Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Дубоносова Наталья Анатольевна

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся, и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И   поэтому  основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в следующем:

-использование нетрадиционных форм и методов работы с русской народной сказкой в разных видах детской деятельности;

-использование проектной деятельности.

         Практическая значимость  заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей духовно-нравственных качеств, поиске новых, эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.

 

Данный опыт может использоваться другими педагогами как система работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx144.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №14 посёлок  городского типа  Шахтёрск
Углегорского  муниципального района
Сахалинской области

Опыт работы

 «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Введение

  Актуальность

          Народная мудрость гласит: «Дети не являются детьми своих родителей,      потому что они дети своего времени».

В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся, и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И   поэтому  основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

  В  Федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включены задачи приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным), формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Поэтому именно сегодня остро встает вопрос о создании психолого-педагогических средств последовательного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Тогда и возникла необходимость найти такие средства, которые помогут в формировании духовно- нравственных качеств наших воспитанников.

Одной из главных задач нашего МБДОУ является духовно- нравственное развитие личности ребёнка. Опираясь на проблемы нашего общества, и задачи  работы  нашего образовательного учреждения определило тему творческой работы «Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством русской народной сказки».

«Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».  Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время  актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

А всё это происходит потому, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Поэтому сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь именно дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения, когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением, у него  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

Противоречие

Существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи, а задача формирования духовно-нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с русской сказкой.

Из этого  следует, что необходимо создать собственную систему работы, направленную на развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством использования русских народных сказок. Приложение 1.

Объектом данной работы является воспитание духовно- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы – влияние русской народной сказки на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно-нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и другие, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. 

Выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра". 

Большую роль в формировании нравственных качеств призвана сыграть книга. «На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''

Максим Горький сказал: "В поразительный мир книг человек входит так же, как он входит в жизнь - осторожно, понемножку, осматриваясь  и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка"

Ведущая идея опыта.

Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок  как педагогического средства, если будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя:
         - определение методов работы;
         - подбор методической,  художественной литературы, иллюстрированного материала;
         - подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;
         - работа будет проходить через разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

1. Технология опыта

1.1. Теоретическая  база опыта 

  В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается  «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы  принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.

В данной работе опирались на методики и разработки:

1.«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», Под редакцией  Н. В. Микляевой. В этой книге определены цели и задачи нравственно-духовного воспитания дошкольников. Это помогло определить и поставить  нравственные цели и задачи по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников посредством русской народной сказки.  

2. «Беседы о характере и чувствах», Под редакцией Т.  А. Шорыгиной.   Опыт этого педагога был использован для формирования представлений о моральных ценностях,  помог выработать навыки и  привычки, необходимые для жизни в обществе, дать детям положительные социальные нормы поведения.

3. «Беседы о хорошем и плохом поведении», Под редакцией Т.  А. Шорыгиной. Используя в работе предложенные беседы, помогли  детям разобраться в сложном мире человеческих  взаимоотношений, научили различать хорошие и дурные поступки, помогли выработать такие качества характера, как трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность и сострадание.

4.«Воспитание сказкой», Под редакцией Л. Б. Фесюковой. В этой книге описаны нетрадиционные формы работы со сказкой.  Используя эти методы работы со сказкой, воздействовали на характер детей, мягко и бережно формируя положительные черты и корректируя негативное поведение.

5. «Уроки добра», Под редакцией С. И. Семенака.  В пособии представлены конспекты  бесед,  имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений,  дискуссии, сценарии досуговых   мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение (доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, основанных отношениями к нормам социального поведения.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: Формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через русскую народную сказку.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2.Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          3.Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

4.Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

5.Развивать умение думать, сравнивать. Анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

6.Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

 Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в следующем:

-использование нетрадиционных форм и методов работы с русской народной сказкой в разных видах детской деятельности;

-использование проектной деятельности.

         Практическая значимость  заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей духовно-нравственных качеств, поиске новых, эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данный опыт может использоваться другими педагогами как система работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

1.2. Оптимальность и эффективность средств.

  Длительность работы над опытом.

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику с сентября2014г  по апель2016год  поэтапно:

Первый этап аналитико-диагностический. (сентябрь2014г-декабрь2014г).

Второй этап - практический  (январь 2015г - март 2016 г). 

Третий этап - аналитико-обобщающий (апрель 2016г-  май 2016 г).

Первый этап аналитико-диагностический. (сентябрь 2014г-декабрь 2014г).

Цели:  - Создание условий для проведения работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

-  Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

На первом этапе было проведено педагогическое наблюдение выявления уровня сформированности  духовно-нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение было проведено в группе детей 6 – го года жизни в количестве
20 человек.
Приложение 2. 

Вводный мониторинг (сентябрь, 2014год)

У 60%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 25% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и  у 15% выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

- Разработать на основе данных первичной диагностики перспективный план, направленный на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольника (Приложение№3), разработать конспекты НОД по ознакомлению с художественной литературой (Приложение№4), разработать проекты (Приложение№5), сделать подборку словесных, дидактических, подвижных и настольно печатных игр (Приложение№6).

