«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»
статья ( группа) на тему

Зинченко Юлия Александровна
Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социального развития. Формирование положительного опыта такого общения во многом зависит от того, как ребенком осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_nmts.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста в организации детской познавательной деятельности с целью социализации»

Совместная познавательная  деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социального развития. Формирование положительного опыта такого общения во многом зависит от того, как ребенком осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с детьми раннего возраста. В дошкольном  возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:

  • семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • детский сад (в первую очередь воспитатели);
  • общество (сверстники, друзья).

В силу того, что уличная среда практически отсутствует, современные семьи стали более закрытые, уменьшилось количество детей в семье, в образовательных  учреждениях преобладает взаимодействие  воспитанников  в одновозрастных  группах, что препятствует  разностороннему общению детей разного возраста.  Организованная совместная познавательная деятельность  старших и младших дошкольников встречается значительно реже.  Дети, сталкиваясь в подобных  объединениях с проблемами в межличностных отношениях, не имеют  знаний и  опыта их решения.  Духовно- нравственное развитие  должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах.

Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

В этой связи очень важно грамотно  осуществлять регулирование общения детей разного возраста. Мы решили попробовать искусственно создать условия для межвозрастного общения в условиях детского сада.  Решая основные  годовые задачи, такие как, духовно-нравственное формирование личности, физическое развитие детей и социализация, мы можем параллельно решать познавательные задачи, соединив две группы разного возраста. Основной для возникновения разновозрастного общения является конкретная  познавательная деятельность, постоянное или временное дело. Мы знаем, что успехов в коррекционной работе  с детьми с ОВЗ можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это, в первую очередь, предметно – операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая  игра. Воспитательно-образовательные задачи для детей с особыми потребностями можно реализовать, играя с ними. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры  и развивающие  дидактические игры. Наша команда собралась для обсуждения реализации данного взаимодействия. Мы назначили сроки, распределили работу по этапам, разработали совместное тематическое планирование. А также обсудили возможные формы проведения организационной образовательной деятельности, подобрали дидактические игры, обсудили продуктивную деятельность  детей. Мы подобрали возможные формы совместной деятельности детей:

  • Досуги
  • Совместные игры
  • Совместные прогулки
  • Интегрированная образовательная деятельность

Первым этапом было постепенное знакомство детей. Очень важна и необходима предварительная работа. Воспитатели и специалисты групп настраивали детей на знакомство и дальнейшую дружбу с детьми младшей группы. Мы выступали как равные партнеры, не подавляя инициативу детей, правильно направляя ее в нужное русло. Старшие дети пришли в гости в группу к малышам с игрушками и подарками. Безусловно, возникали трудности и замешательства в общении. Но каждая следующая встреча  детей давалась им все легче, находились общие темы, возникла совместная игра.  Это помогло закрепить положительные отношения, обеспечить приятные, но кратковременные  контакты, помочь старшим дошкольникам приобрести  опыт бескорыстной  помощи младшим.  Следующим этапом было необходимо создать предпосылки для возникновения взаимной симпатии и удовольствия от общения.  Мы организовали совместный досуг  «Витаминная азбука»,  где одновременно решили и многочисленные познавательные  задачи (развитие коммуникативных навыков, закрепление и обобщение представлений детей о свойствах предметов – цвет, форма, величина).  Старшие дошкольники познакомили младших с многообразием овощей и фруктов, загадали загадки малышам, покатали своих маленьких друзей на волшебной карусели, сделали томатный сок и угостили ребят.  Таким образом, на этой встрече старшие дошкольники закрепили и уточнили имеющие знания  по данной теме, а малыши реализовали свои первичные  познания со своими сверстниками.

 Очередным этапом нашей работы стало проведение спортивной игры «Дружные ребята», где непосредственное участие принимали родители двух возрастных групп. Важным фактором являлось сплочение и мобилизация  совместных усилий специалистов, педагогов, детей и родителей, что позволило эффективнее решить задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей, а значит и социализировать дошкольников в обществе. Эта форма работы дала возможность сформировать у старших дошкольников умение организовывать свою деятельность, реализовывать в вербальном и невербальном общении, чувствовать ответственность за совместные действия с малышами. Интересной формой работы стала совместная прогулка детей подготовительной и младшей группы. Совместную деятельность детей мы вынесли на прогулку. На прогулке педагогам удалось  более эффективно решать поставленные перед ними задачи, поскольку детям легче удержать полученные знания на фоне положительных эмоций  в окружении естественных условий и игровых ситуаций. Старшие дошкольники под руководством педагогов и специалистов групп провели спортивную эстафету. Параллельно с решением задач физического воспитания детей, удалось реализовать множество познавательных задач, а именно сенсорного  развития (цвет, форма, величина), знакомство со спортивным оборудованием, возможностями его применения (Например, мяч можно катать, кидать, бросать).  Организованная специалистами и педагогами совместная деятельность детей старшего и младшего дошкольного возраста – это только начало  эффективной и продуктивной дружбы.  Многоплановость взаимодействия дошкольников разного возраста способствует познанию себя и других людей, создает дополнительные сферы самовыражения и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности родителей с детьми старшего дошкольного возраста "Я хочу увидеть музыку"

Уважаемые родители!    Предлагаю вам и вашим детям увлекательное путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыка - это целый мир необычных звуков, это мир красоты и фантазии...

Дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Статья " Дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Проведение квест-игр для организации совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Квест – технология имеет четко...

Презентация для родителей «Организация совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинир...