Комплекс игровых упражнений для развития связной монологической речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Макарова Анна Александровна

Прежде чем приступить к обучению детей рассказыванию по сюжетным картинам, с детьми должна проводиться подготовительная работа. Для этого создан комплекс игровых упражнений направленный на умение логически выстраивать свое высказывание, и на умение пользоваться предложениями разных типов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igrovyh_uprazhneniy_dlya_razvitiya_svyaznoy.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игровых упражнений для развития связной

монологической речи

  1. «Фотограф»

Цель: Научить детей составлять описание картинки с опорой на фрагменты.

Материал: Сюжетная картинка и отдельные увеличенные ее фрагменты.

Описание: Воспитатель просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие картинки рядом с ней. Воспитатель говорит: «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картинка, а это ее фрагменты. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картинке».  Ребенку нужно сначала найти место каждого фрагмента на общей картинке, а затем описать ее, соблюдая структуру (начало, середину, конец)

  1. «Где начало рассказа?»

Цель: Научить детей передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: Серия сюжетных картинок.
Описание: Перед ребенком раскладывается серия сюжетных картинок в хаотичном порядке. Ребенку предлагается разложить картинки в правильной временной последовательности, найти начало изображенного события. Далее ему нужно было составить рассказ с опорой на эти картинки. Картинки для ребенка служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

  1. «Найди картинке место»

Цель: Научить детей составлять рассказ с последовательно развивающимся действием. 
Материал: Наборы сюжетных картинок для выкладывания.
Описание: Перед ребенком выкладывают серию сюжетных картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После чего ребенку нужно составить рассказ по восстановленной серии картинок.

  1. «Путаница»

Цель: Научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать перепутанное предложение.

Материал: Заготовленные взрослым неправильные фразы.

Описание: Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно. Примеры деформированных фраз: «Мяч ловит Катю», «Аня встал и пошел умываться», «Дима проснулась рано утром», «Заяц догоняет лису», «Дети гуляет в парке», «Маша любят рисовать», «Рыба ловит рыбака», «Картина рисует мальчика», «Газета читает папу», «На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза»

  1. «Кто интереснее придумает»

Цель: Научить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Описание: Воспитатель говорит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп».

Примечание: За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

  1. «Зачем нам эти вещи?»

Цель: Научить детей использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Оборудование: Серия предметных картинок.

Описание: Перед игроками лежит серия предметных картинок. Дети должны выбрать себе любой предмет и  объяснить  для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

  1. «Предложения - по картинкам»

Цель: Научить детей составлять распространенные предложение по сюжетной картине.

Оборудование: Сюжетная картина

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картине?», «Как мы его назовем?», «Что он делает?», «Где …поливает цветы?», «Какое время года изображено на картинке». Далее детям нужно составить предложения, используя ответы на вопросы. «Как теперь можно составить предложение?» (Летом Федя в саду поливает цветы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

"Проведение комплекса мероприятий по развитию связной монологической речи детей 5 – 6 лет в процессе составления рассказа по картине"

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать заключение о том, что составление рассказа по картине является наиболее сложным и трудным для детей 5-6 лет.Нами был подобран...

Комплекс игровых упражнений для развития связной речи.

Комплекс игровых упражнений для развития связной речи....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...