Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Яворская Марина Александровна

Методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов Педколледжа, проходящих практику в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №30»

Яворская М.А.

Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

 методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж», проходящих практику в ДОО

C:\Users\Админ\Desktop\Documents\Картинки\Рисунки\картинки -2\103.jpg

 Троицк, 2016 г.

Яворская М.А.

Организация драматизации отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Методические рекомендации.- Троицк, 2016-01-25

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса «Методика развития детской речи» для специальности 050705 Специальное дошкольное образование. Рекомендации адресованы  обучающимся педколледжа, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Рецензент: старший воспитатель МДДОУ «Детский сад №30» Л.М. Протасова, высшая квалификационная категория

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………….……4

2.Значение  и содержание работы по формированию связной диалогической  речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………………...6

3.Планирование работы по драматизации отрывков из сказок со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня………………………………………………14

4.Рекомендуемые конспекты занятий ………………………………………..18

5.Список использованной литературы…………………………………….….41

Пояснительная записка

Успешность подготовки детей к обучению в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.  Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок сможет давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.   К перечисленным проблемам добавляется проблема свободного общения в цепочках: «ребёнок – ребёнок» и «ребёнок-взрослый». Если у детей не сформированы навыки свободного диалога, то они не могут полноценно общаться со сверстниками, обращаться с просьбой или за помощью к взрослому, не могут высказать или отстоять своё мнение. Такие дети  нередко бывают неуспешны или неприняты в детском коллективе, что приводит к ряду проблем психологического характера, внутреннему дискомфорту.

   С целью развития связной диалогической речи дошкольников с ОНР 3 уровня можно использовать драматизацию, которая позволит заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить и главное -  сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Драматизация представляет собой инсценировку, проигрывание, проживание сюжета. А сказка, бесспорно, является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы.

    Для чего «речевому» ребёнку нужна сказка? «Для того, чтобы создавать, выстраивать  структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие люди», «я и  окружающий мир», «персонажи и события подлинные и выдуманные»… сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории и культуры… Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает

сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором он ещё не умеет задумываться…» Джанни Родари.

  Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий,  помогает познать мир не только умом,  но и сердцем, сформулировать и выразить своё отношение к происходящему, к добру и злу.                    

Значение  и содержание работы по формированию связной диалогической  речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Диалогическая форма речи ребенка в дошкольном детстве неотделима в своих существенных звеньях от речевой деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения». Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

 А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить.  В развитых формах диалог — не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

     В области психологии вопросами формирования строя речи и связных высказываний занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец,    Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев,    Н.И. Жинкин,   А.А. Леонтьев,    А.Р. Лурия,  Ф.А.Сохин,  Д.Б. Эльконин  и др.

    Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, в том числе и ОНР 3 уровня, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи.

          Г.И. Жаренкова установила, что при речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание. Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи в обучении связным высказываниям.   Ефименкова Л.Н. предлагала методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнем общего недоразвития речи. В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня. Исследуя работы психологов и лингвистов по проблеме, можно сделать вывод, что овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников с нарушениями речи. Развитие диалогической речи играет одну из ведущих ролей в процессе

речевого развития ребенка с сохранным развитием и ОНР 3 уровня, и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Её формирование происходит в процессе целенаправленного речевого воспитания. Дети старшего возраста с ОНР 3 уровня имеют специфические особенности  в овладении связной диалогической речью, что необходимо учитывать педагогам в своей работе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.  Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и если нужно,

вносить соответствующие изменения и поправки.                                            

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи в старшей группе ДОУ для детей с ОНР 3 уровня.

В старших группах детей с ОНР 3 уровня, как и детей с сохранным развитием, очень важно учить точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умению формулировать и задавать вопросы (что, как мы знаем из анализа литературы вызывает у детей с диагнозом ОНР 3 уровня значительные затруднения), в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Для ребёнка с ОНР 3 уровня, как и для младшего дошкольника, наиболее эффективным является индивидуальное общение с взрослым на основе совместной деятельности. Например, беседа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

    Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей.

Среди творческих действий особенной любовью детей старшего возраста с ОНР 3 уровня пользуются  “театр”, драматизация, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы.

Участвуя в драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью; драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества.  В этом и заключается наибольшая ценность детской драматизации.

    Дети с ОНР 3 уровня редко драматизируют свои собственные постановки в силу особенностей речи и сформированности психических процессов, чаще они инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.  Умело поставленные вопросы при подготовке к драматизации побуждают детей думать, анализировать предложенные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

   Особенно ярко в театрализованных играх формируется детское словесное творчество и диалогические умения.

   Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

   Развитие воображения и словесного творчества проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают  изображение реальной жизни в эпизоды из художественных произведений.

   В литературных драматизациях слова и действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти слова и действия, но их еще надо пережить, воссоздать с помощью движений, жестов, мимики, озвучить, что называется, вдохнуть жизнь, наделив персонажей личностными качествами.

  Ребенок сам выбирает выразительные средства, черпая их в окружающей действительности, перенимает их от старших.

   В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Н. А. Реуцкая предлагает следующую систему занятий с постепенным введением элементов драматизации сказок для детей старшей группы с ОНР 3 уровня.

Занятия:

1. Чтение произведения.

2. Просмотр диафильма, мультфильма (если есть) или слайдов.

3. Пересказ произведения.

4. Пересказ отрывков по ролям.