-Разработать план работы с родителями с целью ознакомления с проблемами формирования духовно- нравственных качеств и обучению правильному общению с ребёнком через чтение русских народных сказок. (Приложение№7).

-Провести анкетирование с родителями группы по вопросам какие духовно- нравственные качества присущи их детям и как их развивать, используя чтение и совместное творчество по русским народным сказкам.

   

Чтобы работа по данной теме шла в системе была  сделана подборка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Обогатили  развивающую среду: 

-в книжный уголок - были  внесены русских народные  сказки, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации, открытки с изображением героев сказок по мере изучения;

-в речевую зону - внесены дидактических и настольно-печатные игры по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах,  перчаточный, пальчиковый);

-в игровую зону - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширмы для кукольного театра,  элементы костюмов героев сказок, маски; русские сарафаны и косоворотки для всех детей.

-В ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных                                  сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским   народным сказкам;

Второй этап - практический с января 2015 г. по март 2016 г. 

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через интеграцию образовательных областей. Вовлекать родителей к участию в образовательный  процесс.

  1. Правильный отбор сказок

Для формирования духовно-нравственных качеств старших дошкольников средствами русской народной сказки, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

 В процессе работы был  выявлен круг народных сказок, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивающих  представление о нравственных поступках.

Отбирая сказки, всегда анализируем их, продумываем, как сказка может повлиять на ребенка, какие чувства вызовет.  Поэтому стараемся подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Учитывая возрастные особенности детей и «нравственный урок» сказок, составили картотеку русских народных сказок (Приложение №2),  перспективный план, направленный  на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольника, разработали проекты, сделали подборку словесных, дидактических, подвижных и настольно печатных игр.

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, нами был разработан алгоритм работы со сказками.

1. Выяснение основной темы, идеи сказки - О чём сказка? Чему она учит? В какой ситуации нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали в сказке?

2. Размышление над мотивами поведения героя - Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Зачем герой был нужен другому герою?

3. Выявление способов преодоления трудностей, которые даёт сказка - Как герой решает проблему? Всё преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В какой жизненной ситуации нашей жизни нам пригодится этот способ.

4. Отношение героя к окружающему миру и самому себе - Что приносят поступки героя окружающим6горе, радость, прозрение? (созидатель он или нарушитель).

5. Осознание эмоций, которые вызывает сказка - Почему герой реагирует именно так? Какие эпизоды вызвали радостные (грустные чувства)? Какие чувства вызвала сказка?

2. Традиционные формы и методы работы со сказкой

Затем определяем более эффективные методы и приемы работы со сказкой  (конкретно с каждой), позволяющие активизировать нравственные позиции ребенка. Чтобы сказка смогла перед каждым ребенком «открыть дверцу», за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чтобы чужая душа перестала быть «потемками», а своя душа вдруг приобрела добрые качества и свойства, который не было ранее. В своей работе со сказкой используем разные методы и приёмы.

Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

           Еще одна из форм работы со сказкой - дидактические игры. Они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе используем игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний»,  «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету» , «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев),«Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие. (Приложение№6).

  1. Нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой

Наряду с традиционными методами  используем и нетрадиционные подходы работы со сказкой.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

В своей работе используем разные нетрадиционные методы работы со сказкой, предложенные Л. Б. Фесюковой. Используя эти методы работы со сказкой, воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение.

1.Игра «хорошо – плохо», ее можно использовать в любой сказке.  Например «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.

2.Метод «Интервью» - приходит «корреспондент» и берет интервью, спрашивая мнения о героях сказки. Например, в сказке о «Царевне – лягушке» просит рассказать об Иване Царевиче, о Царе, о братьях и т.д.

3 Сочинение «телеграмм», где даем совет герою, предупреждаем об опасности. Например, в сказке «Снегурочка» посылали телеграмму бабе и деду с предупреждением о том, что Снегурочка может растаять: предлагали свою помощь в придумывании домика для Снегурочки и т.д.

4.Метод «волшебной палочки». Нашим детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.

5.Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

6. Д/и «Нравится, не нравится». Например: Нравится Аленушка за то, что она… (заботливая, ласковая, преданная, чуткая…) Не нравится Царство за то, что люди в нем  злые, ленивые, трусливые, не любят солнце, не молятся и т.д.

7.Сочинение письма. Чаще стараемся сочинять письма героям сказок, нуждающимся в совете. Например, в сказке «Лиса и козел» сочиняли письмо козлу. Начинали письмо так: «Здравствуй, козел! Разве ты не знал, что лиса хитрая, нельзя всем так доверять. Есть поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Писали письмо Морозко, просили его не губить дочь мачехину, а превратить ее в трудолюбивую, ласковую девочку.

8.Изменение конца сказки. Есть сказки с не очень добрым концом. Вот их мы и стараемся изменить. Это сказки «Морозко», «Царевна-лягушка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и др

9. Создание проблемной ситуации Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:  «Почему поссорились лиса и заяц?» («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

10. Решение противоречий в сказке.

Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить.

В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы.

Находить и решать такие вопросы нужно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. «Гуси-лебеди». Рекомендуемый проблемный вопрос: «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?» Может быть, она сама что-нибудь придумает.

