Развитие связной речи через обучение составлению описательных рассказов.
методическая разработка по логопедии по теме

Евстратова Наталия Владимировна

Проблема развития связной речи у дошкольников хорошо известна .Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через различные виды речевой  деятельности :пересказ,составление описательных рассказов о предметах,явлениях природы,создание различных творческих рассказов,сочинение рассказов по картине и серии картинок.Я поделюсь опытом составления описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Основная задача развития связной речи- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью. Монолог требует лучшей памяти ,большего внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь .Монологическая речь сложнее в лингвистическом выражении. Для того, чтобы она была понятна ,в ней используются полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания , проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями .В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказ и рассказ.

Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события. Составляя рассказ , ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен , поддержать естественную потребность высказаться, желание что- то сообщить. Важно, чтобы дети чувствовали удовлетворение от своих рассказов.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение , уточнение и активизация словаря, формирование грамматических навыков,  звуковой культуры речи.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание- это изложение характерных признаков отдельных предметов и явлений, в нем много точных определений и обстоятельств.

Описательному рассказу присуща своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины ), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки , назначение, взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета и о действиях с ним. Естественно , что описание действия опирается на его последовательность .

Процессу обучения детей различным видам рассказов- описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение  активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Сначала дети определяют различие между предметами по их характерным признакам , а потом переходят к описанию сходных признаков.

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности ( лепка, рисование и т.д.)

Выделяют следующие виды занятий по обучению детей описательному рассказу :

1.сотавление описательного рассказа по игрушке

2.составление описательных рассказов натуральных предметов

3.составление описательного рассказа по предметной картине

4.составление описательного рассказа по сюжетной картине

5.составление описательного рассказа по пейзажной картине или натюрморту

Начиная со второй младшей группы для составления описательных рассказов, широко используется игрушки и предметы .Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Желательно использовать игрушки образные , с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить состояние ( кукла радуется, утенок смешной и т.д. )

Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – интересный вид деятельности. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме , очень оживленно. Иногда бывает целесообразно внести игрушку в групповую комнату до занятия, чтобы дети рассмотрели ее, потрогали.

В средней группе дети учатся описывать предметы и игрушки, используя распространенные предложения или высказывания состоящие из 2-3 предложений.

 Ведущие приемы обучения в этом возрасте :

  • образец рассказа- описания, который дает педагог
  • план рассказа
  • игровые приемы
  • подсказки
  • дополнения

В старших группах такие занятия проводят реже , а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если рассказ по такой игрушке требует описания пространственного расположения  ее частей, а так же их материала и формы ( игрушечные часы, телефон ). Можно предложить для  описания  статичную композицию из 2-3 предметов. После ряда занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с  индивидуальным раздаточным материалом.

Умение описывать предметы закрепляется и в других видах деятельности (продуктивная деятельность, игра, труд )

В подготовительной группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах- описаниях. описывать предметы закрепляется и в других видах деятельности (продуктивная деятельность, игра, труд )

На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно усложняется и языковой материал,  оперируют дети.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные картинки.

Требования к картине :

  • Реалистичное изображение
  • Картина должна быть высокохудожественной
  • Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества деталей, заслоненности предметов, незаконченности рисунка, изменения штриховки )

Описание  сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

В старших группах можно использовать рисунки и аппликации в качестве материала для составления описательного рассказа. В этом возрасте для составления описательных рассказов предлагаются пейзажные картины и натюрморты.

Работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со второй младшей группы. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап , цель его – обогатить словарь, активизировать речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. После первой игры картину рекомендуется оставлять в группе на 2-3 недели. С ней проводится серия игр. Игры проводятся индивидуально и с подгруппой. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик. Основной вид занятия по картине – беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя.  Обязательно используются сюрпризные , игровые приемы, загадки, короткие стихи и потешки.

На всех возрастных этапах залогом  успеха является осмысление  детьми общего содержания картины. Кроме того ,ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов , а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами.

Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа ( до внесения картины ) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания . В тех случаях , когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию вводная часть занятия может быть свернутой, детей сразу побуждают к развернутому высказыванию.

В средней группе детей продолжают учить рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины  сначала по вопросам воспитателя , а затем по его образцу. Широко используется прием сравнения двух персонажей, Проводятся беседы по сюжетным картинка , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети .Воспитатель в первой части занятия может организовать совместные действия- начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает  его двумя – тремя предложениями.