5. Пересказ по ролям с настольным театром игрушек.

6. Пересказ по ролям с элементами костюмов.

7. Свободные ролевые импровизации детей вне занятий.

Задачи этой системы занятий - повышение речевой активности детей, усвоение лексических единиц родного языка, воспитание активности на занятиях по развитию речи, формирование качественного диалога.

Тематика и содержание сказочных диалогов, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.

          Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы драматизации оказывать влияние на формирование детей диалогических умений детей.

          Участвуя в драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, говорит так, как  должен говорит его персонаж, ведь драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

     Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и  отрицательных образов.

     Таким образом, драматизация, как театрально-игровая деятельность  обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, совершенствует диалогические умения, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Элементы театральной игры – драматизации в виде инсценировок отрывков из сказок могут широко применяться на занятиях по развитию диалогической речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Планирование работы по драматизации отрывков из сказок со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня

этапы работы

задачи и содержание

1 этап

знакомая детям сказка, короткая, с простым сюжетом

репетиционное

занятие №1

репетиционное

занятие №2

репетиционное

занятие №3

репетиционное

занятие №4

Знакомство со сказкой

К. Чуковского «Цыплёнок»

Пересказ сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок»

Подготовка к драматизации сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок»

Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок»

Познакомить  детей с новой сказкой. Учить понимать её содержание, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказке.

Готовить детей к пересказу: учить  соблю-дать правила диалога: гово-рить поочерёд-но, дожидаться, пока собесед-ник закончит фразу.

Готовить детей к драматиза-ции: продол-жать учить пользоваться интонацией диалога, выполнять движения героев сказки.

Развивать умение с помощью мимики и выразительных средств речи, передавать характерные особенности героев сказки.

       В ходе проведения первого этапа я намеренно предлагаю взять сказку, где мало текста и достаточное количество простых ролевых действий, чтобы дети не пугались, что придётся учить большой текст, проявляли интерес, были уверены, что хорошо справятся с ролью. Главное, чему следует учить детей на первом этапе работы – соблюдать первое правило диалога: говорить поочерёдно, дожидаться, пока собеседник закончит фразу, а также формировать умение интонировать фразы в зависимости от сказочной ситуации (мама-курочка говорит негромко, спокойно, ласково; лягушка квакает громко, весело, кот мурлычет важно «бархатным голосом и т.д

2 этап

небольшая по объёму сказка, с несложным, но главное с недостаточно знакомым детям сюжетом.

репетиционное

занятие №1

репетиционное

занятие №2

репетиционное

занятие №3

репетиционное

занятие №4

Чтение  венгерской сказки

«Два жадных медвежонка»

Беседа по венгерской сказке

«Два жадных медвежонка»

Пересказ сказки

«Два жадных медвежонка» по ролям

Драматизация отрывков из сказки

«Два жадных медвежонка»

Учить детей воспринимать сказку, выявляя главное, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полно и содержательноУважительно относиться к ответам товарищей.

 Учить детей   находить причины поступков героев, продолжать учить внимательно, выслушивать вопросы и давать полные, содержатель-ные, граммати-чески правиль-ные ответы.

Учить детей последователь-но и точно передавать текст сказки, создавать выразительный образ персонажей (речь, движения), продолжать учить детей элементам драматизации.

Активизиро-вать самостоятель-ную речевую деятельность детей.  Продолжать развивать творческое воображение. Соблюдать правила ведения диалога.

Соблюдать правила ведения диалога.

      На третьем этапе в предлагаемой сказке достаточное количество персонажей, чтобы задействовать большинство детей группы. Драматизировать можно несколько отрывков. Первый – как муравей нашёл грибок, спрятался под ним, и к нему приползла мокрая бабочка; второй – как к обитателям необычного укрытия пришёл воробей, у которого «намокли пёрышки, устали крылышки», третий  - как все дружно спрятали и защитили зайца от лисы.

   

3 этап

сказка, которую  ребёнок самостоятельно может инсценировать,

произвольно выбирая  роль

репетиционное

занятие №1

репетиционное

занятие №2

репетиционное

занятие №3

репетиционное

занятие №4

Знакомство со сказкой             В. Сутеева «Под грибом»

Пересказ сказки

В. Сутеева

 «Под грибом»

Просмотр диафильма  по сказке

В. Сутеева «Под грибом»

Пересказ сказки

В. Сутеева

 «Под грибом» по ролям с элементами драматизации

Помочь детям понять жанр этого произведения, определить самые дружеские эпизоды, выбрать отрывок, который больше других понравился детям. Оценить поступок муравья.

Учить детей выразительно пересказывать сказку. Развивать  умение использовать вербальные средства общения для передачи характера и образа героя.

 Дать словесный комментарий к диафильму и вызвать детей на разговор, помогать ребёнку, оформлять свои мысли, поддерживать диалог, пользоваться естественными интонациями.

 Дать детям возможность усовершенствовать разговорную диалогическую речь, в частности интонации обращения, перечисления. Отобразить в речи эмоциональное состояние.

Поощрять и стимулировать собственную речевую активность детей.

В ходе этого этапа целесообразно учить детей поддерживать диалог, пользоваться естественными интонациями (просьба, вопрос, пояснение, радость и др.). Закреплять умения, приобретённые детьми на предыдущих этапах работы. Ведущей задачей будет активизация собственной речевой деятельности детей.

Рекомендуемые конспекты занятий к первому этапу работы

Репетиционное занятие №1.

Тема: Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыплёнок». Имитационные упражнения.

Программное содержание: Познакомить  детей с новой сказкой. Учить понимать её содержание, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказке.

Ход занятия:

 - Тсс… Тихо! Слушайте, ребята! Жил был один маленький, жёлтенький… Кто это был? Отгадайте загадку!

Жёлтый маленький комочек  очень любит червячков.

Чёрный глазик, острый клювик, догадайся, кто таков? (цыплёнок).

 - Хотите, я вас познакомлю с ним, (показываю игрушку). Это жёлтенький цыплёнок живёт в сказке. Послушайте её, (эмоционально, выразительно читаю). Про кого эта сказка? С кем встретился цыплёнок? Что потом произошло? Кто испугал цыплёнка и маму? Кто взлетел на забор? Кто сидел в луже?

 - Давайте покажем, какой был цыплёнок? Пройдите за мной, важно поднимая голову, и попищите, как цыплята. Молодцы! А теперь покажите, как ходила мама-курочка, взмахивала крыльями и кудахтала.

 - Вот появился чёрный кот. Все дети будут чёрные коты. Идите медленно, как будто подкрадываетесь к цыплёнку и мяукайте. Покажем, кто сидел в луже. Прыгайте за мной, как лягушки, широко расставляя пальцы и сгибая руки в локтях, поквакайте, как лягушки.

Понравилось вам изображать героев сказки? В следующий раз ещё поиграем.

Сказка, сказка, приходи! Будут рады малыши!

Репетиционное занятие № 2.

Тема: Пересказ сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок». Подвижная игра «Курочка – хохлатка».

Программное содержание: Готовить детей к пересказу: учить  соблюдать правила диалога: говорить поочерёдно, дожидаться, пока собеседник закончит фразу.

Ход занятия:

 - Ребята, вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко, и надо добираться к ним на транспорте? Сегодня я приглашаю вас в гости на сказочную поляну, а кто там живет, узнаете! Давайте полетим на самолёте, чтобы быстрее туда попасть. Артикуляционная гимнастика. Заводим мотор (др-р-р). Как гудит самолёт? (у-у-у). Расставляем руки в стороны – это крылья, вытягиваем губы трубочкой, протяжно произносим звук «у-у-у» и полетели. Вот и сказочная полянка. Нас кто-то здесь уже ожидает. Кто это? Из какой сказки?

В этой сказке есть комочек, жёлтый, любопытный очень.

Его мама – курочка, чёрный, важный кот.

       Петушок, лягушка – вот! (выставляю игрушки перед детьми)

 - С кем встретился цыплёнок? Что дальше произошло? Хотите ещё раз послушать сказку?

 - А теперь мы с вами вместе расскажем. Помните, что герои сказки говорят по очереди. Молодцы! Хорошо рассказали сказку. Какие герои сказки приходили к нам в гости? Предлагаю вам поиграть.

 - Я буду мамой-курочкой. А вы мои детки-цыплятки. Таня – будет кошкой. Все движения повторяете за мной. Подвижная игра «Курочка-хохлатка».

     (Кошка бежит за цыплятами. Они прячутся около мамы-курочки). Хорошо поиграли цыплята на сказочной поляне? Пора возвращаться в группу. Полетели на самолётах завели моторы: «Др-р-р», летим: «У- у-у».

Репетиционное занятие № 3.

Тема: Подготовка к драматизации сказки. Имитационные упражнения: «Изобрази героя сказки»

Программное содержание: Готовить детей к драматизации: продолжать учить пользоваться интонацией диалога, выполнять движения героев сказки.

Ход занятия:

Предлагаю подойти ко мне.

Тише, детки, не шумите, нашу сказку, не спугните.

Здесь бывают чудеса … Сказка спряталась пока!

Не грусти, улыбнись, сказка дарит нам сюрприз!

Послушайте, ребятки,  загадки.

  1. Жёлтый, маленький, комочек, очень любит червячков.

     Чёрный глазик, острый клювик, догадались, кто таков? (цыплёнок).

  1. Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает? (Курица).

  1. Острые ушки, на лапках – подушки.

        Усы, как щетинка, дугою спинка. (Кот).

  1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Зарю любит встречать, громко песни распевать. (Петух).

  1. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит.

В болоте любит жить одна, Ловит комаров она. (Лягушка).

На каждую отгадку из сундучка появляется игрушка.

 - Молодцы, ребята! Все загадки отгадали о героях сказки. Сказка вам приготовила сюрприз: Костюмы героев сказки (несколько  шапочек цыплят, куриц, петухов, кота, другие элементы костюмов: юбочки, береты).

 

20

21

- Полюбуйтесь на себя! Сейчас мы поиграем в героев сказки. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки, скажи, как он».

 - Сейчас вы покажите, как ходит цыплёнок, передадите его голос. Все ребята, кто выбрал костюмы цыплят, будут изображать цыплят. Идти нужно важно, задирая голову. Сопровождаю движения детей словами:  

Все пушистые цыплятки - любопытные ребятки,

Любят по двору гулять, червячков в земле искать.

Мама спросит: «Где же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

А теперь изобразим маму-курицу.

Курочка-хохлатушка по двору гуляла.

 Курочка-хохлатушка деток созывала:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко: «Не ходите далеко!».

Также предлагаю изобразить других героев. Сопровождаю движения детей словами.

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыплёнка испугать,

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква - ква!».

 - Сейчас поиграем в сказку про  цыплёнка. Я буду рассказывать от автора, а вы говорить слова героев и выполнять движения. Напоминаю, что говорить надо поочерёдно, пользоваться разной интонацией. Распределяю роли, остальные дети зрители, затем меняются ролями.

 - Молодцы, были как настоящие артисты.

Репетиционное занятие № 4.

Тема: Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок».

Программное содержание: Развивать умение с помощью мимики и выразительных средств речи, передавать характерные особенности героев сказки.

Оборудование: ёлочки, кустики, листочки.

Ход занятия.

 - Вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться путешествовать по сказочному лесу. (Звучит в грамзаписи пение птиц, шум леса).

По дорожке, по лесной

Мы шагаем все гурьбой!

По дорожке дети шли

Мешочек по пути нашли.

А мешочек-то не простой,

Он волшебный – вот какой!

Мешочек развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку.

В этой сказке есть комочек,

Любопытный очень, очень.

Его мама, чёрный кот,

Петушок, лягушка – вот!

 - Отгадали сказку, мешочек и развязался, а в нём герои сказок. Они приглашают нас поиграть в сказку про цыплёнка. Будем разыгрывать сказку? Распределяю роли, надеваю шапочки, костюмы, юбочки. В ходе драматизации подсказываю слова и фразы. В конце поощряю тех, кто проявил диалогические умения, пользовался интонацией.

Артистами ребятки побывали

И сказку ребята показали…

Артисты были очень хороши,

Похлопаем друг другу малыши!   (звучит спокойная музыка).

Конспекты занятий ко второму этапу работы по драматизации отрывков из сказки с целью формирования связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Перед чтением венгерской народной сказки «Два медвежонка» (за день до занятия) в книжном уголке воспитатель выставляет книгу с иллюстрациями. Дети рассматривают картинки. А педагог проводит следующее упражнение.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда, на эту картинку: «Понурые брели рядышком медвежата». Какими другими словами можно заменить слово понурые? Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, унылые, грустные. А посмотрите сюда (показывает на иллюстрацию, где лиса делит сыр):   «Она   откусила   добрый   кусок от большей части». Как вы думаете, «добрый кусок» - это много или мало? Как можно по иному сказать? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. На картинке нарисован большой кусок сыра, значит «добрый кусок» - это много. Дети, посмотрите, лиса что-то говорит медвежатам: «Ну, полно, полно!» - сказала лиса». - Каким другим словом можно заменить слово «полно»?  Ответы детей.

Воспитатель: Лиса сказала медвежатам «Ну хватит, перестаньте, прекратите». А представьте себе луг, про который написано, что он «как шёлковый». Расскажите, каким вы его видите. Если ответы детей неуверенные, то воспитатель говорит: Шёлк - это очень мягкая, нежная ткань; прикосновение к ней очень приятно.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы познакомились с новыми словами, которые «живут» в сказке. И эту сказку я вам расскажу.

Репетиционное занятие № 1.

 Тема: Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

Цель: учить детей воспринимать сказку, выявляя главное, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полно, содержательно и грамотно. Развивать внимание, художественное восприятие литературного текста. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Словарная работа: Понурые, брели, рядышком.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже познакомились с новыми словами, которые «живут» в сказке про медвежат. Сейчас я вам расскажу эту сказку. А вы слушайте очень внимательно, потом я буду задавать вопросы.

Это - венгерская народная сказка. Называется она «Два жадных медвежонка».

Рассказывает (читает) сказку. Показывает иллюстрации, обращает внимание на соответствие иллюстрации определённому эпизоду сказки. После этого задаёт вопросы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, медвежата хорошо себя вели? Ответы детей.

Воспитатель: А что сделала лиса? Лиса хорошо поступила, что съела у медвежат почти весь сыр? Ответы детей.

Воспитатель:   А  кто  мне  скажет,  почему лиса съела у медвежат сыр?

Ответы детей.

Физминутка: мимические упражнения: «покажите грустных, понурых, печальных медвежат». Имитация движений «медвежата идут, бредут, бегут». (Сопровождается  напевной негромкой мелодией).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, медвежата остались довольны тем, что каждый получил одинаковый кусочек сыра? Ответы детей.

Воспитатель: А почему медвежата согласились принять помощь лисы? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо ли быть жадным? А вы жадничаете? Как надо было  медвежатам поступить, когда они нашли сыр? Как бы поступили вы?

 - Сегодня все были молодцы. Итак, мы с вами познакомились с новой сказкой. Называется она «Два жадных медвежонка». Узнали, что бывает с теми, кто жадничает. А теперь книгу и картинки поместим в наш книжный уголок.  Занятие окончено.

Репетиционное занятие № 2.

 Тема: Беседа по сказке «Два жадных медвежонка»

Цель: учить детей  находить причины поступков героев, продолжать учить внимательно, слушать вопросы и давать полные, содержательные, грамматически правильные ответы.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами изучали новую сказку. Кто мне скажет, как она называется? Ответы детей.

Воспитатель: А вы сможете мне объяснить, почему она так называется? Ответы детей.

Воспитатель: Да, потому что медвежат одолела жадность, и они не смогли поделить сыр. Как  же, они остались голодными, когда нашли столько  сыра?  Ответы детей.

Воспитатель: Им «помогла» лиса. Каким же образом она им помогла? Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, лиса хорошо поступила? Ответы детей.

Воспитатель: Да, медвежата остались голодными. Но ведь они сами не смогли поделить сыр из-за жадности. Жадничать хорошо? Ответы детей.

Воспитатель: Жадничать плохо, это мы уже знаем. Как вы думаете, лиса проучила медвежат?  Ответы детей.

Воспитатель: Я тоже думаю, что для медвежат это был хороший урок, и впредь они жадничать не будут. Кто мне скажет, эта сказка поучительная или нет? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?  А чему вас научила сказка о двух жадных медвежатах? Ответы детей.

Воспитатель: Теперь мы с вами точно выяснили, что бывает с теми, кто жадничает.  Я думаю, никто из вас не будет жадничать.

 

Репетиционное занятие № 3.

 Тема:  Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» по ролям.

Цель: учить детей последовательно и точно передавать текст сказки с помощью взрослого, создавать выразительный образ персонажей (речь, движения), продолжать учить детей элементам драматизации, активизировать речевую деятельность детей.  Развивать творческое воображение. Воспитывать желание участвовать в драматизации.

Словарная работа: активизировать слова: полно, заверещали, жадничать.

Индивидуальная работа: помочь Карине справиться с волнением и  создать  образ лисы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня совершим путешествие в далёкую Венгрию. В этой стране, как и в любой другой, «живут» сказки. Одна из них наша с вами знакомая, к ней мы и зайдём в гости. А зовут её «Два жадных медвежонка». (Ставит на мольберт книгу и открывает иллюстрации).

 Воспитатель: Ой, ребята, кажется, меня зовёт сказка, она хочет мне что-то сказать. (Наклоняется к книжке и внимательно слушает).

- Ребята, сказка нас всех приглашает в гости, но сначала хочет, чтобы вы  напомнили, о чём она. Расскажите,  пожалуйста.  Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами зайдём в гости к нашей сказке. (Воспитатель  - ведущий и распределяет роли). Давайте, Карина будет лисой, она давно хотела попробовать; Кирилл и Саша будут медвежатами, а остальные - лесными деревьями, которые всё видят и всё слышат.

Воспитатель с помощью детей  рассказывает сказку до слов: «Разломила лиса головку сыра, да так, что один кусочек был больше другого, (это было очень заметно). А медвежата в голос заверещали»

Медвежата (Кирилл, Саша): «Так неровно!»

Воспитатель: «Лиса посмотрела на них с укоризной и сказала»

Лиса (Карина): «Сейчас я всё исправлю».

Воспитатель: «И откусила от большей части добрый кусок. Теперь большая часть стала меньшей. И медвежата опять закричали».

Медвежата (Кирилл, Саша): «Так тоже неровно!»

Воспитатель: «Лиса, еле ворочая языком, так как рот её был набит вкуснейшим сыром, сказала им»

Лиса (Карина): «Ну, полно, полно. И это беда не беда. Сейчас я всё исправлю»

Воспитатель: «И так лиса кусала и кусала. А медвежата только чёрными носами водили туда - сюда, от большего куска к меньшему куску. А лиса всё делила и делила, пока досыта не наелась сыра. А медвежатам досталось по маленькой крошечке. Лиса посмотрела на них и говорит.

Лиса (Карина): «Хоть помалу, зато поровну».

Воспитатель: «И пошла, еле передвигаясь, потому что брюхо её отяжелело от съеденного сыра. Вот что бывает с теми, кто жадничает».

Вот так, ребята, а медвежата остались, несолоно хлебавши: какими были, такими и остались. Вот и побывали мы с вами в гостях у нашей доброй знакомой - сказки.

Физминутка.

 У медведя дом большой, /складывают руки уголком над головой/

         А у зайки – маленький,   /складывают руки уголком над полом/

 Вот медведь домой пошёл, /идут на внешней стороне стопы/

  А за ним и Заинька! /скачут, сложив «лапки» перед собой/.

Деревья лесные, а всё внимательно слушали, всё видели? Кто мне скажет, почему медвежата не могли сами разделить сыр?  Ответы детей.

Воспитатель: А где же живут и медвежата, и лиса? Ответы детей.

Воспитатель: Да, в сказке. А вам понравилось? А кто опишет медвежат, какие они? Медвежата дружные братья или нет? Они щедрые или жадные? Умные или глупые?  Ответы детей.

Воспитатель: А какая медвежатам повстречалась лисица? Хитрая или нет? Что она сделала? Почему? Ответы детей.

Воспитатель: Поменяемся ролями:  кто-то будет вместо меня ведущим … Вова, лисой будет Инна, медвежатами – Виталик и Никита. Остальные дети будут на этот раз лесными цветами.

Повторный пересказ, теперь воспитатель помогает ребёнку, подсказывает слово или фразу, чтоб не  нарушать плавность пересказа.

Воспитатель: Цветы лесные, а вы всё внимательно слушали, всё видели? Понравилось ли вам? Скажите, то понравилось больше всего? Почему? Кто говорил выразительно?

  - Мы с вами ещё раз рассказали сказку и хорошо запомнили, что жадничать нельзя. Давайте скажем сказке спасибо.

(Воспитатель наклонился к книге и, делая вид, что слушает).

Воспитатель: Дети, вам книга тоже  говорит   спасибо.   Ей   было очень приятно, что к ней в гости зашли такие хорошие, умные ребята. Сказка приглашает вас ещё к себе, но это в следующий раз. А пока она ещё поживёт в нашем книжном уголке, если кто-то из вас хочет поместить рядом свои картинки к сказке, то можете начать рисовать, переключает внимание детей, предлагает обводки, раскраски по теме.

