статья .Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
статья

Соколова Елена Юрьевна
-Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок - МОЯ РОССИЯ. ИЗБРАННОЕ: сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ. Вып. 2 / Сост. Р.Ш.Сарчин, д-р филол. н. – Казань: ОИП «Моя Россия», 2017. – 902 с. (стр.25)

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Алипова Елена Сергеевна

Батогова Алла Борисовна

Кашина Ирина Александровна

Соколова Елена Юрьевна

Вологодская область

Создание условий для патриотического воспитания

при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

     В государственном проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Обращение к наследию русского народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

     Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, и общение людей разных поколений.

       Жизнь каждого  человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Особенно велика роль межличностных отношений в детстве, так как для маленького ребёнка общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности.

     Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, не интересен окружающим, чувствует себя уязвимым и отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, формированию замкнутости. В ФГОС ДО одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», которая определяет формирование  желания дошкольников: общаться со взрослыми и другими детьми; умение устанавливать контакт со сверстниками и не только; умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем; умение выполнять совместную работу; умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками и детьми младше или старше себя.

       В дошкольной педагогике общение старших и младших детей друг с другом определяется термином «межвозрастное общение». Важность межвозрастного общения детей определяется тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи имеют лишь одного ребенка, а в детских садах городов практически перестали функционировать разновозрастные группы, создается атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности. Между тем межвозрастное общение может обогатить дошкольников опытом через разноплановое взаимодействие, способствовать познанию себя и других. По мнению Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия. Для старшего ребёнка – показ, объяснение младшему способствуют лучшему осознанию предметного содержания, а контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля. Совместная деятельность позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. В разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается, прежде всего, эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на развитие Родины. Божович Л. И. выделяет смыслообразующий мотив взаимодействия – стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого», следовательно, постепенно закрепляется чувство ответственности. При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах.

     В своём проекте «Подружили сказки нас» мы разработали систему взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки, так как  сказка всегда способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, духовно – нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир и остаются одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которые во все времена использовали и педагоги  и родители. 

    Русские народные сказки издавна считаются одним из распространенных жанров устного творчества, к которому дети всегда относятся с интересом. Но сейчас  телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души и дети перестают читать.  Но книгу нельзя заменить экраном. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В.А.Сухомлинский.

    Русская народная сказка — прекрасное творение народного творчества. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Русская народная сказка для ребенка это особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, ее условность, хорошо усваивается ребенком. Русская народная сказка близка ребенку по мироощущению, т.к. у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Русская народная сказка не учит напрямую: в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  Этим упорядочиваются сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее. Русская народная сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Она формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества, патриотов России, поэтому  мы построили свою работу на взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством сказок.

       Целью реализации проекта «Подружили сказки нас» является создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и позволяет решать следующие задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к её народной культуре и людям, создающим её.
  2. Использовать  различные формы, методы и приемы, способствующие партнерским взаимоотношениям между детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
  3. Формировать знания детей младшего дошкольного  возраста  о сказках.
  4. Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о сказках через проявление творческой активности.
  5. Способствовать  обогащению эмоциональной сферы дошкольников при взаимодействии детей разного возраста.

     Работа по реализации проекта «Подружили сказки нас» выделяет три этапа деятельности. I этап – подготовительный, в ходе которого определилась актуальность темы и был составлен план реализации проекта. На II этапе – основном, велась работа по сбору информации, литературы, дополнительного материала, организовывалась деятельность по плану с детьми и родителями. III этап -  завершающий,  включал в себя анализ результата и презентацию проекта.

       Участниками проекта «Подружили сказки нас» являлись дети второй младшей группы (3-4 года) и дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели обеих групп, педагог – психолог и родители этих групп.

     Реализация проекта по созданию условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок не требует специальных и материальных затрат, может использоваться в любых дошкольных учреждениях, в том числе и специализированных.

       В процессе работы над данным проектом определились позитивные изменения у всех участников проекта. Подтвердилось то, что совокупность различных методов и приемов, развивающая предметно – пространственная среда, являются внутренними движущими силами межвозрастного общения дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (русскую народную сказку). Разнообразие методов и приемов, используемых в проекте, позволило варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельной деятельности, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать систему работы как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные особенности дошкольников – с другой. Проект помогает ребенку самосовершенствоваться, развиваться, активизировать различные мыслительные процессы.

       У детей младшего дошкольного возраста повысился уровень знаний о сказках: они стали узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними. Дети старшего дошкольного возраста стали глубже понимать смысл сказки, устанавливать связи между событиями и строить умозаключения. У детей обеих возрастов повысилась речевая активность, сформировалось умение выразительно инсценировать русские народные сказки. Использование русской народной сказки в совместной деятельности способствовало совершенствованию восприятия и выразительности речи, творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости, расширению словарного запаса.

В процессе совместной деятельности была создана благоприятная психологическая атмосфера, что способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в реализации проекта «Подружили сказки нас» отведена просвещению родителей: консультациям по использованию сказок в воспитании детей, значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка положительных эмоций. По отзывам родителей, чтение сказок стало доброй семейной традицией, создавая  эмоционально – комфортную  атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важным ресурсом патриотического воспитания подрастающего поколения на основе взаимодействия детей разного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...