"Проведение комплекса мероприятий по развитию связной монологической речи детей 5 – 6 лет в процессе составления рассказа по картине"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Иванова Екатерина Георгиевна

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать заключение о том, что составление рассказа по картине является наиболее сложным и трудным для детей 5-6 лет.

Нами был подобран комплекс организационно - педагогических мероприятий для корректировки речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс мероприятий разработан с учетом ФГОС и направлен на работу в трех направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Создание развивающей речевой среды.

I направление. Работа с детьми.

Цель данного направления заключается в формирование умения монологической связной речи у детей 5-6 лет. Обучение связной монологической речи у детей 5-6 лет в процессе составления рассказа по картине происходит в основном в форме игры, в которую включаются разнообразные задания.

Для развития связной монологической речи у детей 5-6 лет мы подобрали комплекс заданий и игр.

Развитие связной монологической речи проводится в несколько этапов. С каждым последующем этапом происходит постепенное усложнение заданий и игр.

Этап 1.  Нами были определены следующие цели данного этапа:

  • научить дошкольников определять содержание картины, выявлять отдельные объекты и предметы, описывать данные объекты;
  • активизировать словарный запас детей.

Данные цели реализовывались с использованием игр:

  1. Игра с «подзорной игрой». Материалы: лист А-4 (для изготовления подзорной трубы) и сюжетная картина. Дети рассматривают картину через «подзорную трубу», определяют объекты на картине, называют их.
  2. Игра «Кто больше увидит»: дошкольники при рассматривании называют предметы или объекты, изображенные на картине. Необходимо назвать большее количество предметов.
  3. Игра «Почему картина имеет такое название?»: дошкольникам демонстрируется картина, и произносится название картины. Педагог просит обосновать название картины.
  4. Игра «Составь картинку из частей»: дошкольники должны составить предметные картинки из частей и рассказать, что на них изображено. (Приложение 5)

Данный этап очень важен. Дети находят, узнаю и называют предметы и объекты на картине. Выбранные игры помогают детям активизировать словарный запас.

На первоначальном этапе дети могут выделить только большие объекты. Постепенно они могут уже выделять более мелкие объекты. Дети могут выделять и второстепенные предметы, могут называть и перечислять объекты.

Когда дошкольники успешно справляются с заданиями начального этапа, то педагог может переходить к следующему этапу.

Этап 2. Определение взаимоотношений между объектами на сюжетной картине.

Цели второго этапа:

  • научить детей находить связь между предметами и объектами;
  • научить объяснять эти взаимоотношения.

Игра для реализации целей:

  1. Игра «Объединялка – Соединялка»: детям демонстрируется картина. Один из ребят объединяет предметы на картине. Остальные дети объясняют эти взаимосвязи. (Приложение 6)

На данном этапе дети могут составлять осмысленные рассказа, объединять предметы, определять между ними взаимоотношения. Так же можно за ранее определить предметы, между которыми дети будут устанавливать взаимосвязь.

Пример: Педагог или ребенок выбирают два предмета. Остальные дети объясняют связь, с помощью которой их можно объеденить. Связи могут быть совершенно разные:

  1. Родственные (мама и дети).
  2. Физические (касание).
  3. Эмоциональные (нравится – не нравится, люблю – не люблю).

Этап 3. Представление ощущений, которые могут возникнуть при изучении картины с помощью органов чувств.

Мы определили для себя такие цели как:

  • научить детей воспринимать объект с помощью различные ощущения через слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения (разные органы чувств);
  • научить детей использовать обязательное правило:  «Я вижу обьект (предмет) и представляю, что он пахнет...., что он на ощупь...., что он издает звуки...»;
  • расширить активный словарь детей на тему «запахи, звуки, тактильные ощущения».

Для реализации вышеуказанных целей мы применяли следующие игры:

  1. Игра «О чем говорят герои картины?»: для просмотра детям предлагается картина. Детям предлагается представить, что герои картины ожили. О чем герои могут говорить между собой? Или о чем они могут думать? (Приложение 7).
  2. Игра «Я слышу…»: Детям предлагается с помощью слуха, описать ощущения возникшие при просмотре картины.

Например: «Я слышу, как лает собака», «Я слышу, как мяукает кошка», «Я слышу, как течет речка», «Я слышу, поют птицы».

  1. Игра «Я ощущаю…»: Ребятам педагог предлагает увиденное описать с помощью тактильных ощущений. Например: «Я ощущаю, что кора у дерева жесткая», «Я ощущаю, что трава колючая, если по ней провести рукой».

Последовательность мыслительных действий:

  1. Рассматривание картины, воображаемый «вход» в нее.
  2. Выбор органа чувств, с помощью которого можно представить картину.
  3. Создание речевого рисунка для описания возникших ощущений.
  4. Произношение правила: «Я вижу объект (предмет) и представляю, что он пахнет...., что он на ощупь...., что он издает звуки...».

Этап 4. Составление и отгадывание загадок по сюжетной картине.

Цели этапа мы определили как:

  • продолжаем формировать навык придумывания загадок по содержанию картины;
  • активизируем воображение детей;
  • активизирует у детей в речи определенные части речи – прилагательные.

На 4 этапе использовались следующие игры:

  1. Игра «Один начинает, следующий продолжает»: педагог начинает описывать один из предметов на представленной картине. Когда дети догадаются о каком предмете идет речь, они сами продолжают описание данного предмета.
  2. Игра «Кто назовет больше»: педагог предлагает детям подобрать наибольшее количество признаков одного предмета. Например: «Воздух чистый, морозный, загрязненный...», «Еж колючий, маленький, лесной».

У предмета или объекта выделяется признак, который отвечает на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?». После этого на картине необходимо найти предмет или несколько предметов, у которого этот признак выражен более ярко.

Например: «Собака какая? Ласковая, как теленок. Пушистая, как одуванчик. Серая, как волк.», «Петух какой? Разноцветный, как радуга. Громкий, как свисток.»

В завершении педагогом или сообща выбирается наиболее удачный вариант сравнения.

Этап 5. Выяснение местоположения объекта или предмета на картине.

Цели 5 этапа заключались в том, чтобы:

  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве и на картине;
  • активизировать словарный запас дошкольника (наречия – лево, право).

Мы использовали для реализации целей игру «Ожившая картина»: Детям предлагается с помощью воображения представить, что ожил один из объектов на картине. Далее дети описывают выделенный объект на картине по месту.

Любой объект на сюжетной картине имеет определенное место. Дети учатся определять местоположение предмета на картине. А можно называя определенное место на картине, просить детей отгадать, что там находится. За счет этого расширяется словарный запас дошкольников. Активизируются в речи детей определенные части речи – наречия. Дети учатся ориентироваться в двухмерном пространстве: центральная часть – левая - правая – нижняя – верхняя часть картины; верхний – нижний – правый – левый угол картины, и в то же время они учатся ориентироваться в трехмерном пространстве: дальше – ближе, за, под, над, около и др.

Например: Использована картина «кошка с котятами» в Приложении 3.

Кошка. «Я мама – кошка. Я лежу на коврике слева. Справа передо мной котенок лакает из блюдца. Справа за мной в клубки играет второй котенок. Маленький котенок спит рядом со мной».

Котенок, который спит. « Я котенок, который спит около мамы. Впереди из блюдца пьет рыжий котенок. Я уже поел молочка и очень устал. Спать рядом с мамой мне очень нравится».

Котенок у блюдца. « Я рыжий котенок. Я нахожусь справа от кошки. Передо мной стоит миска с молоком. Слева от меня лежит кошка с котенком. Позади меня котенок играет в клубки. Я уже наигрался и хочу кушать».

Котенок с клубками. « Я серый котенок. Я сижу позади кошки. Слева от меня занавески. Я хочу поиграть с рыжим котенком».