В подготовительной группе продолжаем  пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), тогда начинаем привлекать детей стать сказочниками, придумывать свои сказки. Прежде чем привлекать детей к сочинению сказок научили их приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

  1. Тематические дни и недели

Для расширения систематизации знаний о нравственных качеств, используем планирование тематических дней и недель. В течении дня или недели закрепляем нравственный урок , через интеграцию образовательных областей.

«Что такое хорошо и что такое плохо». 

Цели: Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

 «Человек трудом славен» 

Цели: Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

 «Ты да я, да мы с тобой»

Цели:  Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

 «Дом, в котором я живу»

Цели:  Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

В работе с детьми подготовительной группы   стали проводить аналогию между русской народной сказкой  и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным. (Приложение№9) 

  1. Метод проектирования

Также в работе  по данной теме был использован  метод проектирования. Использование технологии проектирования помогает  в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

     В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, итоговых мероприятий.

Были реализованы следующие проекты:

Проект №1 «Чему учит сказка».

Проект №2 «Этот волшебный мир сказки».

Проект №3 «Чудеса превращений».

Проект №4. «Герои русских народных сказок». (Приложение№6).

Использовали театральные постановки:

«Репка на новый лад» сочинённая совместно с детьми.

«Вовка и волшебный цветок»  (Приложение№10)

6. Взаимодействие с родителями.

1.3.Формы работы с родителями

Работая с детьми по данной теме, пришли  к выводу, что только с помощью родителей можем осуществить воздействие на детей. Ведь духовно-нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.

Чтобы каждый родитель знал, на какую сторону поведения обратить особое внимание, предлагали родителям внимательнее присмотреться к своим детям, глубже понять их. Для этого в начале года просили  родителей ответить на вопросы:

- Что вас радует в поведении ребенка?

- Какие черты характера вашего ребенка и поступки вас огорчают?

Некоторые родители сразу не смогли ответить, многим было трудно. Ответы родителей показали, что не все и не всё видят в своем ребенке, а иногда и не задумываются, каким же растет их ребенок.

Большинство родителей, к делу отнеслось очень внимательно. Многие отмечали в своих детях отрицательные качества, такие как лень, непослушание, жадность. Приводили беседы с этими родителями, чтобы выявить причины этих качеств у ребенка. Как правило, оказывалось, что это единственный ребенок и все дома только для него.

Большое влияние на исправление этих недостатков оказывают чтение художественной литературы,  коллективное празднование дней рождения ребенка. Творческие работы из природного материала, бросового материала выполненные родителями и детьми дома, составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек

Считаем, что такая работа с родителями, отдельные задания, поручения, ситуации, помогающие ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использовались следующие формы работы:

-Были проведены родительские собрания:  «Поговорим о нравственности»,  «Сказка ложь–да в ней намек», «Воспитание добром».

-Были проведены совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла».

-Информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-7го года жизни. Информацию представляла  в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

-В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

-Проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на  темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка»,  «Воспитание и книги», «Изготовление игрушек для домашнего театра», «Чем хороши русские народные игры, используемые в театрализации русских народных сказок»;

- Акция «Подари книгу детскому саду»- пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители,  у которых сохранились книги их детства приносили в группу

- Осуществили проект «Книжка своими руками»;

-Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

-Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год; «Вовка и волшебный цветок», к сказкам «Теремок», «Царевна лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк». и другие.).

-Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала (совместная работа с родителями).

-На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог»  и для всех гостей дети показали сказку «Репка на новый лад»,— сказку переделывали вместе с детьми.

-Была показана постановка сказки «Вовка и волшебный цветок»

 Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников духовно- нравственных качеств, средствами сказки проводим совместно с родителями.

2.Анализ и результативность педагогического опыта

Третий этап - аналитико-обобщающий  (март 2016г-  май 2016 г).

Цели:

 1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

 2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством русских народных сказок.                     

   Планируемые результаты

   Используя русские народные сказки, при формировании  духовно-нравственных качеств,  планировали  добиться следующих результатов:

-Сформировать представления о  духовно-нравственных качествах: добре, милосердии справедливости, трудолюбии,  послушании.

-Сформировать уважительное отношение к родителям старшим, сверстникам и младшим.

-Иметь представления о душевной и физической красоте человека;

-Уметь видеть красоту природы и труда.

-Развить эмоциональную отзывчивость на сказки.

-Научиться давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей

-Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в жизни группы, принимать участие в творческих проектах совместно с детьми.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения,  научились радоваться своим успехам, успехам сверстников.

 Дети в процессе приобщения к русской народной сказке стали более сдержанными, умеют действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия, научились давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей.

Наблюдения также показали, что характерной чертой наших детей является оптимизм, им присуще радостное настроение. Внешне это выражается в выразительном инсценировании сказок, сочинение своих сказок, и  желании слушать и анализировать сказку классическую музыку,  смелых активных движениях, передаче в движении эмоционально-образного содержания, творческой активности и самостоятельности.

Участвуя в исполнении инсценировок  песен, выразительном исполнении ролей сказок  у детей  стало ярче проявляться  связь духовно-нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе.

