"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
материал по развитию речи

Загидуллина Гузель Наилевна

 "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_rechi.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          

 д/с № 4 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

  Республики Башкортостан

Доклад на тему

«Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

Подготовила: Загидуллина Г.Н.

Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.

Основные задачи речевого развития:

1)Восприятие звуковой культуры речи.

2)Формирование фонетической стороны речи.

3)Словарная работа.

4)Формирование грамматического строя речи.

5)Формирование лексической стороны речи.

6)Развитие связной речи: диалогической, монологической.

7)Подготовка к обучению грамоте.

8)Восприятие интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения.

Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно  высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.

Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

 «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»К. Д. Ушинский

     Особый интерес вызывает обучение  детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

   В основе рассказывания по картине лежит  восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

     Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов:

   В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

   В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

    Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

     Требование к отбору картин:

-  содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

-  картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

- картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению.

- не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. 

    Виды рассказывания по картине:

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий  

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: дети придумывают начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Им требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

 Методические приёмы обучения детей рассказыванию по картине

- Рассматривание картины;

- Беседа по содержанию картины;

- Вопросы по картине;

- Придумывание детьми названия картины;

- Образец составления рассказа.

Составление рассказа по сюжетным картинам

   Для составления рассказа используют многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работу по обучению детей рассказу по картине рекомендуется проводить, начиная с младшей группы.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой и индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Этапы обучения рассказыванию по картине

Младшая группа

- В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще самостоятельно дать связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

- Основные задачи педагога в работе по картине:

1) Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное.

2) Постепенный переход от занятия номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющими в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

- Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ педагога.

Средний дошкольный возраст

- Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам педагога, а затем по его образцу.

- Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, которые заканчиваются обобщением, которое делает воспитатель или дети.

- Можно использовать лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение»

Старший и подготовительный дошкольный возраст

- На занятиях в старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов.

- В подготовительной группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

- В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное по картине. Выделение существенного. Наиболее ярко выступают в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем Название», «Как можно назвать эту картину?»

Составление рассказов по серии сюжетных картин

  Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание.   Составлению рассказов по серии должна предшествовать подготовительная работа.

С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.

  Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.

Примеры мотивации:

- Для детей 3-х лет пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности.

- Для детей 4-5 лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому-либо герою (например, Незнайка хочет разобраться в картинках).

- Дети 5-7 лет с удовольствием испытывают мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в “сыщиков”).

   В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец.

Общие принципы работы с серией картинок:

1. Обучение работе с серией картин начинать с 3-летнего возраста.

Для составления первых серий предлагается 2-3 картинки “Девочка купает куклу”, “Девочка одевается” и др.

2. К 4 годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты отражают реальный опыт детей (кормление, процессы умывания, отход ко сну).

3. Детям в 5 лет можно включать серию из 6 картинок, отражающие события, знакомые детям (прогулка в лес, поход в зоопарк, в магазин игрушек).

4. Детям 5-7 лет можно предлагать серии 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей, наблюдаемыми событиями.

Организация работы с серией сюжетных картинок

Работа ведется с подгруппой или индивидуально. В утреннее или вечернее время, в спокойной обстановке. Время игры с серией картин не должно превышать:

- для детей до 4-х лет – 5-6 минут

- для детей до 5 лет – 10 минут

- для детей до 7-ми лет – 15 минут

  Вывод

  Речь не передается по наследству! Ребенок перенимает опыт общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи через обучение составлению описательных рассказов.

Проблема развития связной речи у дошкольников хорошо известна .Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через ...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картинок. Технологии работы с опорными схемами.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от ...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

        Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личност...