Занятие окончено. 

Репетиционное занятие № 4.

 Тема:  Драматизация отрывков из сказки «Два жадных медвежонка»

Цель: Активизировать самостоятельную речевую деятельность детей.  Продолжать развивать творческое воображение. Соблюдать правила ведения диалога. Воспитывать желание участвовать в драматизации.

Ход занятия:

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них…

Воспитатель: показывает картинки, нарисованные детьми по мотивам сказки «Два жадных медвежонка».

 - Вспомните, из какой сказки эти герои? Вам она нравится? Какие были медвежата в этой сказке?  Что с ними случилось? Давайте поиграем в эту сказку. Какие декорации поставим? Ёлочка, кусты, пенёк. Предлагаю определить игровое пространство: Где будет лес? Откуда выйдут звери? Лисичка? Расставляю декорации с помощью детей. Дети выбирают или распределяют роли. Надеваю на детей элементы костюма. Все дети – герои сказки, так как изображают эпизоды сказки по очереди. Драматизация сказки. Во время драматизации, при необходимости, подсказываю слова, фразы. Молодцы! Хорошими были артистами. Правильно передавали движения героев, выражение их мордочек, хорошо разыграли сценки из сказки. Предлагаю детям оценить качество диалогов с точки зрения показателей, предложенных Н.Е. Нищевой:

  • умение слушать собеседника, поддерживать диалог;
  • умение не перебивать говорящего;
  • умение задавать вопрос или обращаться с просьбой;
  • навыки культуры речевого общения.

Каждый ребёнок наклеивает на дерево зелёный листочек, если считает, что хорошо выполнил стоящие задачи и жёлтый, если считает, что были значительные недостатки.

Конспекты занятий к третьему этапу работы по драматизации отрывков из сказки с целью формирования связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Репетиционное занятие № 1.

 Тема: Чтение сказки «Под грибом» В. Сутеева.

Программное содержание: помочь детям понять жанр этого произведения, определить самые дружеские эпизоды, выбрать отрывок, который больше других понравился детям. Оценить поступок муравья.

Предварительная работа:

За два дня до занятия воспитатель вносит в книжный уголок книгу «Под грибом»; рассматривая с детьми книгу, выясняет, как они понимают следующие слова: «вода ручьём течёт», «впятером», «потеснись», «промокла», уточняет их смысл.

Словарная работа: шляпа гриба, дождь льёт, намокли перышки, переждать дождь, уместился, лягушка хохочет.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям маленький гриб, говорит, что можно ли под этим грибом спрятаться зверям?

 Дети - Нет.

Воспитатель: - А вот послушайте сказку В. Сутеева «Под грибом».

Воспитатель  читает детям  сказку,  спрашивает,   понравилась   ли детям

сказка «Под грибом». Почему это произведение – сказка? Какая это сказка (весёлая или поучительная, хорошая, интересная, добрая).

- «А какой в этой сказке Муравей? Правильно, он добрый и смелый. Он пустил всех зверей под гриб и спрятал от дождя, - продолжает воспитатель.

Воспитатель:  «Ребята, так что же произошло с грибом в конце сказки, и почему все звери поместились под ним?  (Индивидуальные ответы детей)

В конце занятия воспитатель ещё раз читает сказку.  

Завершается занятие показом красочных иллюстраций.

Репетиционное занятие № 2.

 Тема: Пересказ сказки В. Сутеева. «Под грибом».

Программное содержание: Учить детей выразительно пересказывать сказку. Развивать  умение использовать вербальные средства общения для передачи характера и образа героя.

Предварительная работа. За 2 - 3 дня до занятия целесообразно прочесть или рассказать детям сказку и положить в книжный уголок книжку с иллюстрациями В. Сутеева. На занятии аппликации и лепки изготовить большой и маленький гриб.

Ход занятия:

Педагог просит детей вспомнить, почему Муравей и все звери попали под гриб? Следит, чтобы дети, рассказывая, сохраняли ту же последовательность, которая даётся в сказке.

Дети называют животное, а воспитатель прикрепляет к фланелеграфу соответствующие фигурки.

Воспитатель: - Ребята, какой был Муравей, а какая была лиса? Ребята, почему все звери поместились под грибом? (ответы детей).

 - Как начинается сказка? Что ответил Муравей лисе? Какими словами закончилась сказка? Выслушав разные варианты ответов, воспитатель предлагает детям пересказать сказку, спрашивает 3-4 ребёнка.

Закончить занятие следует пересказом  сказки по ролям. Воспитатель - (ведущий и гриб, а дети - звери). В конце занятия воспитатель оценивает детские пересказы, поощряет активных детей.

Репетиционное занятие № 3.

 Тема: Просмотр диафильма сказки В. Сутеева «Под грибом».

Программное содержание: Дать словесный комментарий к диафильму и вызвать детей на разговор, помогать ребёнку, оформлять свои мысли, поддерживать диалог, пользоваться естественными интонациями.

Оборудование: экран, диапроектор, плёнка со сказкой В. Сутеева «Под грибом»  билеты, игрушечные  условные деньги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами пойдём в кинотеатр посмотрим сказку В. Сутеева «Под грибом».

- Давайте Руслана назначим кассиром. Вы будете давать игрушечные деньг Руслану, а он вам билеты.

Дети обыгрывают сцену у билетной кассы и проходят на свои места.

Начинается просмотр сказки.

Показывая через проектор картинки - кадры уже знакомой сказки, воспитатель читает текст. Дети могут пересказать содержание одного из кадров, передавая интонации диалога.

После просмотра диафильма организуется  его обсуждение: дети делятся своими впечатлениями, воспроизводят отдельные эпизоды, делают выводы. Воспитатель предлагает во вторую половину дня зарисовать понравившиеся им эпизоды, а дома рассказать самые интересные отрывки из сказки родителям или друзьям.

Репетиционное занятие № 4.

 Тема: Пересказ сказки «Под грибом» по ролям, (с элементами драматизации)  для детей старшей группы с ОНР 3 уровня.

Цель: дать детям возможность усовершенствовать разговорную диалогическую речь, в частности интонации обращения, перечисления. Отобразить в речи богатое эмоциональное отношение - она звучит то радостно, то печально, то жалостно в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи.

 Материал и оборудование:

Шапочки - маски, макет гриба маленького и большого, аудиокассета с воспроизведением дождя.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, давайте играть в сказку, которая называется «Под грибом».

Я буду ведущим и грибом,

Кирилл - Муравей, Аня - бабочкой,

Алёша - Мышкой,   Руслан - воробьем,

Саша - зайчиком, а Карина - лисой,  лягушкой будет Настя.

Воспитатель: - Как-то раз застал Муравья сильный дождь, куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу Мокрая Бабочка:

Бабочка (Аня) - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я, лететь не могу!

Муравей (Кирилл) - куда же я пущу тебя? - я один тут кое-как уместился. Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Воспитатель: - Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт.

Бежит мимо Мышка:

Мышка (Алёша) - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. Муравей (Кирилл) - куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. Мышка (Алёша) - Потеснитесь немножко!

Воспитатель: - Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Воробей (Руслан) - Намокли мои перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! Муравей (Кирилл) - Тут места нет. Воробей (Руслан) - Подвиньтесь, пожалуйста! Муравей (Кирилл) - Ладно.

Воспитатель: - Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. Заяц (Саша) - Спрячьте, - спасите! За мной лиса гонится! Муравей (Кирилл) - жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся. Воспитатель: - Подошла лиса поближе, понюхала: Лиса (Карина) - Не тут ли он спрятался? Муравей (Кирилл) - Где же ему тут прятаться! Воспитатель: - Махнула лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

Муравей (Кирилл) - Как же так?  Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! Лягушка (Настя) - ква-ха-ха! ква-ха-ха!

Воспитатель: - Засмеялся кто-то, все посмотрели: на шляпе гриба сидит лягу и хохочет;

Лягушка (Настя) - Эх, вы! Гриб - то ...

Воспитатель: - Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом  тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались? Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» по ролям.

Конспекты других занятий по драматизации отрывков из сказки с целью формирования связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Репетиционное занятие № 1.

Тема: Знакомство со «Сказкой о невоспитанном мышонке».

Дидактическая игра «Назови вежливое слово».

Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью воспитателя содержания в правильной последовательности. Упражнять детей в поборе вежливых слов. Воспитывать интерес к сказке.

Ход занятия:

 - Вы знаете добрые слова? Назовите их. Приглашаю детей отправиться на полянку добрых слов. Садитесь удобно. Послушайте стихотворение.

                                         Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу:

«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу в след

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Если что-то натворил.

Чувствую свою вину.

«Извините, жаль, простите,

Не хотел я» - говорю.

Если я прощаюсь с кем-то,

Просто так не ухожу:

«Буду рад вас видеть снова,

До свиданья»,  - говорю.

 - Скажите, какие добрые слова вам встретились  в стихотворении? Ответы детей.  Эти слова можно назвать вежливыми, волшебными.

 - Встаньте все в круг. Предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово». Играть будем так: Кому я брожу мяч, тот произносит вежливое слово и возвращает мяч мне. Будьте внимательны. Молодцы! Много знаете вежливых слов.

 - Садитесь на полянку. Послушайте, я вам прочитаю «Сказку о невоспитанном мышонке». Читаю эмоционально, выразительно, общаюсь взглядом с детьми.

Задаю вопросы:

О ком эта сказка?

Почему на  мышонка рассердились все звери в лесу?

Что посоветовала мышонку мама?

Кому сначала сказал мышонок вежливые слова? Потом?

Как его за это благодарили? Как нужно вести себя, чтобы у тебя были друзья?

Пора нам возвращаться в группу. Но что-то так не хочется уходить с полянки добрых слов. Давайте, ещё раз назовём вежливые, добрые слова. Как много добрых слов назвали, не забывайте их.

Репетиционное занятие №2.

Тема: Пересказ «Сказки о невоспитанном мышонке»

Упражнение на интонирование вежливых слов.

Цель: Помочь детям вспомнить содержание сказки правильно отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. Учить детей пересказывать знакомую детям сказку. Упражнять в подборе интонаций при передаче вежливых слов. Воспитывать интерес к сказке, умение слушать пересказы товарищей.

Ход занятия:

 - Садитесь дети удобно. Послушайте загадку о сказочном герое и назовите сказку.

Был не воспитан он вначале,

Слов он вежливых не знал,

Но лишь друзья с ним раздружились,

То сразу вежливым он стал!