Родители стали  активно откликаться на наши просьбы и учитывают наши советы и рекомендации о воспитании детей в семье, правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости, принимают активное участие в творческих проектах, которые очень сближают их с детьми, между ними зарождается взаимопонимание.  

Следует отметить, что после  проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников: у 10%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 35% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и уже у 55% детей выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

  В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.

Итоговый мониторинг (Апрель, 2016 год).

3.Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы  были зафиксированы изменения в развитии сформированности  духовно-нравственных качеств дошкольников. На основе этих результатов можно сделать вывод о том,  что формирование духовно- нравственных качеств у дошкольников   будет более эффективно при использовании русских народных сказок  как педагогического средства если:

-работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

-в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

-будут использованы разнообразные формы и методы работы со сказкой

Работа над темой «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок» необходимо продолжать. Для дальнейшего достижения поставленной цели будем продолжать, использовать русскую народную сказку в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП, обучение грамоте, ознакомлении с окружающим.

Будем использовать  и дальше проектный метод.

Планируем продолжать формировать духовно- нравственные качества старших дошкольников через театрализацию русских народных сказок. Планируем показать театрализованную постановку «».

В целях обобщения опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством русской народной сказки  для педагогов ДОУ были выполнены и запланированы следующие мероприятия:

-Выступление на районных педчтениях декабрь 2014год;

-Круглый стол для педагогов МБДОУ на педагогическом совете по теме: «Формы и методы работы со сказкой», ноябрь 2015 год

-Проведение консультации для педагогов МБДОУ на тему: «Чему учит сказка».

-Выступление на  научно-практической конференции в марте 2016 года

- Провести обобщение опыта на педагогическом совете в марте 2016г;

-Провести обобщение опыта на  РМО в марте 2016г;

-Показать на неделе творчества в МБДОУ НОД , апрель 2016 год;

 - пополнить методическую копилку ДОУ проектами и презентациями  к ним по опыту работы.

"Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

Список использованной литературы

1.Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.;

2.Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,1988.;

3.Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012.

4.Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».

5.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.;

6.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

7.Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика.;
           8. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. –2013.;
           9. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.:Мозайка-Синтез,2008.
          10. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям     4 - 6 лет (с метод, рекомендациями) - М.: Просвещение, 2001.;

11. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс,
          12.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

            13.Грабенко Т. М. «Зачем читать детям сказки?».;

           14.Доронова Т.Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.;   

     15.О.С.Жукова  О. С. «Игры со сказками»,;

           16.Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.;

           17. Корепанова М., Брежнева М. «Сказкотеропия как средство самопознания». //Дошкольное воспитание, 2008.,№1 С. 53 - 58.;

           18.Караманенко Т. Н., Ю.Г. Караманенко. Кукольный театр дошкольникам:  Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.- М.: Просвещение,1982г.;

           19.Маханева.  М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера,2003г.;

           20.Макунина Е. Придумываем истории и сказки. Ж. Ребёнок в детском саду 6 – 2005г. с. 35.;

           21.Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.;

          22.«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», Под редакцией  Н. В. Микляевой.

          23. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

         24.Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.

        25.Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс,;
       26.Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. - М.: Просвещение, 1990.

        27.Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.

        28.Ушакова О.С.Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.

        29.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. - СПб. : ТИТ Комета , 1994.

          30.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; 

         31.Т.А.Шорыгина "Общительные сказки"

         32.О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М.:; 2012.;

         33.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.       

Приложение 1

        

Приложение 2

Общие результаты мониторинга развития духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок

Вводный мониторинг (сентябрь, 2014г.)

В  начале  года:

                                                                     

-высокий  уровень –  15%

-средний  уровень – 25%

-низкий  уровень -60%

На первом этапе было проведено педагогическое наблюдение выявления уровня сформированности  духовно-нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение было проведено в группе детей 6 – го года жизни в количестве 20 человек.

Детям было предложено пояснить значения  нескольких слов:   «дружба»,  «добро», «зло», «уважение», «трудолюбие», «милосердие», «любовь».

«Уважение» – 10 человек достаточно объяснили это понятие в основном так: "Когда младшие хорошо относятся к старшим, не грубят, слушаются".

 «Добро» – 14 человек объяснили это так: "Когда всем помогаешь, всех защищаешь", "Это когда нет зла". Приводились примеры из разных сказок. Под понятием "Дружба" 15 человек понимают: "Когда не ссорятся, не ругаются, вместе играют, уступают друг другу".  Слова-        "Милосердие " и " Трудолюбие"  вызвали некоторые затруднения   в объяснении  у детей. Возможно,  в кругозоре детей  слово " милосердие" встречается не так часто,  а " трудолюбие" ассоциируется  как помощь  взрослому.  

Для объяснения данных слов  пришлось обратиться  к русским народным  сказкам:

" Морозко", " Рукодельница и ленивица",  " Крошечка Ховрошечка". После  их  прочтения  детям,  они смогли  понять смысл этих слов.

