Семинар-практикум "Сказкотерапия для всех"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Волкова Раузалия Нурисламовна

Сказка - это универсальный язык, способный раскрыть душу человека, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир, в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Сказки помонгают преодолет труднисти, проблемы или изменить поведение, либо просто развивают ребенка и обогощают его знания. Сказки являются учебником духовных и жизненных знаний. Сказка - это настоящая наука для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказка "Счастье есть"2.42 МБ
Файл vystuplenie_skazkoterapiya.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкатерапия для взрослых

Слайд 2

Сказка «Счастье есть!!!»

Слайд 3

Жил был большой плюшевый мишка.

Слайд 4

Папа крепко любил своего сынишку. Он повел его по незабудковой полянке в лесную чащу.

Слайд 5

По пути они нарвали прекрасный букет из незабудок.

Слайд 6

В лесу они увидели кусты ягодки – малинки. Наелись до отвалу и собрали горсть душистых ягод для любимой…

Слайд 7

А ягодку – малинку принесли в театр, любимой актрисе, за ее чудесное выступление в лесном театре. И все были счастливы!!!

Слайд 8

«Сказка –ложь, да в ней намёк…»



Предварительный просмотр:

Очень важным фактором в развитии дошкольников является психологическое здоровье, эмоциональная комфортность в период нахождения детей в детском саду.

Сказка – универсальный язык, способный раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир, в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Сказки помогают преодолеть проблемы и изменить поведение, либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. Сказка – это настоящая наука. И не удивительно, что появились целые институты сказкотерапии.

Сказкотерапия -  пожалуй, самый детский метод педагогики, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

В сказкотерапевтических историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1.Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.  

Цель сказкотерапии: снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, уменьшить число психосоматических заболеваний. Помочь недостатки ребенка превратить в достоинства. Определить главные черты ребенка и облагородить их.

В работе с дошкольниками используются следующие виды сказок:

Художественные сказки (народные, авторские) - к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Авторские сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей целью помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, то мы, выберем авторскую сказку, которая  расскажет нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки носят развивающий и обучающий характер. Они  рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и многом другом.
 

Диагностические сказки позволяют определить характер ребенка и его отношение к окружающему миру. Обладая информацией о том,  какие сказки и о чем больше нравятся ребенку. Можно сделать вывод, что та, девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость.
А если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

Психологические сказки позволяют ребенку осознать себя и взглянуть на себя под другим углом. Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию, и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. В реальном мире у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки нацелены на создание атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения, положительного эмоционального состояния, развития личностного ресурса. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 6-7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям  дошкольного возраста.

Во время слушания сказок незаметно происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни. Все сказки выполняют профилактическую роль, т.к. во время слушания сказки нам как педагогам необходимо помнить основные правила чтения и рассказывания сказок дошкольникам.

В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.

• Лучше всего рассказать сказку. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок и педагог, как бы совершают совместное путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.

• Дети обладают способностью воспринимать образы, которые представляют другие люди - рассказывая сказку, представляйте в картинках все, что в ней описывается.

• Предоставьте ребенку возможность выбора сказки, если он хочет, чтобы ему в десятый раз подряд прочитали "Красную "шапочку", значит, это неспроста - ему эта сказка что-то дает для его развития, в его сознании происходит какая-то работа.

• Очень важное правило - не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Если это сделать, то сказка умрет и никакой пользы от нее не будет.

• Желательно не вносить в народные сказки исправления и добавления, особенно связанные с нашей реальностью. Эти изменения могут затруднить ребенку восприятие сказочного мира.

А если вы определили проблему эмоционального состояния ребенка и решили помочь ему, используя метод сказкотерапии, то эффективной формой будет создание сказки совместно с ребенком, но при этом вы должны

Понять  проблему ребёнка. Попробовать  взглянуть на неё глазами ребёнка. Представить  проблему, постараться использовать те же слова, что и ваш ребёнок

Продумайте, какие мысли, и решения вы хотите донести до ребёнка

Создайте главного персонажа сказки по подобию вашего ребёнка. Похожее имя. Похожая жизненная ситуация. Похожая проблема. Те же надежды. 

Начать сказку стоит с представления главного героя

Рассказывая о страхах, тревогах и проблемах главного героя (а на самом деле ребёнка), нужно упомянуть и его сильные стороны

После представления главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации

В ходе рассказа главный персонаж должен справиться с проблемой (Основной вывод, который должен сделать ребёнок - "Раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу")

Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребёнку и логично вытекать из содержания сказки.

Если вспомнить, что в основе подбора сказок необходимо учитывать проблемную ситуацию, характерную для данного возраста. А основная масса взрослых людей не понимает истинного смысла собственного счастья, то предлагаю сочинить сказку «Счастье есть!!!», которая поможет нам ответить на этот вопрос.

Сказка — это мир волшебства и чудес.

Сказка — это спасательный круг для взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С Новым годом всех, всех, всех!

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе детского сада...

Сценарий новогоднего развлечения для детей 2 младшей группы "С новым счастьем всех, всех,всех!"

Программа развлечения наполнена музыкальными играми и танцами для малышей, главный гость мероприятия - Снеговик....

Сценарий Новогоднего развлечения "С Новым годом всех, всех, всех"

Сценарий разработан для второй младшей группы . герои утренника Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз...

«С Новым годом всех, всех, всех!»

laquo;С Новым годом всех, всех, всех!»...

Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной группе "На праздник приглашаем всех, всех, всех!"

Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной группе "На праздник приглашаем всех, всех, всех!" Новогодний праздник для детей разного дошкольного возраста....

Нейрогимнастика для дошкольников, школьников. всех, всех. всех!

Нейрогимнастика - это гимнастика, которая способствует развитию и повышению многофункциональности головного мозга. Комплекс упражнений, выполняемый ежедневно, поможет реально добиться положительного р...