Блюдце. «Я блюдце. Я стою на подстилке. Рядом со мной стоит рыжий котенок. Позади я вижу маму – кошку и еще двух котят».

Этап 6. Формирование у детей умения смотреть с разных точек зрения, развивать умение составлять речевые зарисовки.

Цели:

  • дать возможность дошкольникам перевоплотиться в предмет на картине, прочувствовать настроение на картине;
  • развивать умение составлять речевые зарисовки от имени главного героя картины;
  • обогащение словаря детей за счет слов обозначающих характер предмета.

Дошкольники могут самостоятельно выбрать объект на сюжетной картине для перевоплощения. Дети описывают события на картине от имени главного героя. Свои рассказ дети дополняют мимикой, эмоциями, жестами.

Примерные речевые рассказы детей от лица объекта, которые были составлены с помощью педагога на примере картины в Приложении 3:

Грустный котенок. «Я маленький серый котенок, сижу около стены на полу.  Около меня много клубков. Мне грустно, потому сто никто не хочет со мной играть. А я очень хочу поиграть с рыжим котенком».

Мама – кошка. «Я большая серая кошка. Я очень добрая и ухоженная. У меня три маленьких котенка. Я забочусь о них, поэтому привела из на подстилку. Рядом со мной спит первый котенок. Позади меня играет второй котенок. Справа передо мной ест третий котенок».

Этап 7. Составление описание предмета, изменяя его во времени.

Цели:

  • активизировать воображение детей;
  • активизировать словарь дошкольников за счет слов обозначающих время суток.

Дети рассматривают картину. После этого педагог предлагает детям на «машине времени» переместить во времени или в будущее, или в прошлое. Дети додумывают, что могло предшествовать событиям на картине или наоборот, придумывают концовку событий на картине.

Пример: использована сюжетная картина «Субботник» (Приложение 8).

Дети.

Ребята проснулись рано утром. Потом дети захотели сделать что-то полезное и хорошее – посадить деревья. Вечером все ребята будут радоваться проделанной работе.

Мальчик, с лопатой.

Раньше, мальчик с лопатой, гонял мяч во дворе с другими ребятами. Но потом увидел, как его друзья сажают саженцы. Затем он поможет красить деревья. Когда работа будет выполнена, мальчик пойдет опять играть в мяч во двор.

Девочка в желтой куртке.

Утром девочка в курточке желтого цвета смотрела в окно и радовалась отличной погоде. Она увидела, как ее одноклассники сажают деревья и решила им помочь. По окончанию работы, она пойдет с девочками играть в классики.

 Девочка в голубой куртке.

Утром девочка в голубой куртке проснулась и предложила своему другу посадить новые деревья. Вечером за ужином она рассказала всей семье о своем дне.

Этап 8. Составление рассказа по плану по сюжетной картине.

Главная цель восьмого этапа заключается в

  • развитии навыка составлять рассказы по сюжетной картине с помощью плана.

Дошкольникам предлагались к игре следующие игры:

  1. Игра «Собери картину и составь по ней рассказ»: педагог предлагает дошкольникам самим составить картину из нескольких частей и после составить небольшие рассказы по ней.
  2. Игра «Расскажи что-нибудь о картине»: Педагог представляет детям сюжетную картину к просмотру. Дети стараются рассказать о ней. Вопросы для примера:
  • Кто нарисован на картине?
  • Выдели и опиши главного героя?
  • Где и когда происходят действия, изображенные на картине?

Для начала составляется план, который  может состоять из 4-5 вопросов. На первоначальном этапе план дополняется образцом рассказа. На следующем этапе этот план становится самостоятельным приемом обучения рассказывания. План для детей еще очень важен, т.к. он может помочь в:

  1. Поочередном выявлении и характеристики элементов, деталей содержания картины.
  2. Описании героев (главных и второстепенных), действия (времени и места).
  3. Описании развития сюжета.
  4. Востановлении в памяти и воспроизведении события произошедшего в нужном порядке.

II направление. Работа с родителями

Как указано в ФГОС семья, родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Так же семья – это первый институт отношений и социализации. Семья оказывает колоссальное влияние на ребенка в любом возрасте, особенно в дошкольном. Поэтому грамотный педагог будет привлекать семью и родителей к конструктивному сотрудничеству. Очень важно при сотрудничестве открытость и доверие. Только так можно узнать, как ведет себя ребенок в обстановке, отличной от домашней. Следовательно, родителям необходимо объяснять и их ответственность за развитие и обучение ребенка, в том числе и речевое развитие.

Успешность обучения и воспитания зависит от того, насколько успешно сотрудничество семьи и детского сада. Работа по развитию связной монологической речи должна идти параллельно и дома, и в детском саду.

На сегодняшний день, родители вынуждены много работать, «институт бабушек» постепенно утрачивается, дети часто предоставлены сами себе. Многое дети свободное время проводят за компьютером или просмотром телевизора. Следствие этого, «косноязычность» и невозможность детей рассказать об увиденном или услышанном.

Исходя из выше сказанного, нам необходимо объяснить родителям обо всей важности речевого развития и вне детского сада.

Цель: так как родители являются полноценными участниками образовательного процесса, важно их вовлечь в эту образовательную деятельность.

Перечислим некоторые формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей о важности их участия в образовательной деятельности, в том числе и речевом развитии (Приложение 9).
  2. Подбор игр на развитие связной монологической речи представлен в таблице 4 (Приложение 12).

III направление.  Создание развивающей речевой среды

Учеными доказано, что развивающая среда имеет большое влияние на развитие речи у дошкольников. Созданная нами развивающая среда представляла собой специальным образом, организованное пространство. Нами были учтены основные принципы ее организации: безопасность, многофункциональность, вариативность и гибкость, мобильность, доступность. Развивающая среда включает в себя:

  1. Материалы (магнитная доска с азбукой; муляжи фруктов – овощей, продуктов (для описания признаков и для отработки ответов на вопрос «Какой?»); игрушки (подбор действий к предмету «Как можно играть ?»); набор фигурок животных, людей (для отработки ответов на вопросы «Что делает? Что делал?») и другие.)
  2. Электронные образовательные ресурсы (Genial.ly  –  сайт, с помощью которого можно создать интерактивных плакатов и презентиций, игр; Glogster – сервис, для работы с интерактивными досками.)
  3. Средства обучения и воспитания дошкольников (подборка картин (сюжетных и предметных) для составления рассказа; дидактические игры на развитие грамматического строя и звуковой культуры речи; мнемотаблицы; дидактические игры для повышения активного словаря дошкольника; альбомы со скороговорками и иллюстрациями (для проведения артикуляционной гимнастики; портреты писателей и т.п.)

Цель: создание оптимальной предметно – развивающей среды для развития речи у дошкольников и ее коррекции.

В группе был создан специальный уголок «Живое слово» (Приложение 10) дети, к игровому материалу которого, имеют доступ.

При разработке данного уголка главной задачей для себя мы видели:

  • Развитие инициативы и самостоятельности в общении между детьми.
  • Обучение связной речи в виде монолога.

Материалы уголка «Живое слово»:

  • Серии красочных иллюстраций «Времена года», «Домашние Животные», «Русские сказки» и другие.
  • Наборы сюжетных картин и серии картин для самостоятельного составления рассказа.
  • Картины разрезанные на несколько частей для самостоятельной работы.
  • Наборы картинок для сравнения и определения различия, сходства, общего признака.
  • Наборы кубиков с иллюстрациями по сказкам.

Материалы речевого уголка способствуют совместной деятельности ребенок – ребенок и ребенок – педагог. В речевом уголке педагог проводил ежедневно индивидуальные занятия и занятия в подгруппах по 2–3 воспитанника. Уголок также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_razvitie_rechi.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение комплекса мероприятий по развитию связной монологической речи детей 5 – 6 лет в процессе составления рассказа по картине.

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать заключение о том, что составление рассказа по картине является наиболее сложным и трудным для детей 5-6 лет.

Нами был подобран комплекс организационно - педагогических мероприятий для корректировки речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс мероприятий разработан с учетом ФГОС и направлен на работу в трех направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Создание развивающей речевой среды.

I направление. Работа с детьми.

Цель данного направления заключается в формирование умения монологической связной речи у детей 5-6 лет. Обучение связной монологической речи у детей 5-6 лет в процессе составления рассказа по картине происходит в основном в форме игры, в которую включаются разнообразные задания.

Для развития связной монологической речи у детей 5-6 лет мы подобрали комплекс заданий и игр.

Развитие связной монологической речи проводится в несколько этапов. С каждым последующем этапом происходит постепенное усложнение заданий и игр.

Этап 1.  Нами были определены следующие цели данного этапа:

  • научить дошкольников определять содержание картины, выявлять отдельные объекты и предметы, описывать данные объекты;
  • активизировать словарный запас детей.

Данные цели реализовывались с использованием игр:

  1. Игра с «подзорной игрой». Материалы: лист А-4 (для изготовления подзорной трубы) и сюжетная картина. Дети рассматривают картину через «подзорную трубу», определяют объекты на картине, называют их.
  2. Игра «Кто больше увидит»: дошкольники при рассматривании называют предметы или объекты, изображенные на картине. Необходимо назвать большее количество предметов.
  3. Игра «Почему картина имеет такое название?»: дошкольникам демонстрируется картина, и произносится название картины. Педагог просит обосновать название картины.
  4. Игра «Составь картинку из частей»: дошкольники должны составить предметные картинки из частей и рассказать, что на них изображено. (Приложение 5)

Данный этап очень важен. Дети находят, узнаю и называют предметы и объекты на картине. Выбранные игры помогают детям активизировать словарный запас.

На первоначальном этапе дети могут выделить только большие объекты. Постепенно они могут уже выделять более мелкие объекты. Дети могут выделять и второстепенные предметы, могут называть и перечислять объекты.

Когда дошкольники успешно справляются с заданиями начального этапа, то педагог может переходить к следующему этапу.

Этап 2. Определение взаимоотношений между объектами на сюжетной картине.

Цели второго этапа:

  • научить детей находить связь между предметами и объектами;
  • научить объяснять эти взаимоотношения.

Игра для реализации целей:

  1. Игра «Объединялка – Соединялка»: детям демонстрируется картина. Один из ребят объединяет предметы на картине. Остальные дети объясняют эти взаимосвязи. (Приложение 6)

На данном этапе дети могут составлять осмысленные рассказа, объединять предметы, определять между ними взаимоотношения. Так же можно за ранее определить предметы, между которыми дети будут устанавливать взаимосвязь.

Пример: Педагог или ребенок выбирают два предмета. Остальные дети объясняют связь, с помощью которой их можно объеденить. Связи могут быть совершенно разные:

  1. Родственные (мама и дети).
  2. Физические (касание).
  3. Эмоциональные (нравится – не нравится, люблю – не люблю).

Этап 3. Представление ощущений, которые могут возникнуть при изучении картины с помощью органов чувств.

Мы определили для себя такие цели как:

  • научить детей воспринимать объект с помощью различные ощущения через слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения (разные органы чувств);
  • научить детей использовать обязательное правило:  «Я вижу обьект (предмет) и представляю, что он пахнет...., что он на ощупь...., что он издает звуки...»;
  • расширить активный словарь детей на тему «запахи, звуки, тактильные ощущения».

Для реализации вышеуказанных целей мы применяли следующие игры:

  1. Игра «О чем говорят герои картины?»: для просмотра детям предлагается картина. Детям предлагается представить, что герои картины ожили. О чем герои могут говорить между собой? Или о чем они могут думать? (Приложение 7).
  2. Игра «Я слышу…»: Детям предлагается с помощью слуха, описать ощущения возникшие при просмотре картины.