     Слово" зло", как правило, дети не воспринимают дословно, и объясняют его "когда люди ссорятся, ругаются, говорят  плохие слова." Но со стороны  детей  слово  " зло" не вызывает агрессии и отрицательных эмоций. И это подтверждает, что  именно в раннем  возрасте воспитание духовности  и нравственных качеств   должно быть  целенаправленным и систематическим.

Также были заданы следующие вопросы: Какие русские народные сказки ты знаешь?  Чему доброму научили тебя эти сказки?

На начальном этапе называли четыре -пять сказок и затруднялись ответить на второй вопрос. Тогда мы решили разобраться на конкретном примере одной из сказок.

Всем детям одновременно была прочитана русская народная сказка «Заяц - хваста», затем, чтобы избежать повторов, индивидуально с каждым ребенком в беседе по таким вопросам:

1. О чем эта сказка?

2. Кто главный герой в сказке?

3. Какой он по характеру?

4. Одобряешь ли ты его поведение? Почему?

5. Какой он стал в конце сказки?

6. Кто ему помог стать таким?

7. А ты ведешь себя иногда также как он?

 8. Хорошо это или плохо? Почему?

Критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений.

A) Понимает ли смысл сказки.

 Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

 B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

 2. Сочетание нравственных образов и поведения.

 А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок.

  Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

 3. Нравственная оценка.

 А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

 Б) Каким литературным героям он стремится подражать, какие нравственные качества он выделяет.

Уровни сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

            Высокому уровню соответствуют дети, которые хорошо понимают смысл сказки, отвечают на поставленные вопросы, могут выделить нравственные качества в сказке, правильно мотивируют предполагаемый поступок, отражают в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняют ситуацию, дают полную нравственную характеристику героям.

Среднему уровню соответствуют дети, которые понимают смысл сказки, но не могут выделить нравственные качества в сказке, не всегда мотивируют предполагаемый поступок. Для этих детей характерно идти за лидером, соглашаться с его мнением. Беседуя по содержанию сказки, дети молчаливы, имеют трудности в поддержании диалога.

Низкому уровню соответствуют дети, которые не всегда понимают смысл сказки, не выделяют в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает в них никакого эмоционального состояния, ребенок вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

У 60%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 25% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и  у 15% выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

Промежуточный мониторинг (сентябрь, 2015г.)

-достаточный уровень –  30 %

-средний  уровень – 35 %

-низкий  уровень  -   35%

После проведенной с детьми работы мы провели повторную контрольное наблюдение детей по выбранной методике, используя более сложную в нравственном отношении народные  сказки: "Морозко" и «Хаврошечка". Для оценки нравственных знаний  у детей выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос:

" Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?

  Дети хорошо понимают смысл сказки, полно и разнообразно отвечали на поставленные вопросы, правильно, осознанно выделяли нравственные качества в сказке, при этом эмоционально реагировали на события в сказке, правильно мотивировали предполагаемый поступок, отражали в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняли ситуацию, дали полную нравственную характеристику героям.

У 35%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 35% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и  у 30% выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

Итоговый мониторинг (апрель 2016)

-высокий  уровень –  55%

-средний  уровень – 35 %

-низкий  уровень- 10%

После проведенной с детьми работы мы провели итоговое контрольное наблюдение детей по выбранной методике, используя более сложную в нравственном отношении народные  сказки: «Никита Кожемяка» и «Василиса Прекрасная». Для оценки нравственных знаний  у детей выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей?

Также дети стали понимать и знают  значение предложенных слов: «дружба»,  «добро», «зло»,    «уважение», «трудолюбие», «милосердие», «любовь», «терпение», «послушание».

На вопрос: «Какие русские сказки они знают?» дети называют 10-15 и даже более сказок и определяют «нравственный урок» каждой сказки.

Сравнение результатов показывает наметившуюся положительную динамику, после проведённой с детьми работы, это выражается в том, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности нравственных представлений

Следует отметить, что после  проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников: у 10%  выявлен низкий уровень представлений о духовно-нравственных качествах, у 35% выявлен средний уровень представлений о духовно-нравственных качествах и уже у 55% детей выявлен высокий уровень представлений о духовно-нравственных качествах.

Выводы: на основе этих результатов можно сделать вывод о том, если работу вести целенаправленно и в системе, то можно реализовать поставленные цели и задачи, достичь более высокого результата к концу учебного года.

Перспективное планирование

Старшая группа

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

Месяц

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

Сентябрь

«Вершки да корешки»

Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил».

Беседа по содержанию русской народной сказки «Репка».

Познакомить детей с новой сказкой. Учить передавать своё отношение к поступкам героев. Активизировать словарь: вершки, корешки, репа, рожь.

Закреплять умение ребенка отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки- описания. Вспомнить с детьми русские народные пословицы и поговорки. Закрепить знания алгоритма пересказа сказки«Репка». Познакомить ребенка с предлогами «за , между перед» .Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей.

 Загадывание загадок.

 Пословицы, поговорки.

 Дидактическая игра на классификацию «Что лишнее?»

 Отгадывание загадок.

 Работа с родителями пословицы и поговорки о репе.

  Дидактическая игра: «Угадай, из какой мы сказки?».

 Моделирование сказки помощью условных обозначений.

 Физкультминутка «Репка».