Кто? Как называется сказка, в которой живёт этот мышонок? Вспомните сказку. Почему на мышонка рассердились все звери в лесу? Он разговаривал с друзьями? Вежливо ли отворачиваться от друзей? Как мышонок помирился с друзьями? Кто ему помог в этом?

Сейчас мы поиграем с вами. Я буду называть вежливо слова, а вы должны их произнести по-разному.

 - Здравствуйте! (прошу произнести слово радостно, приветливо, небрежно, угрюмо).  До свидания! (с сожалением, огорчением, с надеждой на скорую встречу). Спасибо! (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно); извините (неохотно, с раскаянием).

 -  Молодцы! Правильно произносили слова. Сейчас я ещё раз прочитаю сказку, постарайтесь запомнить, будете пересказывать.

Предлагаю по очереди 4-5 детям рассказать сказку, помогаю, по необходимости, слова, подсказываю слово, фразу. Подвожу итог занятия.

Репетиционное занятие №3.

Тема: Подготовка к драматизации «Сказки о невоспитанном мышонке»

Цель: Учить припоминать знакомую сказку. Готовить детей к драматизации: учить разыгрывать этюды по сказке упражнять передаче выразительности образов героев с помощью мимики, и жестов, голоса. Формировать исполнительские умения.

Ход занятия:

Предлагаю послушать стихотворение

Если с другом был невежлив,

Ты пойди и помирись,

Ты не дуйся и не хмурься,

Если надо, извинись.

И тогда вокруг все ярче

И светлее станет вдруг,

Потому что снова рядом

Будет настоящий друг!

 - Скажите, какого героя, и из какой сказки,  напомнило это стихотворение? Каких ещё героев сказки вы  запомнили?

 - Какое настроение было у мышонка, когда с ним никто не захотел дружить?

 - Какое настроение стало у него, когда все с ним подружились? Посмотрите на себя в зеркало и изобразите грустное настроение: уголки губ опущены, брови опущены; радостное: уголки губ и брови приподняты на лице улыбка, глаза широко открыты.

 - Скажите, заметили, как  изменилось лицо, когда мы грустим или веселимся.

Предлагаю разыграть отрывки из сказки. Распределять роли.

Разыгрывание этюдов:

  1. «Невоспитанный мышонок» - идёт по лесу, с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
  2. «Мышонок хочет играть с друзьями»  подбегает, а друзья отворачиваются от него.
  3. «Диалог Маши и мышонка»
  4. «Мышонок мирится с друзьями – подбегает к зверям и говорит им вежливые слова. Перед разыгрыванием этюдов даю характеристику каждого героя обговариваю с детьми жесты, мимику героев, интонацию.

Молодцы были как настоящие артисты, хорошо разыграли сценки из сказки.

Постарались вы, ребята,

Верно, сказка очень рада.

                                         В путь пора ей собираться

И с ребятами прощаться.

Репетиционное занятие № 4

Тема: Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке»

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомой сказке. Побуждать использовать выразительные средства, интонацию, мимику, жесты, соответствующие образу героя. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Оборудование: лесная полянка: ёлочки, кусты, норки (домики зверей).

Ход занятия:

Сказку  дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали.

Сказка здесь уже, друзья!

Сказка вновь пришла сюда.

Садитесь удобно и послушайте.

Невоспитанный мышонок

Один остался без друзей,

Но вовремя он понял это,

Решил стать вежливым скорей!

 - Вспомните, из какой сказки этот герой? Вам он нравится? Каким можно изобразить мышонка до ссоры с друзьями? Каким он стал потом? Давайте поиграем в эту сказку. Какие декорации поставим?: ёлочка, кусты, домик. Предлагаю определить игровое пространство: Где будет лес? Где будут жить звери? Мышонок? Откуда будут выходить? Куда уходить. Расставляю декорации с помощью детей. Распределяю роли. Надеваю на детей элементы костюма. Все дети – герои, так как изображают любых лесных животных. Драматизация сказки. Во время драматизации, при необходимости, подсказываю слова, фразы. Молодцы! Хорошими были артистами. Правильно передавали движения героев, выражение их мордочек.

Прекраснейшую сказку,

Красивую, простую,

А может, не простую

Показывали нам.

Вы очень все старались –

И сказки получились.

Огромное спасибо

Я говорю всем вам.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: [Учеб. пособие] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.:,1998.
  2. Арушанова, А.Г. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст]:  / А.Г. Арушанова, 2005. №10. - с. 26-33.
  3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]: учеб, пособие для студентов / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 1986. – 123с.
  4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб, пособие для студентов средне специальных учеб, заведений / А.М. Бородич - М.: 1988.
  5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]:  Л.С. Выготский  //Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2 -М.: Педагогика, 1982. С. 6-361.

10. Гризик, Т.П. Речевое развитие современного ребенка [Текст] / Т.П. Гризик  // Детский сад от А до Я.- 2005. (12). - С.4-9.

11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: 1958. - 370с.

12. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Просвещение, 1975.

13. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб, пособие для студентов /  Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1981.

14. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова - М.: 2001.

15. Федотова, О. Упражнения на общение [Текст] / О. Федотова // Школьный психолог приложение к газете" 1 сентября", 2001, №8.

16. Филичёва, Т.Б., Основы логопедии. [Текст]: учеб, пособие / Чевелева Н.А., Чиркина Н.В.- М.:  Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...

Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников"...

Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»

Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"

Пересказ сказок как средство овладения связной монологической речью у детей старшего дошкольного возраста"...