В старшем возрасте задачи обучения усложняются : дети должны не только понимать содержание картины, но и связно и последовательно описывать всех персонажей ,их взаимоотношения, обстановку ,используя разнообразные языковые средства, более сложные языковые конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.

В старшей группе можно выделить следующие виды описательных рассказов по картине :

  • Описание изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей.
  • Описание картины ,как раскрытие заданной темы.
  • Развернутое описание конкретного объекта.
  • Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий

 ( поэтических образов , метафор, сравнений и т.д. )

В подготовительной группе используются уже все типы картин и все виды детских рассказов.   Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству .В качестве речевого образца часто используются художественные произведения : короткие рассказы Л.Н.Толстого,К.Д.Ушинского,Е.Чарушина.В.Бианки.

Проводятся занятия по много-эпизодным картинам. Рассматривание картины осуществляется по частям, используются творческие задания ,детям предлагается самим задавать вопросы, словарь активизируется ,обогащается образными выражениями. Воспитатель  может начать рассказ об одном из эпизодов ,дети продолжают , используется коллективное рассказывание.

Особым видом связного рассказывания являются рассказы- описания по пейзажной картине. Этот вид рассказов особенно сложен для детей. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине ,так и тех , которые могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей. В качестве элементов модели рассказа могут выступать объекты природы. Так как они ,как правило ,носят статический характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов :

  • Выделение значимых объектов картины.
  • Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта.
  • Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины.
  • Объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать прием « Оживи картину».Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина и мелкие изображения живых предметов-«оживлялок» , которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

При составлении описательных рассказов по пейзажной картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части ,которые закрываются прямоугольниками разного цвета. Ребенок постепенно открывает каждую из частей картины рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в единый рассказ. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора прямоугольника, который открывается первым.

Приемы обучения рассказыванию.

Совместное рассказывание.

Этот  прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу ,а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней группе со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, начинает его ,подсказывает последовательность.

Образец рассказа.

Это краткое описание предмета или какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец  рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания детям. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру рассказа, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат , которого должны достичь дети. Поэтому он должен быть кратким , доступным и интересным, живым и выразительным. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия или по ходу занятия для коррекции детских рассказов. Воспитатель поощряет самостоятельность детей при составлении рассказов ,однако на первых порах допускается и буквальное подражание образцу.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало ,конец рассказа или отдельный эпизод.

Анализ образца рассказа.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности , к структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет , с чего  начинать рассказ , о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к анализу рассказа привлекаются дети. Этот прием направлен на формирование умения составлять план рассказа.

План рассказа.

План рассказа – это 2-3 вопроса определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. Так, например, при описании предметов и игрушек он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей и признаков, качеств. Потом педагог предлагает совместное составление плана, которое сопровождается совместным обсуждением.

Коллективное составление рассказа.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию . Дети продолжают предложения , начатые воспитателем. В процессе обсуждения выбираются наиболее интересные высказывания и объединяются в целостный рассказ. Воспитатель повторяет рассказ целиком , вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том , что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста , активизировать всех детей.

Разновидностью этого приема является составление рассказа по подгруппам - « командам « .Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри групп , кто будет рассказывать по каждой картинке.

Составление рассказа по частям.

Составление рассказа по частям по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает свою часть текста. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок. По каждому эпизоду составляется мини-рассказы , которые потом объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Оценка детских рассказов.

Оценка детских рассказов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности , связности ,выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа ( интересное содержание , необычное начало, диалоги героев, образные слова и выражения и т.д. )

В младших и средних группах оценка носит поощрительный характер и чаще всего идет от внесенного персонажа. В старших группах указываются и недостатки, к анализу рассказов привлекаются и дети, можно предложить ребенку оценить свой рассказ.

Моделирование.

Метод  наглядного моделирования широко используется педагогами на занятиях по обучению рассказыванию. Наглядные модели выступают в роли плана , обеспечивающего связность и последовательность рассказа. В качестве условных заместителей ( элементов модели ) могут выступать:

  • Предметные картинки
  • Силуэтные изображения
  • Геометрические фигуры
  • Контрастная рамка ( прием фрагментарного рассказывания )

В качестве символов- заместителей на начальном этапе используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминаемые замещаемый объект. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок- мышонок. На последующих этапах выбирают заместители без учета внешних признаков, ориентируясь на качественные характеристики объектов. Работа по составлению рассказов с помощью метода моделировании предполагает формирование следующих умений :      

  • Усвоение принципа замещения героев или действий различными предметами или схематическими изображениями.
  •  Развитие умение передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.