 Дидактическая игра «Узнай тень», «Кто лишний», «Нарисуй через трафарет», «Кубики»,

 Обыгрывание сказки

 Игра «Измени голос».

 Хоровод-игра «Урожайная».

 Выставка рисунков «Мир растений».

 Придумывание своей сказки «Морковка».

 Дидактическая игра :«Кто за кем»,

Октябрь

«Зайчишка

трусишка»

«Друг за дружку держатся – ничего не бояться».

Чтение сказки «Заяц – хваста»

Рассказывание. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». (русская народная сказка)

Познакомить детей с новой сказкой. Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности.

 Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины. Учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в образовании существительных с суффиксом – ищ. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию, упражнять в составлении простых и сложных предложениях. Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу её изложения.

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с шуточной сказкой. Подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи;

Активизировать словарь детей: страх, плошки.

Воспитывать дружеские взаимопонимания между детьми. На основе сказки дать такие понятия как: «взаимовыручка», «поддержка». Словарная работа: дружба, совет, друзья, дружить.

  Сказки к волшебным рисункам.

 Рассматривание иллюстраций.

 Дидактическая игра «Расскажи о своём герое сказки».

 Музыкальная игра с пением «Заинька», «Ой, заинька по сенечкам».

 Подвижная игра «Бездомный заяц».

 «Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

 Отгадывание загадок,

  Пословиц поговорок

 Инсценировка сказки.

 Хороводная игра «Огород у нас хорош».

  Беседа.

 Нарисуй любимого героя сказки

 Показ сказки на фланелеграфе.

 Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

 Танец «Дружные пары»

 Игра «Найди себе пару».

 Подвижная игра «Хитрая лиса».

 Дидактическая игра «Узнай сказку по песенке»

Ноябрь

«Знаешь ли ты сказки?»

Гончарные мастерские.

Дикие животные.

Литературная викторина по сказкам. «Заяц - хвастун», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный

Рассказывание русской сказки. «Лиса и кувшин».

Рассказывание сказки. «Лиса и рак».

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; Развивать интерес к русским народным сказкам; Зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающими описаниями; Театрализованные сценки; Учить отвечать на вопросы, используя разные виды предложений, согласовывать окончания; Активизировать и пополнять словарь детей: хвастунишка, страх, трусишка.

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых;

 Сообщить детям об основах гончарного промысла;

Уметь сравнивать виды посуды с другими; Активизировать и пополнять словарь детей: кувшин, миска, плошка.

Продолжать знакомить детей с дикими животными и их повадками;

Учить называть некоторых животных, таких как: волк, лиса, олень, лось, заяц, медведь;

Узнавать их в загадках, сказках.

Учить выразительно, двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

 Рассматривание иллюстраций.

 Рассматривание костюмов.

 Ряжение в костюмы.

 Отгадывание загадок.

 Моделирование сказок.

 Составление схем.

 Дидактические игры: «Угадай, какая сказка».

 «По следам к сказке».

 Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

 Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

 Дидактическая игра «Что как называется»,Частица «не» и новая сказка.

 Игры на классификацию.

 Художественное творчество «Посуда для лисы»

 Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов.

 Загадки о животных.

 Дидактическая игра: «От точек к сказке», «Узнай героя по описанию»

 Подвижная игра «Медведь и пчёлы», «Превращение».

Декабрь «Придет беда — не купишь ума» «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Тема:

Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Лиса - обманщица».

Пословицы «Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься».

Рассказывание сказки «Крошечка- Хаврошечка». + Драматизация сказки

Разыгрывание сюжета сказки: «Лисичка - сестричка и серый волк».

Раскрыть понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Развивать умение использовать заместители при пересказе сказки. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

Знакомить с музыкальными средствами передачи характера переживаний героев сказки

Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дать детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Закрепить знания детей о прочитанных раннее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки. Активизировать и пополнять словарь детей: хитрая, рыжая, плутовская, серый, битый

 Познавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания, игры-детские, экспериментирование, творческие задания.  Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»  Задания на эмоции.

 Дидактическая игра «Хорошо- плохо», «Нарисуй сказку».

Дидактические игры «Как узнать, что это сказка», «Сравни героев сказок» «Расскажем сказку вместе».  Драматизация сказки.

 Художественное творчество: «Нарисуй любимого героя».

 Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка».

 Этюд «Что я делаю?»

Январь

Тема:  Дружба, согласие

«Зимовье»

Пословицы

«Согласного стада волк  не берет”, “В согласии жить - никто не одолеет»

Чтение сказки «Морозко».

Сравнение сказок «Теремок», «Зимовье»

Учить детей определять характерные особенности января, явления природы и погоды в январе, применяя пословицы и поговорки; Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержании и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Активизировать и пополнять словарь детей: морозко, замерзать, доброта

Дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми.

Учить детей дружить, мирно и согласованно выполнять общую работу

 Пересказ сказки.

 Рассказ о природных явлениях и погоде в январе.

 Пословицы, поговорки;

 Выставка сказок о зиме

 Дидактическая игра: «Угадай, из какой мы сказки?».

 Моделирование сказки помощью условных обозначений.

