Формирование у дошкольников правильного речевого дыхания.
статья по коррекционной педагогике на тему

Краева Оксана Сергевна

В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом».  Поэтому необходимо уделять большое внимание выра­ботке правильного дыхания, это оптимизирует газообмен и крово­обращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является - формирование у них базовых составляющих произ­вольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и актив­ной регуляции со стороны человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников правильного речевого дыхания.

   Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом».  Поэтому необходимо уделять большое внимание выработке правильного дыхания, это оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является - формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Наконец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Различают 3 главных способа дыхания:

1. верхнее дыхание (ключичное);

2. среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);

3. нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения, определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе в норме

Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года

2-3 слова

2-3 мин.

3-4 года

3-5 слов

3-4 мин.

4-6 лет

4-6 слов

4-6 мин.

6-7 лет

5-7 слов

5-7 мин.

   Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Процесс формирования речевого дыхания можно условно разделить на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников.

1 этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей от 2-х до 4-х лет)

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом. Дети четвертого года жизни тоже имеют трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок в норме может произнести небольшую фразу или произнести цепочку из 3-4 звуков. Поэтому на первом этапе с 2-х до 4-х лет необходимо обучать длинному плавному выдоху (на четвертом году жизни, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, обучаем его вдоху через нос).

2 этап – формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет).

На пятом году жизни дети без речевой патологии способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации, так как речевое дыхание удлиняется. Таким образом, на втором этапе с 4-х лет необходимо начать обучение ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию (ДРД), которое является основой речевого дыхания.

3 этап – формирование речевого дыхания (при проработанности первых двух этапов).

Обучив ребенка ДРД, можно приступать к третьему этапу – формирование речевого дыхания.

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

  Правильное речевое дыхание обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи.

Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников.

В материале говорится о пользе и важности правильно сформированного речевого выдоха....

Игротека "Игры и упражнения для формирования у ребенка правильного речевого дыхания"

Игротека представляет собой набор разнообразных дыхательных игр. Игры  эмоциональны, увлекательны, способствуют формированию у ребенка правильного речевого дыхания...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для формирования и развития правильного речевого дыхания"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи...

Формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Речевое дыхание призвано участвовать в ...

Буклеты "Артикуляционная гимнастика по подготовки к сонорным звукам". "Формирование правильного речевого дыхания дошкольников на занятиях учителя-логопеда и дома".

Файл пдф содержит яркие буклеты для родителей и учителей-логопедов по подготовке артикуляционного апппарата к нескольким группам звуков.В этом же документе вложен буклет "Формирование правил...