Например: «Я слышу, как лает собака», «Я слышу, как мяукает кошка», «Я слышу, как течет речка», «Я слышу, поют птицы».

  1. Игра «Я ощущаю…»: Ребятам педагог предлагает увиденное описать с помощью тактильных ощущений. Например: «Я ощущаю, что кора у дерева жесткая», «Я ощущаю, что трава колючая, если по ней провести рукой».

Последовательность мыслительных действий:

  1. Рассматривание картины, воображаемый «вход» в нее.
  2. Выбор органа чувств, с помощью которого можно представить картину.
  3. Создание речевого рисунка для описания возникших ощущений.
  4. Произношение правила: «Я вижу объект (предмет) и представляю, что он пахнет...., что он на ощупь...., что он издает звуки...».

Этап 4. Составление и отгадывание загадок по сюжетной картине.

Цели этапа мы определили как:

  • продолжаем формировать навык придумывания загадок по содержанию картины;
  • активизируем воображение детей;
  • активизирует у детей в речи определенные части речи – прилагательные.

На 4 этапе использовались следующие игры:

  1. Игра «Один начинает, следующий продолжает»: педагог начинает описывать один из предметов на представленной картине. Когда дети догадаются о каком предмете идет речь, они сами продолжают описание данного предмета.
  2. Игра «Кто назовет больше»: педагог предлагает детям подобрать наибольшее количество признаков одного предмета. Например: «Воздух чистый, морозный, загрязненный...», «Еж колючий, маленький, лесной».

У предмета или объекта выделяется признак, который отвечает на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?». После этого на картине необходимо найти предмет или несколько предметов, у которого этот признак выражен более ярко.

Например: «Собака какая? Ласковая, как теленок. Пушистая, как одуванчик. Серая, как волк.», «Петух какой? Разноцветный, как радуга. Громкий, как свисток.»

В завершении педагогом или сообща выбирается наиболее удачный вариант сравнения.

Этап 5. Выяснение местоположения объекта или предмета на картине.

Цели 5 этапа заключались в том, чтобы:

  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве и на картине;
  • активизировать словарный запас дошкольника (наречия – лево, право).

Мы использовали для реализации целей игру «Ожившая картина»: Детям предлагается с помощью воображения представить, что ожил один из объектов на картине. Далее дети описывают выделенный объект на картине по месту.

Любой объект на сюжетной картине имеет определенное место. Дети учатся определять местоположение предмета на картине. А можно называя определенное место на картине, просить детей отгадать, что там находится. За счет этого расширяется словарный запас дошкольников. Активизируются в речи детей определенные части речи – наречия. Дети учатся ориентироваться в двухмерном пространстве: центральная часть – левая - правая – нижняя – верхняя часть картины; верхний – нижний – правый – левый угол картины, и в то же время они учатся ориентироваться в трехмерном пространстве: дальше – ближе, за, под, над, около и др.

Например: Использована картина «кошка с котятами» в Приложении 3.

Кошка. «Я мама – кошка. Я лежу на коврике слева. Справа передо мной котенок лакает из блюдца. Справа за мной в клубки играет второй котенок. Маленький котенок спит рядом со мной».

Котенок, который спит. « Я котенок, который спит около мамы. Впереди из блюдца пьет рыжий котенок. Я уже поел молочка и очень устал. Спать рядом с мамой мне очень нравится».

Котенок у блюдца. « Я рыжий котенок. Я нахожусь справа от кошки. Передо мной стоит миска с молоком. Слева от меня лежит кошка с котенком. Позади меня котенок играет в клубки. Я уже наигрался и хочу кушать».

Котенок с клубками. « Я серый котенок. Я сижу позади кошки. Слева от меня занавески. Я хочу поиграть с рыжим котенком».

Блюдце. «Я блюдце. Я стою на подстилке. Рядом со мной стоит рыжий котенок. Позади я вижу маму – кошку и еще двух котят».