Художественное творчество: Коллаж «Сказка учит дружбе»

Игра «Хорошо - плохо».

Лепка животных.

Пересказ сказки.

Февраль

«Гуляй, да присматривайся».

Тема: О служении

Сказка «Никита Кожемяка»

Пословица «Горе горюй, а руками воюй».

Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

Сказка «Сивка – бурка»

Пословицы «За добро добром платят»,  «Храброму смерть не страшна»

«Два Мороза»

Чтение Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

Литературная викторина по сказке.

Русская народная Сказка «Сивка-бурка» (рассказывание)

Знакомить детей с явлениями природы в феврале, определять характерные особенности февраля с использованием соответствующих пословиц, поговорок, загадок; Учить внимательно слушать сказки и побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя;

Активизировать словарь детей: Мороз - красный нос, Мороз - синий нос.

Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Воспитывать в детях такое качество как милосердие.

Раскрыть понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям

Расширить знания о сказке; Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.  Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела. Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

  Рассматривание иллюстраций;

 Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Сочини свою сказку», «Расскажем сказку вместе»

 Художественное творчество

  Слушание музыкального произведения «Дед Мороз».

 Рассматривание иллюстраций,

 Просмотр мультфильма о богатырях.

 Подбор пословиц и поговорок;

 Соревнования «Кто быстрее»  Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;

 Художественное творчество «Мой герой».

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей

 Рассматривание иллюстраций;

 Пересказ по ролям на фланелеграфе;

 Дид. игры «Волшебные очки», «Заветные слова».

 Работа с родителями «Придумай волшебную сказку».

 Художественное творчество - лепка «Сивка- бурка»

Март «Мудреному и счастье к лицу».

Рассказывание сказки «Семилетка» (русская народная сказка).

Познакомить детей с новой сказкой, учить оценивать поступки героев; Продолжать учить детей полно отвечать на вопросы по содержанию текста, используя загадки; Расширять словарный запас детей: бедный, именитый, жеребенок, судья, богатый , царь, куманек, государ

 Загадывание загадки

 Дидактическая игра

«Волшебные предметы из чужого мешочка»;

«Старая сказка на новый лад».

  Подбор пословиц и поговорок;

  Художественное творчество (коллаж)

Апрель

Литературная викторина по сказкам.

Тема: Послушание  -непослушание, ответственность, смелость, любовь

Сказка «Царевна-лягушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

«Яблоня послушания»

Рассказывание русской народной сказки «Царевна- лягушка»

Закрепить знания детей о прочитанных раннее произведениях, выявить представления о разных видах сказки. Учить детей передавать своё отношение к персонажам

Учить детей выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) к персонажам русской народной сказки «Царевна-лягушка», умело поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. 

Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность.

 Рассматривание иллюстраций. «Узнай по обложке», «Угадай чья песенка»,

 Драматизация отрывка из сказки.

 Художественное творчество «Любимая сказка».

 Загадывание загадок.

 Чтение стихов.

 Рассматривание иллюстраций

 Подбор пословиц и поговорок;

 Дидактические игры «Волшебные предметы из чужого мешочка»; «Измени конец сказки»; «Интервью».

Аппликация «Мозаичный ковёр»;

Май.

«Путешествие со сказочным героем»

Перспективное планирование

Подготовительная группа

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов, сочинение сказок.

Месяц

Содержание

Программные задачи

Сентябрь

«По щучьему веленью»

Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки.

1.Знакомство со сказкой  «По щучьему веленью»

2.Дидактическая

игра: «Чудеса в решете».

3.Дидактическая игра «Кто на свете злее всех?»

4.Пересказ детьми отрывков из сказки «По щучьему велению» с использованием графических символов.

5.Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке

Способствовать запоминанию детьми сюжета сказки, её героев.

Развивать логическое мышление при составлении целого из частей. Поощрять рассказывание эпизодов сказки.

Цель: Учить детей замечать особенности

жанра сказки: происходящие различные чудеса, как и с помощью чего происходят чудеса и превращения (волшебные предметы и их действие)

Цель: Учить детей определять характер сказочных героев (злых и добрых), их внешний облик, жилище. Развивать речь-описание. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Цель: Учить детей связно, выразительно пересказывать отрывки из сказки, используя графические символы. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать логическое мышление.

Развивать образное представление. Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героев сказки. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства, работать в технике «оригами».

Октябрь

Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность,  взаимная любовь, заботливость, терпение.

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен»

 

«Гуси - лебеди».

1.Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

2. Рассматривание репродукции кар- тины В.М. Васнецова «Алёнушка».

3. Показ плоскостного театра «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

4.Перессказсказки «Гуси- лебеди» методом моделирования

5. Дидактическая игра «Заветные слова».

6. Дидактическая игра «Хороший- плохой».

7. Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?»

Цель:  Учить детей замечать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и выражения, образные выражения).

 Уточнить понимание слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка.

 Воспитывать интерес и любовь к фольклорной сказке. 

Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним.

Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях. Формировать умение понимать смысл образных выражений.

Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании. Развивать интонационную выразительность речи.

Обучение детей рассказыванию методом моделирования. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать звуковую культуру речи. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от  реальных.

