Консультация для родителей «Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать?»
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Наталья Сергеевна Кольцова

Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multfilmy_dlya_doshkolnikov.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать?»

Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, проведенное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками и взрослыми.

Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Каковы причины таких изменений? Что делает телевизор столь привлекательным для ребенка? Для начала нужно отметить несколько серьезных причин социально педагогического характера.

Увеличение образовательных нагрузок влечет за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана. Мультфильмы и программы для детей все чаще носят образовательный характер. Родители выражают заинтересованность и согласие на то, чтобы ребенок с пользой провел время у экрана или просто отдохнул.

Огромный рост популярности видеопросмотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов и киосков заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров. В интернет-сети выложено более ю тыс. мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводит у экрана. Настоящим спасением от обилия экранного времени является детский сад.

О вреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники.

В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одобряемые действия, влекущие вред для физического, психического и нравственного развития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)'.

Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о наличии «вредных» действий героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей, при этом, речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания –психологические и особенностям детей того или иного возраста. В дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Кроме того, это период интенсивного психического развития, когда каждый год обличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит - если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, «несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Исследования доказывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр.

В этом контексте принятая в Законе маркировка «о+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Просмотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего и дошкольного возраста.

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность и любознательность, требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это способствует познавательному развитию.

Эстетические впечатления, к которым относится восприятие мультфильма, всегда связаны с чувствами и эмоциями детей. Каждое произведение потенциально несет различные по глубине эмоциональные состояния. Сложность, амбивалентность этих эмоций, разнообразие и глубина переживаний, безусловно, обогащают эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Они могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Таким образом, художественный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития. Но потенциал может реализоваться лишь в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.

Хотелось бы подчеркнуть значимость соответствия произведения возрастным особенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений - он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей. В результате у малышей быстро вырабатывается зависимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить телевизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

В настоящее время наблюдается существенное снижение возрастных границ включения ребенка в контекст детской субкультуры. Детям 2 - 3 лет показывают сложные многослойные фильмы (про Питера Пэна, Русалочку или Гарри Поттера). Младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведений, соответственно их развивающий потенциал остается нереализованным.

В большинстве случаев ни родители, ни дети в дальнейшем уже не возвращаются к этим богатым источникам эстетических впечатлений и человеческих смыслов. Когда ребенок не готов к истинному сопереживанию героям, когда он интересуется только сюжетом и действием, он воспринимает произведение как пассивный потребитель. Результаты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных сложных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др.), так и перевозбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

Содержание игры наиболее адекватно отражает образ мира ребенка, актуальные для него жизненные смыслы: он изображает то, что для него эмоционально увлекательно и понятно. Поэтому сопереживание героям фильма выражается прежде всего в детской игре: ребенок идентифицирует себя с воображаемым персонажем, причем не только в переживаниях, но и в действиях.

Мы попытались выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики - движения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, перемещения кукол в пространстве, их переодевания. Это наводит на мысль, что ребенок не может понять то, что пытались заложить авторы в основу фильма. Наблюдения показали, что детям сложно полноценно подражать героям фильма и понять, что с ними происходит. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?

Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность - к людям? животным? сказочным персонажам? Дети не воспринимают непонятный сюжет, несмотря на то, что смотрят один и тот же мультфильм по нескольку раз. Мы видели, что ребенок однообразно повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, но смысла происходящих событий (если он вообще там есть!) он не усваивает.

Итак, оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависят развитие дошкольника, приобщение его к художественной культуре. Мы исходим из того, что при определении возрастной адресации фильма необходимо опираться на психологические особенности детей того или иного возраста, а именно на их жизненные интересы, возможности понимания, содержание игры, отношения со взрослыми и сверстниками.

Опираясь на традиционные, общепринятые психологические особенности, представление в работах Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной и др., попытаемся обозначить главные характеристики мультфильмов на разных этапах дошкольного возраста.

Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Прободается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы; (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка - семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.

В соответствии с возрастными особенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы - жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образны простых правил поведения. Максимально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями.

В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) - это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре -  отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью.

Особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение и пр.).

Это могут быть разнообразные сказки (народные и авторские). Центральные темы связаны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением.

Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Герой является участником событий, связанных с другими персонажами; важны отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

В этом возрасте живой отклик находят такие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) впервые обнаруживается возможность подчинения своих действий более отдаленному мотиву. Появляется феномен эмоционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, а сюжетом - развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями.

Детей интересуют разные аспекты взрослой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности. Складываются устойчивые избирательные привязанности между дошкольниками, появляется дифференциация детской группы.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно предположить, что тематикой произведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.

Для старших дошкольников в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей. Для примера приведем несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие. Все эти произведения имеют мультипликационную версию.

Таковы в общих чертах характеристики содержания произведений для детей на разных этапах дошкольного детства. Следует подчеркнуть, что прежде всего необходимо определить соответствие произведения этическим и эстетическим критериям. Произведения, суть которых противоречит моральным нормам, стимулируют агрессивность, жестокость, разрушения, нельзя рекомендовать маленьким детям.

Помимо сказанного необходимой стороной психологической экспертизы должны быть характеристики художественной формы произведения. В фильмах это ритм и скорость предъявления, продолжительность и пр.; в печатных изданиях - лексические особенности, качество издания, адекватность иллюстраций и т.д. Все упомянутые аспекты нуждаются в специальном анализе с позиции возрастного психолога. Очевидно, что эстетически объект всегда воздействует органическим синтезом формы и содержания. Их гармоничное соответствие определенному возрасту должно стать центральным критерием психологической экспертизы художественного произведения для детей.

В Центре игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) разработаны критерии психолого- педагогической экспертизы и проводится работа по выявлению возрастной адресации конкретных произведений. Задачи Центра - не только возрастная маркировка или выявление информации, приносящей вред, но и выявление лучших образцов произведений для детей разного возраста, обоснование их преимуществ и привлечение к ним внимания читателей, зрителей, слушателей. Главный принцип Центра игры и игрушки: «Мы ничего не запрещаем, но мы рекомендуем лучшее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать

Статья для воспитателей детских садов....

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников основ правильного питания»

Данная консультация носит рекомендательный характер при организации правильного питания дошкольников в семьях....

Консультация для родителей. Режиссерская игра дошкольников. Как правильно организовать?

Что такое режиссерская игра? Как умело ее организовать? Какие условия необходимы для ее развития? Эти и другие вопросы вы найдете в этом материале....

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

Консультация для родителей "Мультфильмы для дошкольников"

Родители детей 4-7 лет должны осознанно подходить к отбору для них мультфильмов, т.к. они влияют на эмоционально-личностную, познавательную, волевую сферы дошкольников и способствуют формирова­нию...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультция для родителей по формированию грамматически правильной речи у детей....

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»

звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом...