Развитие связной речи детей с ТНР через составление рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей с ТНР должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassm_kartiny_i_triz.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей с ТНР через  составление

рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ

 

 В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир, происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой, которые проявляются в различных видах деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность, когда закладываются основы грамотной, четкой, связной речи детей.

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей с ТНР должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. О необходимости развития у детей с ТНР устной речи, умения свободно выражать свои мысли, чувства и желания, сроить речевые высказывания в ситуации общения говорят и целевые ориентиры, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

  Процесс речевого развития  у детей с ТНР - это сложный и весьма продолжительный процесс. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детва: сначала в процессе общения со взрослыми, затем – со сверстниками. Главной задачей развития речи ребенка является совершенствование монологической речи, имена она дается детям с ТНР очень нелегко.. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказа по картине.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка с ТНР является рассказывание по картине. Проблема организации такого вида деятельности в традиционной педагогике в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала педагога (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое, варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-паразитов («ну»«потом»«вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Таким образом, на лицо противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста умения выстраивать связный рассказ, последовательно и логично выражать свои мысли и существующей в традиционной педагогике проблемой организация такого вида деятельности как рассказывание по картине. Выстраивание работы в данном направлении требует от педагогов новых подходов, использования современных технологий, методов и вариативных форм воспитания. Необходимо, чтобы процесс обучения был для ребенка интересным, занимательным, развивающим. Решить эту задачу педагогу сегодня помогают современные образовательные технологии, в частности технология теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 Необходимость применения данной технологии заключается, во-первых, в комбинации методов и приёмов ТРИЗ, которая обеспечивает развивающей и творческий характер деятельности детей дошкольного возраста, а во-вторых, методы и приемы ТРИЗ могут использоваться родителями для повышения эффективности развития речи детей.

Цель  применения технологии – создание системы целенаправленного воздействия на развитие связной речи детей с ОВЗ в процессе обучения рассказыванию по картине на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач(ТРИЗ).

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию методов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- модернизировать образовательную деятельность по обучению детей составлению рассказов по картине с применением элементов технологии ТРИЗ;

- определить эффективность работы по развитию связной речи и умения составлять рассказ по картине.

Методологическую основу данного опята составляет личностно-ориентированный подход, в рамках которого ребенок является активным субъектом взаимодействия со взрослым. Теоретическую основу опыта составили работы Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, в которых определены основы методики развития связной речи дошкольников, работы О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, А. М. Бородич, рассматривающих проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду, а также работы таких видных исследователей в области ТРИЗ-педагогики, как Г. С. Альтшуллер, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, Корзун А. В. В основу опыта легли методики И. Н. Мурашковска «Картинка без запинки» и А. А. Нестеренко «Страна загадок», которые позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать их, развивают мыслительные операции.Использовались пособия С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», Л. Е. Белоусовой«Удивительные истории».

С применением ТРИЗ изменяется содержание образовательной деятельности по обучению рассказыванию по картине путем введения элементов технологии ТРИЗ, позволяющих на фоне устойчивого интереса ребенка к речевой деятельности получить гарантированный результат – умение составлять связный творческий рассказ по картине.

Педагогический опыт базируется на принципах:

- творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребенка;

- доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребенка;

- личностной ориентации: личность каждого ребенка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Педагогическая целесообразность применения ТРИЗ заключается в том, что технология ТРИЗ – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, элементы технологии ТРИЗ используются на базе комплексной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи: "Рассматривание картины с использованием элементов ТРИЗ - технологий".

В этом конспекте непосредственно организованной образовательной деятельности показано, как можно использовать элементы ТРИЗ - технологий на младшем возрасте....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....

Задания по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок

Сюжетные картинки по развитию речи помогут детям научиться более развернуто выражать свои мысли и правильно строить речевые высказывания....

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...