Учить детей вычленять самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры слова, несущие основную смысловую нагрузку).

 Учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценивать их деятельность.

Учить детей на основе анализа сказочных предметов, помогающих героям одолеть врага (скатерть- самобранка и др.), придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление детей.

Ноябрь

«Иван-царевич и Серый волк».

1.Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк

2. Рассматривание картины В.М.Вас- нецова «Иван-царевич на сером

волке».

3.Коллективное сочинение детьми сказки «Василиса Прекрасная и Белый лебедь» (на основе сказки «Иван- царевич и Серый волк»)

4. Постановка сказки  «Вовка и волшебный цветок»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Учить детей понимать художественный образ, который хотел создать художник. Обогащать словарь детей, побуждать использовать в речи точные слова для характеристики героев.

Учить детей сочинять сказку. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Учить инсценировать сказку, передавать интонацией настроение героя, развивать интонационную выразительность. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия. Развивать связную речь детей, овладевать лексико- грамматическими формами языка.

Декабрь

«Василиса Прекрасная»

Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения.

1.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

2.Беседа по содержанию; пересказ отрывков сказки

3.Дидактическая настольно/печатная игра «Что перепутал художник?»

 

4.Коллективное сочинение детьми сказки на заданную тему «Снеговик и снежная птица»

5.Создание книги «Наши  зимние сказки» Рисование детьми к зимним сказкам.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Закрепить знание героев сказки, волшебных предметов, встречающихся в русской народной сказке. Обогащать словарь детей.

Учить детей придумывать сказку по порядку функций; коллективно развивать сюжет сказки. Закрепить знание структуры сказки (начало, середина, конец). Развивать связную речь. Воспитывать интерес к сочинению сказок.

Развивать образное представление. Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героев сказки. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства.

Январь

«Снегурочка»,

Воспитание доброжелательности и сочувствия.

1.Чтение сказки «Снегурочка»

2.Драматизация отрывков из сказки

3.Дидактическая игра «Чепуха».

4.Коллективное сочинение детьми сказки «Иван-царевич и Баба-Яга».

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержании и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Помочь детям запомнить содержание сказки. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации сказки.

Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить детей придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Например, «запрет – нарушение запрета».

Продолжать учить детей коллективно придумывать сюжет сказки с помощью символов. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй языка. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, характерными для русской народной сказки. Воспитывать интерес к речевой творческой деятельности.

Февраль

«Худые дела не доведут до добра»

Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми.

1.Знакомство со сказкой  «Мороз Иванович»

2.Создание модели «Сказка в коробке».

 3.Дидактическая настольно/печатная игра «Сказочные герои».

4.Коллективное сочинение детьми сказки «Змей Горыныч»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержании и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Развивать воображение детей. Совершенствовать эстетическое восприятие. Упражнять детей в составлении и проговаривании диалогов из сказок. Совершенствовать выразительность речи.

Закрепить и уточнить знание детьми сказочных героев. Развивать логическое мышление, при соотнесении графического изображения с сюжетным.

Учить детей самостоятельно придумывать название сказки, место действия, её героев. Продолжать учить самостоятельно отбирать необходимые для развития сюжета сказки функции. Развивать воображение, связную речь.

Март

Сказка

«Финист – ясный сокол

Воспитывать у детей нравственное качество любовь с ближнему, заботу.

1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2.Развлечение-игра Путешествие в сказку «Маша и медведь».

3.Дидактическая игра «Да-нетка».

4.Рассказывание сказки «Финист-ясный сокол».

5.Игра «помоги  другу», обсуждение сказки

6.Коллективное сочинение сказки «Иван-царевич и Змей Горыныч».

Учить детей эмоционально воспринимать сказку. Совершенствовать умение чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств. Обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать их переносное значение.

 Воспитывать любовь к сказкам, Желание проигрывать сюжеты сказок. Закрепить знание детей о геометрических фигурах: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закрепить умение детей сравнивать предметы по высоте, порядковый счёт, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять знания о лесных зверях, по признакам находить деревья, Продолжать развивать речь, как средство общения.

Закрепить знание детьми героев русских народных сказок. Развивать логическое мышление.

 

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Совершенствовать умение детей сочинять сказку. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Апрель

1.Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников».

2.Дидактическая игра «Сам себе сказочник».

3.Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Продолжать учить детей с помощью дидактической игры объединять сюжеты знакомых сказок. Развивать воображение, словесное творчество. Совершенствовать связную речь. Развивать интерес к словесному творчеству.

 Закрепить знание детьми сюжетов и героев русских народных сказок. Формировать умение по иллюстрации отгадывать название сказки. Поощрять желание пересказывать соответствующий эпизод.

Май

1.Литературная викторина «Путешествие в сказку».

2.Создание коллажа «Салат из сказок».

Закрепить знание детьми сюжетов русских волшебных сказок, их героев, образных слов или выражений характерных для определённой сказки.

Упражнять детей в составлении коллажа из иллюстраций к русским волшебным сказкам. Развивать воображение, творческое мышление.

Дубоносова Наталья Анатольевна

«Формирование духовно- нравственных качеств  старших дошкольников посредством русских народных сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...