в целом. Использование сочетания методических приемов с игровыми упражнениями Рабочей программы обеспечило эффективность проведенной коррекционной работы в целом. Поставленные исследовательские цель и задачи решены. Данная тема ждет продолжения как актуальная в современной педагогической практике.
Таким образом, коррекция проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться комплексно, с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник. Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева.- СПб: Речь, 2007.
- Веранса А.Н. Индивид. Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов / А. Н Веранса. - М.: Издательство «Мозаико - Синтез», 2012. - 342 с.
- Веранса А.Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. 2-ое издание / А.Н Веранса, М.Ф Гуторова. - М.: Издательство «Мозаика - Синтез, 2012. - 245 с.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е. В Доценко. - Волгоград: Издательство «Учитель». 2008. 368 с.
- Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Психология. - 2011, № 3. - С. 152-155.
- Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / [Текст] З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Психологические науки. – 2019, № 2. – С. 341 - 344.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/09/picture-618554-1428556740.jpg)
Психологическая готовность детей к школе старшего дошкольного возраста.
Надеюсь данная статья поможет Вам понять что такое в целом "психологическая готовность" и ее важность,актуальность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507664-1414339590.jpg)
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1186282-1610623562.jpg)
Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100740-1547202635.jpg)
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378112-1642314443.jpg)
Лекция – консультация для педагогов. «Психологические особенности игровой деятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378112-1642314443.jpg)
Лекция – консультация для педагогов. «Психологические особенности игровой деятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/17/picture-1394532-1647541095.jpg)
статья .Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
-Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок - МОЯ РОССИЯ. ИЗБРАННОЕ: сборник научно-исследова...