ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
статья (младшая группа) на тему

Минаева Елена Анатольевна

Предупреждение детских неврозов в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Автор: Минаева Елена Анатольевна

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

ДЕТСКИЕ  НЕВРОЗЫ  В  РАННЕМ  ВОЗРАСТЕ

       С  давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделил  людей по  темперамент у  на  сангвиников , флегматиков ,холериков и меланхоликов. Выдающийся русский ученый  И.П.Павлов доказал, что различия темпераментов ,  или типов  высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются  возбуждение и торможение. Возбудительный и  тормозной процессы постоянно сменяют друг друга,  что обеспечивает  возможность  переключения,  т.е. перехода от одного состояния к другому. Все это состояния характеризуются различной степенью  напряжения  возбудительного и тормозного процессов  в коре  головного мозга.

       При преобладании возбудительного процесса  дети очень подвижны, веселы, жизнерадостны ,общительны, любознательны  (сангвиники).  Увлеченные игрой или каким-либо делом, которое их интересует, они способны  заниматься ими долго , но если занятие покажется им скучным, быстро  отвлекаются.

      При преобладании тормозного процесса  дети более медлительны, спокойны, трудолюбивы, настойчивы. Они могут длительно заниматься одним делом, но не любят , когда их отвлекают. Им трудно переключиться  на другое занятие (флегматики).  Эти особенности  тормозного  и  возбудительного процессов  необходимо учитывать при воспитании ребенка.

     И сангвиники и флегматики, относятся к сильным типам , способным правильно  реагировать даже на сильные  раздражения. Эти дети  реже дают срывы нервной деятельности,  т.е. неврозы.

     К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей  при активном возбудительном процессе отмечается  слабость процессе торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться  для них «сверхсильным», т.е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести к развитию невроза.

Чаще всего неврозы бывают у детей  со слабым типом нервной системы (меланхолики), у которых слабы оба процесса – и возбуждения , и   торможения ,и   любой  раздражитель для них может быть  сверхсильным.  Меланхолики обычно послушны, пассивно выполняют требования родителей, робки , нерешительны, боязливы, отличаются  повышенной тревожностью и мнительностью. Любая неприятность, беспокойная обстановка дома, получение плохой отметки в школе и страх наказания  могут вызвать у них невроз. Изнеженное воспитание, ограждение ребенка от необходимого ему общества других детей приводят к  развитию  определенных  отрицательных характерологических особенностей.  

Ребенок рождается на свет с не большим числом врожденных,или безусловных рефлексов. Они являются постоянными и не зависят от окружающих условий( например, сосательный рефлекс). Но при непрерывно изменяющейся внешней среде регулирования состояния организма системы безусловных рефлексов невозможно,и постепенно на их основе формируется условные рефлексы,которые меняются в зависимости от изменений окружающей остановки.

У многих молодых родителей сложилось убеждение относительно того, как нужно реагировать на крик новорожденного, затем - на капризы малыша. "Покричит покричит и перестанет", - говорят родители. Однако можно с уверенностью утверждать, что неуклонное следование предписаниям типа : не брать ребенка на руки , если он кричит, не потакать ему, не уступать -может привезти к нежелательным последствиям, даже в том случае, когда предписание кажется на первый взгляд верным. Покричал, покричал - стал тихим; покапризничал, ничего не добился - перестал. (Почему кричал? Капризничал или действительно в чем нибудь нуждался?). Не удивляйтесь тому, какими становятся дети. Вы ждете от них сочувствия и не получаете, хотите узнать, что с ними происходит, а дети молчат.

 Об этом следует помнить, не забывая,однако, правила "золотой середины"; не нужно потакать ребенку, но нельзя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требовательности.

Процесс воспитания и заключается в образовании тех рефлексов,которые нужны ребенку в жизни,и торможении не нужных,вредных навыков. У большинства детей,родители которых обращаются к врачу с жалобами на их "нервность",выявляются те или иные дефекты воспитания. Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни,так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуется стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. Как бы не хотелось взрослым поиграть с малышом, ни к коем случае нельзя задерживать его отход ко сну. Частые нарушения сна приведет к повышенной нервности ребенка.

Большое значение имеет своевременное воспитание навыков опрятности,не соблюдение этого правила приводит к тому,что ребенок растет не опрятным,не редко до полового созревания (а иногда и позже).

Уже с начала второго полугодия следует вводить условный раздражитель-слово "нельзя",сочетая его с безусловным раздражителем (отведение ручки,если ребенок дергает мать за волосы,хлопает ее по лицу и т.п.). Постепенно слово "нельзя" станет для малыша условным тормозом. Чрезвычайно важно,что бы в семье было единое мнение о необходимости послушания. Если мама запрещает, а бабушка разрешает,или об запрещают,а папа разрешает,или запрещают то,что раньше разрешалось,наказывают за то,на что раньше смотрели с милой улыбкой,дети,как уже отмечалось,растут капризными,упрямыми,непослушными. Используя разногласия между близкими,они приучаются лицемерить,хитрить. Более того,не понимание смысла наказания приводит к бурной реакции и к развитию невроза.

Нередко бывает так. До 5 или 7 лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается,любое его желание немедленно удовлетворяется; но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того,что любовь родителей и близких,которая раньше принадлежала ему одному,теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно),старший ребенок вдруг становится "большим" ему предъявляются требования,хотя и правильные,но непривычные,непосильные для него. Ранее единственный объект заботы и ухода, ребенок резко,психологически не подготовленный к этому,переходит в положение ухаживающего за младшем и выполняющего различные обязанности по дому. сочетание психологической травмы с физической перегрузкой,повторяем- при не правильном,не чутким отношении родителей ( особенно при рождении нового ребенка от второго брака),нередко формирует "трудный характер",а это и способствует развитию невроза.

Дети, которых оберегают от малейших трудностей,лишают самостоятельности, воспитывают в искусственных, оранжерейных условиях, растут не умелыми, неловкими, не смелыми, в школьном возрасте терпят неудачу за неудачей, нередко расплачиваясь за ошибки родителей нервными расстройствами.

 Другой крайностью является чрезмерная перегрузка ребенка внешними раздражителями,обилием впечатлений. Так,непосильно для ребенка 3-5 лет заучивание длинных стихотворений, частое посещение кинотеатров, просмотр телевизионных передач, игра в компьютер, чтение книг, несоответствующих возрасту. Все это может привести к развитию невроза. Внимание детей,которым не дают сосредоточиться на том,что доступно их возрасту,рассеивается,и в дальнейшем это может не благоприятно отразится на школьной успеваемости.

Очень часто причиной детской нервности является не благоприятная семейная обстановка: скандалы, ссоры, распад семьи. Особенно тяжело отражается на детях пьянство отца или обоих родителей. Именно на этой почве происходят в семьях отвратительные сцены, травмирующие психику детей, уродующие их нравственно. Как правило, дети алкоголиков плохо учатся, сторонятся товарищей, они угрюмы и замкнуты.

Дети чрезвычайно чутко реагируют на малейшее не благополучие в семье, становятся раздражительными, плаксивыми, у них нарушается сон, аппетит, уменьшается масса тела. На этой почве возникают тяжелые неврозы,вплоть до истерических параличей, припадков, слепоты, глухонемоты и других проявлений, которые часто трудно поддаются лечению. Необходимо помнить, что предупредить развитие неврозов у детей значительно легче,чем их лечить.

Воспитание ребенка нельзя заменить "дрессировкой". Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия.

Дети гораздо больше подверженны переменам настрояния ,чем взрослые.Их легко развеселить,но еще легче огорчить или обидеть,так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок который катается по полу от смеха,может внезапно расплакаться или прийти в отчаянье,а минуту спустя , с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, совсем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хныкающим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на новое место, огорчениями в детском саду, недомоганием. Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства. До тех пор, пока плохое настроение не затягивается на долго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходит резкие неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к врачу.

Список используемой литературы:

1. Предупреждение детской нервности              К.М.Н.  А.И. Лепукальн, В.С. Морозова

2. Азбука для родителей                                        Аллан Фромм

3. Психическое развитие дошкольников             О. Дьяченко, Т. Лаврентьева