Рекомендуется начать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок («Маша и медведь»,»Три медведя») или коротких рассказов В.Сутеева, В.Бианки, Л.Н.Толстого.

Для работы по составлению  описательных рассказов могут быть использованы « Схемы для составления описательных рассказов « Т.А.Ткаченко. Элементами модели становятся символы-заместители качественных характеристик. Например ,для описания игрушек предлагается следующая схема :

  • Цвет
  • Форма
  • Величина
  • Материал
  • Части игрушки
  • Действия с игрушкой

Использование этих схем позволяет детям:

  • Самостоятельно выделять главные признаки и свойства предметов
  • Установить последовательность изложения.

Для составления описательных рассказов можно использовать предметно-графический план В.К.Воробьевой. Педагог предлагает детям графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности ,которая включает в себя 3 части :

  • 1 часть- перечень символов ,обозначающих сенсорный канал
  • 2 часть – представляет собой перечень признаков
  • 3 часть – изображение самого предмета

Для составления описательного рассказа по сюжетной картинке эффективно использовать мнемотехнику.

Мнемотехника- искусство запоминания. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание ,сохранение и воспроизведение информации , знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка ( изображение); таким образом , весь текст зарисовывается схематично .Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст рассказа.

Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного рассказывания. Формирование связной речи на основе сюжетных картин способствует умственному развитию дошкольника, ребенок учится устанавливать логическую последовательность событий.

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания , необходимо учитывать , чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью, соответствовать возрасту. Важно, оценить содержание картинок , а не их количество. Существуют серии из 8-12 картинок , при этом по содержанию каждой картинки можно сказать 1-2 предложения. Такие серии , я считаю , целесообразнее использовать в индивидуальной работе , когда ребенку предлагается установить логическую последовательность событий и отработать различные лексико- грамматические формы и связи.

Составлению рассказа по серии должна предшествовать предварительная работа. Прежде всего в ходе дидактических игр необходимо расширить, уточнить и активизировать словарь детей по данной теме. Для этого можно использовать игры по подбору  слов :

  • « Скажи какой ?» ( к слову, обозначающему предмет подбираются слова обозначающие признаки )
  • « Скажи ,что делает ? « ( к слову , обозначающему предмет , подбираются слова обозначающие действия )
  • «Что ( кто ) может это делать ?« ( к слову , обозначающему действие подбираются слова , обозначающие предметы )
  • « Что ( кто ) может быть таким ?« (к слову , называющему признак , подбираются слова- предметы )
  • « На что похоже ?» ( подбор сравнений )
  • «Как можно назвать предмет по другому ?»
  • «Назови части предмета «
  • « Угадай предмет по названию частей «
  • « Составь загадку « ( описать предмет , не называя его )

В ходе дидактических игр и упражнений можно уточнить употребление необходимых  лексико- грамматических конструкций.

 Приемы работы с сериями сюжетных картинок многообразны , укажем некоторые из них :

  • Восстановить заданный порядок картинок по прочитанному рассказу
  • Найти «ошибку « педагога и восстанови правильный порядок картинок
  • Дети рассматривают серию картинок , устанавливают их последовательность и составляют рассказ
  • Дети рассматривают центральную картинку , потом им предлагается определить ,что было в начале и чем все закончилось
  • Можно предложить детям разложить серию картинок начиная с последней картинки серии
  • Составление рассказа по подгруппам , каждой подгруппе предлагается картинка для составления рассказа, педагог предлагает план и дети составляют рассказ в соответствии с планом.
  • Составляя рассказ по серии картинок , детям предлагается придумать ему название, дополнить его предыдущими и последующими событиями
  • Предлагается включать в рассказы описания пейзажа , состояния погоды, описание жестов и мимики героев, прямую речь ( о чем подумал герой, что сказал ), диалоги между героями
  • Детям предлагается задавать вопросы по содержанию картинок
  • Оценка и самооценка детских рассказов

На занятиях  с использованием серии сюжетных картинок дети учатся рассуждать,накапливают знания, овладевают навыками составления рассказа. Приемы дошкольников многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания , от стоящих задач,от уровня умений детей ,от их активности ,самостоятельности.