Развитие связной монологической речи детей посредством составления рассказа. Тема "Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юлия Николаевна Панина

-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице

-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале

-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы

-активировать в речи детей прилагательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_2.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №34

Дошкольное отделение

Г. Красногорск Московская область

Конспект

НОД «Развитие речи»

В средней группе общеобразовательной направленности.

Тема: «Игрушки»

                                                                                   

                                                                     Воспитатель: Панина Ю.Н.    

Тема: «Игрушки»

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице

-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале

-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы

-активировать в речи детей прилагательные

Развивающие:

-развивать связную монологическую речь детей посредством составления рассказа

Воспитывающие:

-воспитывать умение слушать товарищей

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Словарная работа: меховые, плюшевые

Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов из цикла «Игрушки» А. Барто, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Магазин игрушек».

Индивидуальная работа: Оборудование и материалы: 

Демонстрационный: игрушка Неваляшка, игрушки для описания: мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; схема составления рассказа об игрушках.

: картинки с изображением Ягод и фруктов

Методическое обеспечение: 

Ход занятия:

Вводная часть:

(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)

-Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Садимся на стульчики

Прежде чем начать занятие по развитию речи сделаем гимнастику для язычка

Артикуляционная гимнастика:

  1. Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
  2. Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
  3. Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
  4. Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
  5. Набегался, стал прыгать (цокать).
  6. А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).).

(Дети садятся на стульчики).

Показываю Неваляшку

-Дети, к нам пришла неваляшка наша неваляшка очень красивая, — говорит педагог. — У нее большие синие глаза...» (длинные ресницы, румяные щеки).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» — спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)

«Наша неваляшка — веселая игрушка, — продолжает воспитатель. — Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

(Игрушки находятся в коробке).

-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка

Основная часть:

Загадываю детям загадки

Загадки:

-Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

-Что это? (Мяч).

(Выставляется мяч).

-Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу — шире, сверху — уже.

-Что это? (Пирамида).

(Выставляется пирамида).

-Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки аленькие.

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

-Что это? (Кукла)

(Выставляется кукла).

-Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка).

(Выставляется матрёшка).

-Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса. (Машина).

(Выставляется машина).

-Какие игрушки принесла Неваляшка назовите их по порядку? (мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина).

— Как можно назвать, одним словом все это? (Игрушки).

— Правильно, молодцы. Это все игрушки.

-Для чего нужны игрушки?

-Дети, а Неваляшка принесла с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ее научили рассказывать об игрушках. Поможем Неваляшке?

-А, чтобы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (даю объяснения по схеме).

-Вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки.

Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные: красные, желтые, зеленые, синие.

-Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

-Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.

-Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха

Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка.

У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.

-А у куклы, что есть? (Голова и туловище. На голове — уши, глаза, нос, рот, на туловище — руки, ноги).

-А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.

-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Вика, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. (Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть).

-Молодец, правильно.

(Рассказы 4-6детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Неваляшки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).

-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Неваляшка научилась рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла-куколка, бай-бай,

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладём,

Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)

-Послушайте стихотворение.

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Жалко вам зайку?

-Почему?

-Почему зайка остался под дождем?

-Будете разбрасывать свои игрушки?

-Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. (Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место).

 -Правильно дети, игрушки надо беречь.

-Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл? (Неваляшка)

Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?» — спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: «Апельсиновый сок—из апельсинов, яблочный... (из яблок), грушевый... персиковый... вишневый... сливовый...»

Варенье из черники... (черничное), брусники... ежевики... малины... абрикосов...»

И г р а «Какая игрушка спряталась».

На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (мишка спрятался). У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Игра повторяется.

Заключительная часть:

-Дети, что мы свами делали?

-Какие бывают Соки и варенья? ()

-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Неваляшка говорит вам спасибо. Она теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения и вашего рассказа он будет убирать игрушки на места.

— Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

— А теперь Неваляшке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним, скажем ему до свидания!

Приемы: загадки, образец рассказа, вопросы, план рассказа, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, указания, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...