Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevrozy.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы!

Биологические факторы

1) Наследственность.

Неврозы формируются на протяжении жизни трех поколений: прародителей, родителей и детей. Доказана роль генетических факторов в развитии ранней детской нервности, заикания, ночного недержания мочи. Страхи детей при неврозах часто повторяют страхи родителей в этом же возрасте. Однако невроз не передается по наследству. Речь идет лишь о наличии общих генетически обусловленных типов реагирования детей и родителей на психотравмирующую ситуацию.

2) Неблагоприятное течение беременности и родов.

Негативное влияние оказывают заболевания, перенесенные во время беременности, токсикозы беременных. Они приводят к нарушению маточно-плацентарного кровообращения и кислородному голоданию плода. Осложненное течение родов может быть обусловлено обвитием пуповины вокруг шеи плода, ножным или ягодичным предлежанием, чрезмерно крупным плодом, слабостью родовой деятельности и др. Любой из вышеперечисленных факторов может привести к повреждению головного мозга плода в родах.

3) Пол.

В детском возрасте неврозы преобладают у мальчиков. Среди подростков более невротичны девочки. В целом частота неврозов у женщин выше, чем у мужчин.

4) Возраст.

Средний возраст начала неврозов у детей - 6 лет. Ускорение темпов физического развития нередко сопровождается социальной и психологической незрелостью ребенка. Наиболее отчетливо эта диспропорция проявляется в подростковом возрасте. Она служит причиной частых конфликтных ситуаций, приводящих к невротизации подростка.

5) Перенесенные заболевания.

Любые перенесенные острые и хронические заболевания, а также черепно-мозговые травмы истощают нервную систему, особенно у ребенка, и усиливают эффекты психотравмирующих воздействий. В связи с этим даже обычные жизненные ситуации становятся для ослабленных детей сверхсильным раздражителем. Частота невротических расстройств у детей с хроническими заболеваниями (бронхиальной астмой, язвенной болезнью и др.) значительно выше, чем у их здоровых сверстников. Также отклонения в нервно-психическом развитии ребенка могут быть следствием любой травмы черепа.

Семья как источник психической травмы

    Проблема семьи как источника психической травмы имеет как минимум два аспекта: характер внутрисемейных отношений и тип воспитания. Факт создания семьи не определяет ее атмосферу. Она может быть дружественной, враждебной, безразличной, отчужденной. В гармоничной семье наблюдается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия, любовь. Эти качества способствуют доверительности в отношениях, прочности семейного очага. Взаимопонимание и психологическая совместимость складываются не только во взаимоотношениях между супругами, но и между родителями и детьми. Постоянная родительская любовь и забота способствуют возникновению и укреплению у ребенка чувства собственного достоинства и самоуважения. Он гордится тем, что живет с папой и мамой, во многом подражает своим родителям, осознанно или неосознанно отождествляет себя с ними. В семье ребенок чувствует себя защищенным. Став взрослым, такой человек способен любить глубоко и преданно в собственном браке.

   Но если родительская любовь чрезмерна, то она превращается в свою противоположность. Есть семьи, в которых детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным восхищением и почитанием независимо от реальных качеств и способностей. Из ребенка делают «кумира» семьи. Его демонстрируют перед родственниками, друзьями как уникальное явление, талант. При этом все шалости и проступки не только безоговорочно прощаются, но и истолковываются как признаки неординарности и одаренности. Ощущая свою сверх ценность, ребенок вырастает самовлюбленным и эгоистичным, требует постоянных знаков внимания и восхищения со стороны окружающих. Чрезмерная родительская любовь делает даже повзрослевших детей социально незрелыми, зависимыми от родителей. Они не способны самостоятельно решать многие жизненные проблемы. Такие дети не готовы к преодолению трудностей и должны постоянно самоутверждаться в своей сверх ценности через бесконечные требования любви и признания со стороны окружающих. Не получая этих знаков любви, они не способны выдерживать суровые жизненные испытания. Происходит перенапряжение психофизиологических возможностей организма, и наступает невротический срыв.

    В некоторых семьях ребенок получает награду в виде родительской любви только тогда, когда оправдывает ожидания родителей. Они стремятся максимально расширить объем знаний ребенка за счет занятий музыкой, иностранными языками задолго до обучения в школе. Нередко это происходит в возрасте 2-3 лет, когда ребенок еще усваивает словарный запас родного языка. При этом игнорируются интересы самого ребенка, а главное - не учитывается соответствие возлагаемых на него нагрузок уровню психического и физического здоровья. Особенно много ожиданий и надежд родители связывают с единственным ребенком в семье и требуют от него результата, который он не в состоянии дать. Ребенок часто болеет, не очень выносливый, не очень сообразительный, но родители хотят иметь «вундеркинда». Детские игры они считают пустым времяпрепровождением, а ребенка рассматривают как почти готового взрослого. Все предопределено: образ жизни, род занятий, поведение ребенка. И все слишком рано и слишком интенсивно. Сегодня - английский, завтра - музыка, послезавтра - кружок рисования и т. д. А ребенку хочется побегать, поиграть со сверстниками. Он с большой неохотой относится к затеям взрослых, за что его наказывают. В конечном итоге родители лишают собственного ребенка детства. Нагрузки непосильные, вдобавок еще и крики, угрозы, наказания. В результате у ребенка формируется невроз. Это типичная схема развития нервно-психических нарушений у детей, родители которых имеют достаточно высокий уровень материального благосостояния.

