Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Шапкина Людмила Юрьевна

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_-_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает у индивида ощущение сопричастности своим соплеменникам.

Информационный диалог - это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).

Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. п. Дискусанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог - самое доверительное общение - происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Внутренний исповедальный диалог реализуется в так называемых играх-грезах и мечтах. Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом. В играх-грезах ребенок проигрывает роли и общается с партнерами, синтезированными им в воображении, не имеющими реального прототипа. Игры-грезы - попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни.

В мечте дети проигрывают роли и общаются с партнерами, существующими в реальной жизни, но недоступными им по каким-либо объективным или субъективным причинам. То есть мечта - это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас в актуальной для ребенка действительности.

 Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

 Необходимо выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения:

-    Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

-   поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать;

-   доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

-   говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета.

 Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности и обстановки общения.  В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и другие.

-  Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

-  Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

       Для развития у детей  диалогических умений необходимо применять в обучении определенные методы. К таким методам относятся: разговор с детьми, поручения и задания и беседы.

        Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководствоваться направленностью их мыслями и ростом запаса представлений.

        Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

         Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

         Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

         Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, интересующиеся их внутренним миром, и развиваются быстрее, и говорят лучше.  При индивидуальных разговорах  вскрывается внутреннее существо ребенка и развязывается его язык в несравненно большей мере, чем при разговоре в коллективе. При разговоре необходимо идти навстречу порывам детей, делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.

       Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

        В этом случае главным в общении является понимание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослого, комфортность, свою защищенность.

        Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка.

       А.Н. Леонтьев причислял воспитателя  к главному, интимному  кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом.

       При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

       Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, и в виде пояснений, а также в виде указаний и объяснений.

        Существует еще один метод формирования диалогической речи, связанный с разговором, которому придается огромное воспитательное значение, - это методически продуманные поручения и задания, которые даются детям.

         Ребенку дается поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен внимательно выслушать, что ему говорят, понять содержание обращенной к нему речи, запомнить сказанное, выполнить поручение, дать словесный отчет о выполненном.

        Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.  Необходимо хорошо продумать сущность и содержание поручения, которое можно давать  ребенку того или другого возраста.

        Поручения можно уже давать детям полутора-двух лет. Вначале малышу предлагается принести или подать игрушку, находящуюся в его непосредственной близости, причем педагог указывает на нее. В дальнейшем ребенку предлагается принести названную игрушку, находящуюся в числе других, уже без указания на нее. Поручения осложняются: «Дай Коле», «Положи на стол», «Поставь на пол», «Брось», и т.д.

        Трехлетки справляются с простым поручением, требующим не более одного действия. С такими малышами поручения могут сводиться к простой игре. С такими заданиями можно обращаться и к группе детей.

        Такие игры с детьми 3-4 лет и поручения являются прекрасным методом для развития связной диалогической речи. При умелом ведении, они проходят живо, весело и неизбежно сопровождаются речью

        Постепенно надо начинать связывать поручения с практическими целями. При исполнении  посильных для них и осмысленных поручений у детей развиваются самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений и главное развивается связная речь – ребенок должен рассказать о проделанном действии.

         Поручения детям старшего дошкольного возраста должны носить практический характер; они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

         Разговор и беседы – в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но если выделить беседу, как метод развития диалогической речи, то необходимо подразумевать под ним организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

           Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.

         «Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою», - сказал А.С. Пушкин. Держать мысль на привязи – трудно дающееся искусство, поэтому-то и следует прививать его людям с малолетства.

       Ребенок должен учиться понимать, что в беседе мы не должны уклонятся от главного, от того, что является основной темой; что в изложении наших мыслей должен соблюдаться порядок; что, поддаваясь нашим ассоциациям, мы можем забрести неизвестно куда и забыть, о чем мы начали говорить.

        Подлинной социальной практикой ребенка является игра. (А.В. Запорожец) Известно, что в игре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и

б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.

        Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

       Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки  и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

       В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи.

      Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

       Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и другие). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

        Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

       Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.

       Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого   этикета.

     Отдельные диалогические умения проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогической общение детей.

        Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит различные стадии. Овладение диалогом – это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Мы рекомендуем включить в  работу:

  1. Словесно-дидактические игры.
  • «Когда это бывает?»
  • «Бывает – не бывает?»

    -    «Какая, какой, какое».

  • «Позвони по телефону», «Эхо».

 Бывает – не бывает.

Цель: рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.

Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.

Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и речевых действий.

Ход игры. Воспитатель объясняет содержание и правила игры.

  • Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. Сначала Аня соглашается или не соглашается со мной, потом Ася.
  • Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А так бывает? (Ответы Ани).
  • Услышав Ваську пес Арапка  замяукал: «И я хочу сметаны». Так бывает?
  • Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: «Пи-пи-пи». Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее.
  • Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка около норки и караулит. Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Мыши вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит в холодильнике.
  • А теперь Аня с Асей расскажут свой рассказ про Арапку и кота Ваську и о том, что бывает и чего не бывает. Рассказывайте по очереди.

   Какая, какой, какое?

    Цель. Слушать партнера. Дополнять его высказывания.

Материал. Картинки: яблоко, груша, лиса, белка, ежик. Фишки.

Игровое действие. Подобрать к слову как можно больше определений.

Игровое правило. Уже сказанное не повторять.

                         

   Ход игры.

Воспитатель:

  • Поиграем со словами. Я назову предмет, а вы его опишите, скажете, какой он.
  • Яблоко. (Демонстрируется картинка.) Какое оно? Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, воспитатель подсказывает слова, которые не назвали дети. Далее воспитатель демонстрирует картинки, а дети подбирают определения.
  • Яблоко…( круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное).
  • Груша…(сочная, душистая, спелая, ароматная).
  • Лиса…(хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная, большая, запасливая).
  • Ежик… (колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький, ушастый).

Воспитатель задает наводящие вопросы (Как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто иголками? Что он делает съестные припасы, боится лисы, быстро бегает, у него большие ушки? И т.д.).

     В конце игры воспитатель объединяет вместе все фишки, хвалит детей:

  • Вот сколько разных слов вы назвали.

  1. Театрализованные игры

   -    Инсценировка сказки А.Н. Толстого «Еж».Инсценировка сказки «Лиса и рак».   Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

Игра – инсценировка  по сказке В. Сутеева «Под грибом».

 Цель игры: продолжать упражнять детей в драматизации небольших знакомых сказок, передавать в образе характер литературного героя.

Учить детей рассказывать сказку по ролям, вступать в диалог, соблюдая последовательность действий сказки.

Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Под грибом», обыгрывание эпизодов. Беседа о характерах героев сказки. Показ сказки, используя настольный театр.

Материал, оборудование и атрибуты: Настенное панно или большая иллюстрация, изображающая большой гриб и маленький(2 иллюстрации).

Маски или шапочки: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки.

Ход игры:

     В зале или группе, на стене изображение маленького гриба. Дети одели маски персонажей сказки.

     Воспитатель читает слова автора сказки В.Сутеева «Под грибом». Дети  драматизируют (выполняют действия персонажей сказки) и произносят слова персонажей, стараясь передать характер и настроение каждого героя.

Воспитатель: - Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Ребенок-муравей: Бежит, съежился, смотрит по сторонам, подбегает к грибу, радуется и встает с одной стороны.

Воспитатель: - Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь все сильнее и сильнее идет. Ползет к грибу мокрая бабочка.

Ребенок-бабочка: Идет на корточках, изображая бабочку с намокшими крыльями. Подходит к муравью.

  • Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу! (говорит жалобным голосом).

Муравей: - Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился. (оправдывается).

Бабочка: - Ничего! В тесноте, да не в обиде. (уговаривает муравья).

Воспитатель: Пустил Муравей Бабочку под грибок.

(Бабочка заходит и встает рядом с Муравьем)

А дождь все сильнее идет. Бежит мимо Мышка.

Ребенок-мышка: Бежит маленькими шагами, оглядывается, пригибается под дождем.

  • Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет (говорит жалобным голосом, пищит).

Муравей и бабочка: - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: - Потеснитесь,  немножко! (уговаривает).

Воспитатель: - Потеснились, пустили мышку под грибок.

( мышка заходит под грибок и встает рядом с другими персонажами).

Воспитатель: - А дождь все льет и не перестает… Мимо гриба воробей скачет и плачет:

 Ребенок-воробей: Передвигается прыжками, оглядывается, плачущим голосом говорит: - Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождь переждать!

Муравей, бабочка и мышка: - Тут места нет.

Воробей: - Потеснитесь, пожалуйста!

Муравей, бабочка и мышка: - Ладно (соглашаются).

Воспитатель: Подвинулись – нашлось место и воробью.

Воспитатель меняет изображение гриба на стене на более крупное.

Воспитатель: - И тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Ребенок-заяц: Бежит, оглядывается по сторонам, ищет, куда бы ему спрятаться. – Спрячьте, спасите! За мной лиса, гонится! (говорит быстро, отрывисто, хриплым голосом).

Муравей: - Жалко зайца, давайте еще, потеснимся (персонажи отходят, пропуская зайца и прячут его за собой).

Воспитатель: - Только спрятали зайца – лиса прибежала.

Ребенок-лиса: Бежит, всматривается, нюхает воздух. Говорит ласковым голосом.

  • Зайца не видели?

Все: - Не видели (отвечают, продолжая прятать зайца).

Лиса: подходит поближе, нюхает и говорит:

  -   Не тут ли он спрятался?

Все: - Где ему тут спрятаться!

( лиса уходит разочарованная, недовольная).

Воспитатель: - Махнула лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик кончился – солнышко выглянуло. Вышли все из-под гриба, радуются.

(Все персонажи, кроме лисы выходят на середину зала, подпрыгивают, кружатся, танцуют).

Воспитатель: - Муравей задумался и говорит:

(Муравей чешет в затылке и удивляется) - Как же так? Раньше мне и одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось?

Ребенок-лягушка: Скачет большими прыжками и останавливается возле гриба.

Лягушка: - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! (квакает и смеется).

Воспитатель: - Все посмотрели, это лягушка хохочет.

Лягушка: - Эх, вы! Гриб-то…

Воспитатель: - Недосказала и ускакала. (скачет большими прыжками и уходит).

Воспитатель: - Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы, догадались?

     Все дети выходят на середину зала и говорят: - Гриб-то, вырос!

 

Игра – инсценировка  по сказке А.Н. Толстого «Еж».

Цель. Рассказывать и разыгрывать сказку. Передавать образ персонажа через выразительные движения. Точно обозначать словом характер персонажей (теленок – игривый, любопытный, глупый; еж – умный, хвастливый, храбрый). Называть слова, близкие по смыслу (смелый, храбрый, бесстрашный, отважный).

Материал. Теленок и ежик (игрушки).

План. Дети получают от Старика Годовика приглашение в комнату сказок. Дети рассаживаются на стульчиках. Воспитатель достает из-за ширмы ежика и теленка. Предлагает послушать, какая история с ними приключилась. Рассказывает сказку.

«Теленок увидел ежа и говорит:

  • Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

  • Попробуй…

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

-     Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется: - Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

  • Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес.

  • У нас еж – богатырь, - шепотом со страхом говорили звери».
  • Понравилась сказка? Зачем теленок сказал, что хочет съесть ежа? (хотел поиграть, напугать)
  • Кто хочет изобразить, как теленок заигрывал с ежиком?

Если у детей не получается, воспитатель встает и разыгрывает диалог теленка с ежиком: обнюхивает, пытается поддеть рогом, грозится съесть, пытается лизнуть, стонет от боли; после показа сценка разыгрывается кем-то из детей.

  • Каким оказался в сказке теленок? (Игривым, любопытным, глупым).
  • Что подумал о теленке ежик? (Я огромного зверя победил, должно быть, льва.)
  • Какой в этой сказке ежик? (Смелый, догадливый, хвастливый.) Как еще можно назвать смелого зверя? Подберите слова, близкие по смыслу слову «смелый». (Храбрый, отважный, бесстрашный.) (Если дети не называют, воспитатель подсказывает начало слова.)
  • Кто хочет рассказать эту сказку по ролям? Один ребенок будет играть за ежа, другой за теленка.

Вызывается желающие. Воспитатель в случае надобности помогает, подсказывая начало фразы, чтобы диалог проходил легко и непринужденно.

Инсценировка сказки «Лиса и рак»

Программное содержание. Учить детей рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрый, хитрющий, хитроватый, хитрый-прехитрый), подбирать к ним синонимы (не хитрая, а глупая, глуповатая, простоватая, неумная).

Материал. Игрушки-самоделки: лиса и рак.

План

Воспитатель рассаживает детей полукругом возле стола, в середине которого установлены игрушки.

Воспитатель (действуя игрушками). Лиса встретила рака и говорит ему:                                     - Давай с тобой перегоняться!                                                                                                                                              - Ну, что ж, лиса, давай.                                                                                                                                        Начали перегоняться.                                                                                                                                                                       Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост.                                                                                                                Добежала лиса до места, а рак не отцепляется.                                                                                                  Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:                                                                                                                                                                                              - А я тебя давно тут жду.                                                                                                                                                                  Что предложила лиса раку? (Ответы.) Как об этом сказать по-другому? (Бежать наперегонки, кто раньше добежит, кто скорее.) Каким в сказке оказался рак? Как об этом сказать по-другому? Какой в этой сказке представлена лиса? Не хитрая, а … (ответы).                                                                                                                                                                       Далее воспитатель предлагает разыграть прочитанную сказку двоим детям, но предварительно договорится, кто исполняет роль лисы, кто рака. Педагог читает авторский текст, а дети говорят от лица персонажей и изображают их действия.

По окончании игрушки остаются в пользовании детей, чтобы они смогли самостоятельно разыграть сказку.

  3. Игры парами

Игры парами предназначены непосредственно для формирования диалога: работая в паре, дети не могут обойтись без общения. Игры проводятся парами при подгрупповой и фронтальной организации. Проделанная работа подтвердила, что игры парами выступают как эффективный прием влияния взрослого на умение детей общаться со сверстником диалогически. Важным условием овладения родным языком является то, как организует педагог совместную с детьми деятельность - содержательное общение, совместные игры и занятия.

В чем же заключается ценность таких игр? Дети имеют возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом; рисовать, рассматривать работы товарищей, определяя, чье задание выполнено лучше. Главное условие всех приемов методики - не подавлять детскую инициативу, выслушивать всех до конца, поощрять свободное общение, обмен мнениями. Например:

  -    «Снеговики», «Найдите больше», «Кактус», «Угадай на ощупь»,  «Бывает – не бывает».

Необходимо выбирать те игры, основу которых составляет диалог.

В таких играх ребенок учится не только правильно вступать в разговор, но и вести его и заканчивать, а так же  он учится передавать голосовые интонации для уточнения характера героя, от имени которого он ведет диалог.

Найдите больше

Цель. Учить детей ориентироваться на высказывания партнера; дополнять мысль партнера новой информацией.

Материал. Фишки.

Игровые действия. Назвать как можно больше предметов, обладающих определенным признаком.

Игровое правило. Сказанное не повторять.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям фишки, которые они получат за правильные ответы. Задание: вспомнить, какой предмет - живой, неживой - имеет ручки (ножки).

Когда ответы исчерпаны, взрослый собирает фишки.

Воспитатель не сравнивает, кто больше наберет фишек, чтобы не обижать детей. Если один из играющих плохо справляется с заданием, педагог задает ему вопросы-подсказки.

Снеговики

Цель. Учить детей умению общаться в процессе совместной работы; обмениваясь материалами, доброжелательно обращаться с просьбой.

Материал. «Снеговик» - 2 аппликации одинакового размера, но составленные из разнообразных геометрических форм разного цвета (у одного снеговика глаза синие, у другого - черные; у одного - на голове красное ведро, у другого - оранжевое). Два конверта, в которых неравное количество геометрических форм.

Игровые действия. Выложить аппликацию по образцу из имеющихся материалов; если материала не хватает, вежливо обратиться за помощью к соседу.

Игровое правило. Обращаться друг к другу с просьбой по имени, используя волшебное слово «пожалуйста».

Ход игры.

Воспитатель раздает конверты с материалами, предлагает составить аппликации по образцам. В конвертах геометрические формы. Обращается внимание: если каких-то деталей не хватает, они в конверте партнера.

В процессе работы дети должны иметь возможность свободно общаться, комментировать свои действия, обмениваться материалами, не забывая при этом волшебного слова «пожалуйста». Если что-то не получается, воспитатель подсказывает. В конце игры дети проверяют друг друга и по необходимости исправляют ошибки.

Кактус

Цель: исследовать уровень овладения детьми диалогическим общением.

     Материал: 20 маленьких  картинок с изображением разнообразных кактусов, разрезанных по диагонали на две части; две большие картинки с изображением кактусов, сложно разрезанные на шесть  неравных частей. (Возможна замена на аналогичные изображения цветов и пр.)

     Игровые действия. Вместе с товарищем сложить все разрезные картинки.