Этап 6. Формирование у детей умения смотреть с разных точек зрения, развивать умение составлять речевые зарисовки.

Цели:

  • дать возможность дошкольникам перевоплотиться в предмет на картине, прочувствовать настроение на картине;
  • развивать умение составлять речевые зарисовки от имени главного героя картины;
  • обогащение словаря детей за счет слов обозначающих характер предмета.

Дошкольники могут самостоятельно выбрать объект на сюжетной картине для перевоплощения. Дети описывают события на картине от имени главного героя. Свои рассказ дети дополняют мимикой, эмоциями, жестами.

Примерные речевые рассказы детей от лица объекта, которые были составлены с помощью педагога на примере картины в Приложении 3:

Грустный котенок. «Я маленький серый котенок, сижу около стены на полу.  Около меня много клубков. Мне грустно, потому сто никто не хочет со мной играть. А я очень хочу поиграть с рыжим котенком».

Мама – кошка. «Я большая серая кошка. Я очень добрая и ухоженная. У меня три маленьких котенка. Я забочусь о них, поэтому привела из на подстилку. Рядом со мной спит первый котенок. Позади меня играет второй котенок. Справа передо мной ест третий котенок».

Этап 7. Составление описание предмета, изменяя его во времени.

Цели:

  • активизировать воображение детей;
  • активизировать словарь дошкольников за счет слов обозначающих время суток.

Дети рассматривают картину. После этого педагог предлагает детям на «машине времени» переместить во времени или в будущее, или в прошлое. Дети додумывают, что могло предшествовать событиям на картине или наоборот, придумывают концовку событий на картине.

Пример: использована сюжетная картина «Субботник» (Приложение 8).

Дети. 

Ребята проснулись рано утром. Потом дети захотели сделать что-то полезное и хорошее – посадить деревья. Вечером все ребята будут радоваться проделанной работе.

Мальчик, с лопатой.

Раньше, мальчик с лопатой, гонял мяч во дворе с другими ребятами. Но потом увидел, как его друзья сажают саженцы. Затем он поможет красить деревья. Когда работа будет выполнена, мальчик пойдет опять играть в мяч во двор.

Девочка в желтой куртке.

Утром девочка в курточке желтого цвета смотрела в окно и радовалась отличной погоде. Она увидела, как ее одноклассники сажают деревья и решила им помочь. По окончанию работы, она пойдет с девочками играть в классики.

 Девочка в голубой куртке.

Утром девочка в голубой куртке проснулась и предложила своему другу посадить новые деревья. Вечером за ужином она рассказала всей семье о своем дне.

Этап 8. Составление рассказа по плану по сюжетной картине.

Главная цель восьмого этапа заключается в

  • развитии навыка составлять рассказы по сюжетной картине с помощью плана.

Дошкольникам предлагались к игре следующие игры:

  1. Игра «Собери картину и составь по ней рассказ»: педагог предлагает дошкольникам самим составить картину из нескольких частей и после составить небольшие рассказы по ней.
  2. Игра «Расскажи что-нибудь о картине»: Педагог представляет детям сюжетную картину к просмотру. Дети стараются рассказать о ней. Вопросы для примера:
  • Кто нарисован на картине?
  • Выдели и опиши главного героя?
  • Где и когда происходят действия, изображенные на картине?

Для начала составляется план, который  может состоять из 4-5 вопросов. На первоначальном этапе план дополняется образцом рассказа. На следующем этапе этот план становится самостоятельным приемом обучения рассказывания. План для детей еще очень важен, т.к. он может помочь в:

  1. Поочередном выявлении и характеристики элементов, деталей содержания картины.
  2. Описании героев (главных и второстепенных), действия (времени и места).
  3. Описании развития сюжета.
  4. Востановлении в памяти и воспроизведении события произошедшего в нужном порядке.