    И, наконец, встречаются семьи, в которых потребность детей в любви родителей не удовлетворяется. Родители могут быть эмоционально отчужденными, любящими только себя. Нередко они испытывают много личных проблем. Такая ситуация чаще складывается в семьях, где рождение ребенка помешало реализации других жизненных планов родителей (профессиональной карьере, бизнесу, защите диссертации). Дети чувствуют отчужденность родителей и мучительно переживают свою ненужность в семье. Они благодарны родителям за малейшие оказанные им знаки внимания. В результате нарушается правильное представление ребенка о самом себе - самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения.    Замедляется развитие личности в целом. Некоторые дети занимают позицию угодничества, заискивания перед родителями, другие, наоборот, озлобляются и становятся агрессивными. В конечном итоге страдает психическое здоровье ребенка.

Неврозы чаще развиваются либо у нежеланных, либо у единственных детей в семье. Первоначально они возникают, как правило, в результате нарушения эмоционального контакта с матерью. Кроме того, конфликтные отношения супругов являются причиной хронической психотравмирующей ситуации в каждой второй семье. Отсутствие отца в семье также нарушает формирование личности ребенка. Развод родителей всегда является психотравмирующей ситуацией для детей.

Другой аспект этой проблемы - тип воспитания. Выявлено несколько образцов отношения родителей к детям и, соответственно, несколько типов воспитания. Сотрудничество ребенка и родителей - наиболее благоприятный тип семейного воспитания. Разумная требовательность родителей сочетается с максимальным доверием и уважением к собственным детям. Такая тактика способствует гармонии внутрисемейных отношений и формированию у ребенка адекватной самооценки.

Возможны другие типы воспитания, лежащие в основе психической травматизации детей.

1. Гиперопека. Проявляется чрезмерной родительской заботой, ограждением от реальных и воображаемых опасностей, навязыванием воли родителей. Чрезмерный ограничивающий контроль и мелочная опека лишают ребенка самостоятельности, инициативы, препятствуют формированию чувства долга. Родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям ребенка требования.

2. Эмоциональное отвергание. В типичной форме это воспитание по типу «Золушки». Родители не удостаивают ребенка лаской и вниманием. Его замечают, чтобы наказать за недостаточно быстрое или некачественное выполнение подчас непосильного задания. Переживания ребенка игнорируются. Его заставляют постоянно чувствовать, что он плох, несообразителен, неумел, что он помеха родителям в их жизни. Ребенок постоянно испытывает чувство вины перед родителями. Менее грубое отвергание сводится к тому, что ребенка не ласкают, не обнимают, не прижимают к себе. Мать стремится как можно раньше отнять его от груди, выйти на работу, предоставить заботу о ребенке другому лицу.

3. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Родители возлагают на ребенка массу обязанностей и требуют от него больших результатов, чем он может достичь. Ребенок должен отлично учиться в школе, дополнительно изучать иностранные языки, посещать музыкальную школу, спортивные секции. Результатом такого непосильного бремени является развитие у ребенка невроза.

4. Гипоопека. Проявляется отсутствием внимания и интереса родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Формально запреты существуют, но не контролируются. Ребенка часто ограждают от общественных порицаний и наказаний, что создает обстановку вседозволенности и бесконтрольности. Став подростками, такие дети нередко ведут асоциальный образ жизни (употребляют алкоголь, наркотики, вступают в ранние половые контакты).

5. Противоречивое воспитание. Возникает в семьях, где проживают, кроме детей с родителями, их бабушки и дедушки. Различное отношение к ребенку, собственные психологические проблемы порождают разные типы воспитания. Часто возникает психологическая напряженность между супругами и живущими с ними родителями. Для ребенка складывается неблагоприятная психологическая атмосфера, нередко с противоречивыми, взаимоисключающими требованиями, что приводит к искажению развития психики и формированию невротических черт характера.

Как же предупредить возникновение невроза у ребенка?

Главное — это уберечь его от психических травм, организовать воспитание так, чтобы он испытывал побольше положительных эмоций. Для этого необходимо видеть и уважать в ребенке личность, предоставлять ему в разумных пределах свободу действий, не подавлять излишней опекой; не прибегать к методу запугивания; быть последовательным в предъявлении посильных требований; не забывать хвалить малыша, когда он этого заслуживает; и, конечно, поддерживать в семье доброжелательную обстановку. Личные проблемы и взаимоотношения родителям не следует выяснять при ребенке. Умение сдерживать свои эмоции в присутствии малышей, щадить их ранимую психику — одно из главных условий воспитания здоровых детей. Чтобы ребенок не перевозбуждался, не переутомлялся, следует добиваться соблюдения режима дня, ограничить просмотр телевизора. Формированию здоровой, устойчивой нервной системы ребенка также способствуют: соблюдение здорового образа жизни, регулярное и полноценное питание, выполнение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей на тему: "Детские неврозы"

Существует крылатое выражение, что физиология – душа медицины. Она вскрывает истинные механизмы различных заболеваний, в том числе и невротических расстройств....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ В СЕМЬЕ»

В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи с ней строятся на непосредственном контакте (личностном), на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивая ст...

ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Предупреждение детских неврозов в раннем возрасте....

Профилактика детских неврозов

Что такое детские неврозы. В чем причина. Как предупредить развитие невроза у детей. Рекомендации родителям....

Как предупредить детский невроз

Предупреждение детского невроза...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....