    Ход игры: Воспитатель знакомит детей с содержанием игры:

  • Посмотрите, здесь разрезные картинки. Это кактусы, Надо сложить из частей целые картинки.

Воспитатель наблюдает за действиями и общением детей и фиксирует результаты наблюдения в протоколе.

   По мере складывания картинок воспитатель подтверждает правильность выполнения задания либо советует быть внимательнее, обращает внимание на несовпадение рисунка. В том случае, если не могут догадаться сами, подсказывает, на какие признаки следует обратить внимание, чтобы по срезу можно было сложить целое изображение.

 Угадай на ощупь.  

     

     Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться в игре на действия партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов; обращаться к товарищу доброжелательно, обосновывать согласие или несогласие с его действиями.

                                                         

     Материал. Кузовок. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звук «с» (18 предметов); для контроля – предметы, в названиях которых нет ни свистящих, ни шипящих звуков (7 предметов).

     Игровые действия. На ощупь угадать предмет, определить, есть ли в его названии звук «с». Вместе с товарищем разделить предметы  на те, в названиях которых есть звук «с», и на те, в которых его нет.

     Игровое правило. Действовать по очереди. Отвечая на действия партнера согласием или несогласием, обосновывать свой ответ (проверять правильность выполнения задания, выделяя в произношении заданный звук).

     Ход игры. Воспитатель знакомит детей с содержанием и правилами игры. Предлагает первому ребенку отгадать предмет на ощупь и сказать, есть ли в его названии звук «с». Партнеру предлагает высказать свое согласие или несогласие.

     Затем дети играют самостоятельно. Важно, чтобы они не только решали интеллектуальную задачу, но самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументировано выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера. Взрослый побуждает их к этому взглядами, жестами, краткими замечаниями (Ну?…Теперь?…Согласен? и т.д.  

Чего не стало?

Цель: Ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Поддерживать короткий диалог.

Материал: картинки с группами предметов: тапочки, сапоги, ботинки, кони, лоси, гуси, олени (6-7 групп).

Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не стало.

Игровое правило: соблюдать в игре последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» Раскладывает картинки. Вместе их называют.

  • Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Тапочек).
  • Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа отгадывает. А теперь Сережа прячет, а Петя отгадывает. Так по очереди и играйте дальше.

По ходу игры в случае необходимости воспитатель подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.  

      Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста. Формирование диалогического общения может проходить не только путем обогащения игровой деятельности, но и при непосредственном общении между взрослым и ребенком, в совместной деятельности разнопланового характера (рисование, лепка и т. д.). Диалогическая форма речи не дана человеку от природы. Диалогу необходимо обучать. Эта обязанность лежит на взрослом, как на основном носителе культуры.

         

 Литература:

  1. Базжина Т.В.  Диалог на начальном этапе языкового развития. С-П. 1992.
  2. Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. М. 1986.
  3. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М. 1997.
  4. Бородич А.М.  Методика развития речи. М.1984.
  5. Гербова В.В., Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. 1983.
  6. Глухов В.П.  Формирование связной речи детей дошкольного возраста. М.2002.
  7. Ерастов Н.П.  Культура связной речи. Ярославль 1982.
  8. Жинкин Н.И.  Речь как проводник информации. М. 1982.
  9. Исенина Ю.Г. Человек в мире диалога» Л. 1990.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.  Ярославль 1997.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М. 2001.
  12. Ладыженская Т.А.  Связная речь. М. 1980.
  13. Обучение в детском саду./ Под ред. А.В. Запорожца. М. 1991.
  14.  Сложи по-другому. Речевые игры./ Под ред. О.С. Ушаковой.
  15. Учимся общаться с ребенком.  Руководство для воспитателей детского сада. / Под ред. В.А. Петровского и А.М. Виноградовой  М. 1993.
  16. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве.  М. 1999.
  17. Ушакова О.С. Речь: истоки и принципы развития (Текст). Учебное пособие. М. 2004.
  18. Филипов К.А. Лингвистика текста и проблема анализа устной речи.                                                         Л. 1989.
  19. Филичева Т Б.  Особенности формирования речи детей.  М. 1999.
  20. Характеристика связной речи детей 6-7 лет./ Под ред. Т.А. Ладыжинской  М. 1979.
  21. Цветкова Л.С. Развитие речи детей дошкольного возраста.  М. 2003..

      22. Якубинский Л.П.  О диалогической речи.  М. 1986.