II направление. Работа с родителями

Как указано в ФГОС семья, родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Так же семья – это первый институт отношений и социализации. Семья оказывает колоссальное влияние на ребенка в любом возрасте, особенно в дошкольном. Поэтому грамотный педагог будет привлекать семью и родителей к конструктивному сотрудничеству. Очень важно при сотрудничестве открытость и доверие. Только так можно узнать, как ведет себя ребенок в обстановке, отличной от домашней. Следовательно, родителям необходимо объяснять и их ответственность за развитие и обучение ребенка, в том числе и речевое развитие.

Успешность обучения и воспитания зависит от того, насколько успешно сотрудничество семьи и детского сада. Работа по развитию связной монологической речи должна идти параллельно и дома, и в детском саду.

На сегодняшний день, родители вынуждены много работать, «институт бабушек» постепенно утрачивается, дети часто предоставлены сами себе. Многое дети свободное время проводят за компьютером или просмотром телевизора. Следствие этого, «косноязычность» и невозможность детей рассказать об увиденном или услышанном.

Исходя из выше сказанного, нам необходимо объяснить родителям обо всей важности речевого развития и вне детского сада.

Цель: так как родители являются полноценными участниками образовательного процесса, важно их вовлечь в эту образовательную деятельность.

Перечислим некоторые формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей о важности их участия в образовательной деятельности, в том числе и речевом развитии (Приложение 9).
  2. Подбор игр на развитие связной монологической речи представлен в таблице 4 (Приложение 12).

III направление.  Создание развивающей речевой среды

Учеными доказано, что развивающая среда имеет большое влияние на развитие речи у дошкольников. Созданная нами развивающая среда представляла собой специальным образом, организованное пространство. Нами были учтены основные принципы ее организации: безопасность, многофункциональность, вариативность и гибкость, мобильность, доступность. Развивающая среда включает в себя:

  1. Материалы (магнитная доска с азбукой; муляжи фруктов – овощей, продуктов (для описания признаков и для отработки ответов на вопрос «Какой?»); игрушки (подбор действий к предмету «Как можно играть ?»); набор фигурок животных, людей (для отработки ответов на вопросы «Что делает? Что делал?») и другие.)
  2. Электронные образовательные ресурсы (Genial.ly  –  сайт, с помощью которого можно создать интерактивных плакатов и презентиций, игр; Glogster – сервис, для работы с интерактивными досками.)
  3. Средства обучения и воспитания дошкольников (подборка картин (сюжетных и предметных) для составления рассказа; дидактические игры на развитие грамматического строя и звуковой культуры речи; мнемотаблицы; дидактические игры для повышения активного словаря дошкольника; альбомы со скороговорками и иллюстрациями (для проведения артикуляционной гимнастики; портреты писателей и т.п.)

Цель: создание оптимальной предметно – развивающей среды для развития речи у дошкольников и ее коррекции.

В группе был создан специальный уголок «Живое слово» (Приложение 10) дети, к игровому материалу которого, имеют доступ.

При разработке данного уголка главной задачей для себя мы видели:

  • Развитие инициативы и самостоятельности в общении между детьми.
  • Обучение связной речи в виде монолога.

Материалы уголка «Живое слово»:

  • Серии красочных иллюстраций «Времена года», «Домашние Животные», «Русские сказки» и другие.
  • Наборы сюжетных картин и серии картин для самостоятельного составления рассказа.
  • Картины разрезанные на несколько частей для самостоятельной работы.
  • Наборы картинок для сравнения и определения различия, сходства, общего признака.
  • Наборы кубиков с иллюстрациями по сказкам.

Материалы речевого уголка способствуют совместной деятельности ребенок – ребенок и ребенок – педагог. В речевом уголке педагог проводил ежедневно индивидуальные занятия и занятия в подгруппах по 2–3 воспитанника. Уголок также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Перспективный план развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа.

Перспективный план содержит игры для развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа. ...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей посредством составления рассказа. Тема "Игрушки"

-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы-активи...

Развитие связной речи детей с ТНР через составление рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей с ТНР должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ...