Лекция – консультация для педагогов. «Психологические особенности игровой деятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»
консультация

Шелковая Елена Александровна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция – консультация для педагогов

«Психологические особенности игровой деятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»

Подготовил: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Игровая деятельность как особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Познавательная сфера и все сферы личности дошкольника наиболее интенсивно развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослого и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях моделирует деятельность взрослых людей и отношения между ними.

Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в игровых условиях, чем по непосредственному заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы. Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей.

Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно логическому мышлению ребенка, преодолению познавательного эгоцентризма, т.е. недостаточного отграничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда ее доминирования, невозможности стать на другую позицию и осознать наличие других точек зрения. Сюжетно-ролевая игра способствует изменению позиции ребенка – со своей индивидуальной и специфически дошкольной – на новую взрослую позицию. Принятие ребенком определенной роли и выполнение соответствующих ей игровых действий представляют собой постоянную смену одной позиции на другую. Поэтому сюжетно-ролевая игра является такой деятельностью, в которой осуществляются основные механизмы, обеспечивающие преодоление познавательного эгоцентризма. Например, в игре "в больницу" обязательно присутствуют два партнера – врач и пациент. Врачу необходимо координировать свои действия с ролью пациента и наоборот. Также это относится и к игровым предметам, предметам-заместителям, используемым в игре. Так, у врача в руках палочка, изображающая градусник. Она для врача является градусником, поскольку он совершает с ней определенные игровые действия. Но для пациента палочка является палочкой, она может для него стать градусником при условии, если он представит себя на позиции врача, при этом не беря на себя его роли. Поэтому игровая деятельность обеспечивает возможность реальной практики смены позиции при принятии на себя игровой роли, отношений к партнеру по игре с точки зрения его ролевой позиции, координации точек зрения на значения игровых предметов без непосредственных действий с ними. Известно, что на начальных этапах развития игры требуется относительно развернутое действие с предметом-заместителем, и в дальнейшем этот предмет может являться знаком вещи посредством слова-названия, а игровые действия могут представлять собой сокращенные и обобщенные жесты, которые комментируются речевыми высказываниями. Слова, произносимые ребенком по ходу игры, также постепенно приобретают обобщенный характер. Таким образом, игровая деятельность способствует формированию предпосылок для перехода умственных действий во внутренний план, что представляет собой их более высокий уровень – умственные операции с опорой на речь.

Игровая деятельность имеет решающее значение для личностного развития ребенка. Всякая ролевая игра содержит в себе правила и в ней постоянно возникает необходимость ребенку отказываться от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя игровой роли. В игре поведение ребенка становится произвольным, интенсивно развиваются волевые свойства. Большое значение при этом имеет мотивация деятельности, поскольку выполнение эмоционально привлекательной игровой роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение соответствующих ей игровых действий. Содержащаяся в игровой роли модель поведения является эталоном, с которым ребенок самостоятельно сравнивает свои действия, осуществляет контроль за ними. Весь процесс игры эмоционально окрашен и она способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащению его эмоциональной сферы. Так как содержание ролей главным образом сосредоточено вокруг норм межличностных отношений, то в игре происходит развитие нравственных свойств личности ребенка. Игра имеет большое значение для развития коммуникативных умений и формирования дружного детского коллектива, для развития самостоятельности дошкольника, для формирования положительного отношения к труду, для коррекции некоторых поведенческих нарушений. Эти воспитательные эффекты основываются на том влиянии, которое игровая деятельность оказывает на развитие психики ребенка, на формирование его личности. Игра имеет большое значение для формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л. С. Выготский выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения сюжетно-ролевой игры. Он отмечал, что окружающие предметы и действия с ними включаются в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую эмоционально-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобретают новый смысл. Дети действуют в направлении своего желания, объективно ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. В сюжетно-ролевой игре происходит эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляются новые мотивы, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. В игре возникает новая психологическая форма мотивов: происходит переход от мотивов, имеющих форму неосознаваемых эмоционально окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию основных психических новообразований дошкольника: развивает когнитивные процессы, дает возможность действовать в плане представлений, расширяет познавательные интересы, формирует произвольность поведения и другие сферы личности. На основе игровой деятельности создаются условия для развития других видов деятельности (продуктивной, учебной и др.), приобретающих затем самостоятельный характер. Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста дает основание считать ее ведущим видом деятельности на данном этапе онтогенеза.

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры в ее развитом виде являются роль, игровые действия, предметы-заместители, правило игры, воображаемая ситуация, сюжет, содержание.

Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение. Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры. Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний. По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.); игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.); игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну). Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

Практический пример.

В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Среди основных линий развития игры выделяют следующие:

а)        изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;

б)        изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей к  все более устойчивым;

в)        изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.

Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:

  • действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или друго• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе й роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;
  • изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;
  • переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;
  • изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;
  • изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;
  • развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства,  к все большей требовательности в отношении сходства;
  • сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;
  • развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;
  • появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;
  • усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых по мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Использованная литература:

Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Игра дошкольника». Москва, «Детям 21 века», 2005 год

Калиниченко А.В. «Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие». Москва, «AkademiA»,2000 год