Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
учебно-методический материал (старшая группа)

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

 

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше, характер речевых патологий -  сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Отсюда, актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности.   Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.

Целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Определений сказкотерапии достаточно много. Вот некоторые из них:

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария.

Сказкотерапия – это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Сказкотерапия - метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития. Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления.

Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми, что актуально в работе с  детьми с РАС.

Лечение сказкой - это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии.

Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки: 1) «Колобок» - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) «Волк и семеро козлят» – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) «Красная Шапочка» – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) «Петушок золотой гребешок» - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) «Репка» – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) «Маша и медведь» – учит, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

 Дети с РАС воспринимают мир отношений в узком диапазоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебности и страха. Они искаженно видят и реальные отношения между людьми. У них наблюдается устойчивость дефекта, одним из главных нарушений является недостаток коммуникативных навыков, выражающий в виде отсутствия разговорной речи, стереотипных высказываний, резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма. Своеобразные нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя в третьем или втором лице. Такие дети не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимание на лицо говорящего, погружены в себя. Любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции.   Становление речи почти у всех таких детей происходит через эхолалии, им свойственен необычайный тембр голоса и монотонная речь.

Таким образом, необходимость нового метода возникает из противоречия между: требованиями к выполнению всё более усложняющихся образовательных программ и уходом от прямого обучения, возвращения игрового, как основного вида деятельности обучающихся с РАС. Элементы сказкотерапии позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие.  

В образовательном  процессе применяются различные методы работы:

- Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе).

- Словесные (проговаривание, беседа, чтение произведений, словесные игры, сочинение сказок);

- Практические (игры пальчиковые, подвижные, игры – инсценировки, потешки с движениями);

и средства коррекции: вербально-коммуникативные, орудийно-манипулятивные, экспрессивно-мимические.

Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:

1) диагностическую (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения).

2) прогностическую (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения ребенка в будущем);

3) терапевтическую (само лечение, благодаря которому в поведении и в эмоциональном состоянии ребенка происходят положительные изменения).

При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей:

 гиперактивность или гипоактивность;

 стресс, вызванный потерей близкого человека или любимого животного;v

 агрессивность, неадекватное поведение, нарушения взаимодействия со сверстниками;v

 расстройство поведения с различными физическими проявлениями (возможны проблемы с питанием или с мочевым пузырем);

 различные страхи, тревожность;

 стресс, связанный с семейными проблемами: развод родителей, их скандалы, насилие в семье, появление еще одного ребенка.

               Польза сказкотерапии на занятиях:

Во-первых, сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми, что актуально в работе с аутичными детьми.

Во-вторых, возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Представляю вашему вниманию игры и упражнения, которые использую в своей логопедической деятельности с детьми:

1. Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.

Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развитие сенсомоторной координации.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине 

2. Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса

Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

Речевое дыхание

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая»«пусть репка будет вкусная, сладкая».

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.

Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)

Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

4.Автоматизация и дифференциация звуков в сказке:

«Колобок»

Я колобок, колобок, румяный бок,

Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел, Я от волка ушел («ш» «л»)

«Теремок»

Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка,

Я комар-пискун, Я зайка-побегайка,

Я лисичка-сестричка, Я мишка косолапый («с» — «ш»)

«Лисичка со скалочкой»

Лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

Скалочку под печку («ч»)

«Маша и медведь»

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке, Неси дедушке («с» — «ш»)

«Кот, петух и лиса»

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку. «ш»

«Заюшкина избушка»

Сейчас как выгляну,

Сейчас как выскочу,

Полетят клочки по закоулочкам. (ч)

«Репка»

Мышка за кошку, Кошка за Жучку,

Жучка за внучку, Внучка за бабушку,

Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку («ч», «з» — «ж», «с» — «ш»)

«Волк и семеро козлят»

Вы козлятушки, Вы ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша матушка пришла, Молочка вам принесла («с» — «ш»)

«Заяц- хваста»

У меня не усы, а усищи, У меня не лапы, а лапищи, У меня не зубы, а зубищи.

Никого не боюсь («сь» — «щ»)

 

Игра «Крокодил» - используем для описания внешнего вида героя, его мимики, позы, внутренних качеств. Инструкция: опиши героя словами, не называя его.

Дед Мороз (Морозко): добрый, сильный, справедливый, с большим посохом, с длинной бородой, мешком подарков, приходит только зимой.

Лиса: в рыжей пушистой шубе, с хитрыми глазами, обманщица, воровка,

Лягушка: зеленая, скользкая, живёт на болоте, квакает.

Сочинение сказки по опорным картинкам и словам.

Библиографический список:

1.Екжанова Е. А., Резникова Е. И. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2008. 286 с.

2. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя/ О.Н.Капшук –Изд.2-е.  

3. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Сказкотерапия, как метод психологической коррекции"

ВВЕДЕНИЕ Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит...

« Психогимнастика как метод психологической коррекции»

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее досту...

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников....

Куклотерапия— как метод психологической коррекции детских страхов.

Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей....

Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...