Сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Умникова Ирина Николаевна

Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно сказать, рядом  идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей  ДОУ становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению, что мне необходим  такой  метод, как сказкотерапия.                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_metod._statya.docx194.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников.

Умникова Ирина Николаевна – «Калачеевский детский сад №2»                                                                                           «У ребенка свое особое умение видеть,                                                                                      думать и чувствовать;                                                                                                                    нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»

Ж.Ж.Руссо

                                                                                                                                                                              Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй. Через сказки каждое поколение приобретали  нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.                                                                                                                                  Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно сказать, рядом  идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей  ДОУ становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению, что мне необходим  такой  метод, как сказкотерапия.                                                                               Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.                                                                                    К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В сказке возможно все, чего не бывает в жизни.

Дети – самые благодарные слушатели и самые неутомимые фантазеры. Сочинять сказки вместе с детьми – одно удовольствие, которое, ко всему прочему, привносит в психику ребенка еще и позитивные изменения. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова. Кроме того – и это важно! – малыш уже умеет четко разграничивать реальный и выдуманный мир.

В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт   возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда педагог заводит с ними разговор на эту тему, дети зачастую замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

 В зависимости от задач, я использую разные формы сказкотерапии. Польза этого метода работы с детьми состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно—нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Сказкотерапию для детей дошкольного возраста, я провожу с использованием определенных видов сказок.                                                                                                                                                     Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки.                                                                                                К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

2.Народные сказки.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

3.Авторские художественные сказки.                                                                      Чтобы помочь осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека. 
4.Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать ребенка тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.                                                                                                        5.Психокоррекционные сказки. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный.                                          6.Психотерапевтические сказки. Сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям.                                                                                                                              В сказкотерапии я использую следующие методы работы:                                  Написание. Для развития речевого аппарата, а также  формирования фантазии, воображения, использую метод самостоятельного написания. Этот метод применяю только для старших дошкольников.                                                                                            

Демонстрация. В этом методе я  предусматриваю постановку сказки в виде выступления. Во многом это психодрама. Подобное сочетание  помогает детям вживаться в роли сказочных персонажей, переживать их эмоции и сталкиваться с их проблемами.                                                                                                              Завершение сказок. Такой метод я использую для того, чтобы закончить сказку или изменить ее окончание. Начало уже готово, а вот концовку я предлагаю придумать самостоятельно. Этот метод я использую для старших дошкольников.                                                                                                                 Арт-терапия. Достаточно часто провожу  арт-терапию сказкотерапии.  Это может быть рисование, лепка или другого формата творчества. Это влияет на двигательную активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка будет свое представление о герое. С точки зрения психокоррекции полезно посмотреть, как именно ребенок представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с детьми.  

                                                                                                                                                                Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы детей или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно построить структурный процесс сказкотерапии.                                                                                                                                Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология или как инструмент психотерапевтического воздействия имеет следующую структуру построения процесса работы с детьми:                                                                                                     Погружение. Для погружения мы с детьми прослушиваем музыку, медитируем, я меняю тон при чтении или даже изменяем освещение. Все это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.                                                                                                        Знакомство. Здесь я читаю психологические сказки для детей.                                                                                                                                        Процесс обсуждения. Закончив чтение, я начинаю задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.                                                                                             Арт-терапия. На этом этапе я даю детям задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший их момент сказки и пр. Причем ребенок  должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить.                                                                                                                                      Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого я приглушаю музыку, включаю свет. Часто мы используем прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.                                                                                                                        Итоги. Приняв во внимание результаты терапии, я подвожу итоги каждого участника группы.                                                                                                                                             Чтобы достичь желаемого эффекта при работе с детьми, педагог сам должен проявлять интерес к сказке и погружаться в сказочный мир, он обязательно должен проводить сеанс, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.

                                                                                                                                                               Таким образом, применяя  данную методику  в работе с тревожными детьми, я получаю следующие результаты: появляется способность рефлектировать свои чувства, улучшаются (становятся более частыми и дружелюбными) контакты как с другими детьми, так и с взрослыми. Дети становятся более открытыми. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий приводит к ощущению комфортности, защищенности ранее отверженных детей.

                                                                                                           

Литература:

1.Зинкевич—Евстигнеев Т.Д. Формы и методы работы со сказками.-СПб.:Речь,2006.

2.«Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – СПб.: «Златоуст»,1998.-352с.

3.«Сказки и Сказкотерапия.» Соколов Д. – М.: Эксмо- Пресс, 2001.                          

4. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. Вачков И.В.-3-еизд.,перераб. и доп. – М; Ось -89, 2007.                                          

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми.-СПб.:Речь,2006.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Сказкотерапия, как метод психологической коррекции"

ВВЕДЕНИЕ Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит...

Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой фо...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

   Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше, характер речевых патологий -  сложнее. Зачасту...