Нейрогимнастика для дошкольников, школьников. всех, всех. всех!
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Нейрогимнастика - это гимнастика, которая способствует развитию и повышению многофункциональности головного мозга. Комплекс упражнений, выполняемый ежедневно, поможет реально добиться положительного результата в виде быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типов мышления. Нейрогимнастика является частью прикладной науки "образовательная кинезиология", которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счёт выполнения заданий для обоих полушарий мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

   Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика.

   Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария.

Цели нейрогимнастики:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Развитие комиссур (межполушарных связей).
  4. Синхронизация работы полушарий.
  5. Координация работы мозга и тела.
  6. Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
  7. Развитие крупной и мелкой моторики.
  8. Развитие оптико- и квазипространственных представлений.
  9. Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления).
  10. Развитие сенсорных каналов органов чувств.
  11. Развитие произвольного контроля.
  12. Стабилизация общего тонуса организма (снятие синкинезий и мышечных зажимов).
  13. Укрепление психосоматического и эмоционального статуса.
  14. Коррекция поведенческих проблем.
  15. Развитие межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.

   Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

   Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

    Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:

  • задержка речевого развития
  • нарушение координации движений
  • гиподинамия
  • дефицит внимания
  • гиперактивность
  • агрессия
  • общее снижение иммунитета

    Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности.

    Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.

Становление межполушарных связей происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет.

    В чём польза упражнений? Межполушарные связи определяют качество обработки информации: чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше развиты интеллектуальные способности ребёнка.

Упражнения для повышения тонуса коры головного мозга

I группа упражнений.    Самомассаж ушей.

Этот масаж активизирует работу мозга. Благодаря этому улучшается внимание, память, скорость реакции, снимается напряжённость. При проведении самомассажа руки должны быть чистыми, сухими, ногти – подстриженными. Движения крепки, но неболезненны!  Самомассаж ушей улучшает кровообращение головного мозга. Ребёнок должен быть здоров (не кашлять, не чихать, без насморка)!

  • Растереть руки – руки должны быть тёплыми.
  • Подушечками пальцев «простукивать» уши и область ушей.
  • Сделать «вилки» указательным и средним пальцами и растирать ими область ушей вверх и вниз (ухо внутри «вилки»).
  • Пальцами руки сделать «когти тигра», «окружить» когтями уши, большой палец поставить во впадину основания черепа – под ухом. Массируем вокруг уха по часовой стрелке, затем обратно - против.
  • Накрыть уши раскрытыми ладонями и «стирать» ушные раковины (далее –УР ) вверх – вниз.
  • «Растираем» УР пальцами сверху , опускаемся к мочкам и двигаемся вверх.
  • Двумя пальцами тянуть уши вверх – вниз, вперёд – назад.
  • Большим, указательным и средним пальцами обхватить УР и аккуратно поворачивать по кругу, затем свернуть уши в трубочку, потом – «пельмешки» (верхнюю часть ушной раковины соединить с мочкой) – всё это проделать несколько раз.
  • Указательным пальцем найти верхний «завиток» УР и массировать все выпуклости по всей УР – «чистим ушки».
  • Массируем козелок и противокозелок (хрящевой выступ напротив козелка, над мочкой уха), мочку оттягивать вперёд - назад, сворачивать в трубочку, массировать плавными круговыми движениями, надавливаем на неё (мочка – проекция головы).  Под противокозелком – точка мозга, надавливаем на неё и массируем, растираем её.
  • Растираем волосистую часть головы, идём от лба назад.
  • Указательными (средними) пальцами обеих рук массируем круговыми движениями щёки – «рисуем» круги, овалы, «змеек».
  • Рисуем вокруг глаз «очки», глаза открыты.
  • Голову чуть наклонить, описывать полукруги вперёд.
  • Покрутить плечами вперёд-назад, вверх-вниз и за спиной соединить руки.

II группа упражнений.    Массаж рук.

  • Потереть ладони до появления тепла, затем также тыльные стороны.
  • Положить ладони на стол и «простукивать» кулачком руки поочерёдно по тыльной стороне ладони.
  • Интенсивные хлопки в ладоши (кожа порозовеет).
  • Сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки (пальцы напряжены).
  • Массаж пальцев – «надеваем колечки», разминаем каждый палец спиралевидными движениями, растираем кончики пальцев и т.д.
  • На ладошке «нарисовать» пальцем другой руки «лучики солнца», солнышко, завитки, круги и т.д.
  • Движения «втирания крема» для рук (движения всегда крепкие).
  • «Простукивать» ребром ладони руку от кисти до плеча с обеих сторон, «пропилить», «надеть тугой браслет» - разгоняем застоявшуюся  лимфу.

III группа упражнений для развития крупной моторики.

  • Правую руку поставить на стол вертикально, левую положить, пальцы левой руки касаются локтя правой руки (как за партой в школе). Менять положение рук .
  • Вытянуть руки вперёд, вращать кулачками влево-вправо.
  • Руки вытянуть вперёд ладонями вверх, менять (поворачивать) стороны ладоней по команде взрослого.
  • Руки вперёд, сжаты в  кулаки. При повороте вправо выставить большой палец, влево – вернуть палец на место.
  • Указательным пальцем одной руки, потом обеих рук  (усложнение) «чертить» цифры (если ребёнок их знает), геометрические фигуры т.д., затем подключать ноги для «рисования».
  • Упражнение «паровоз»: ладонь правой руки кладём на левой плечо (ключицу) и описываем локтем круги вперёд, потом назад, затем меняем руку.
  • Кулак – ребро – ладонь – руки работают синхронно.
  • Цифры  1 – стукнуть правым кулачком по столу

               2 - стукнуть левым кулачком по столу

               3 – хлопнуть ладошками обеих рук

Цифры можно показать, назвать.

IV группа упражнений для развития мелкой моторики.

  • Сжимать пальцы рук поочерёдно и разжимать.
  • За столом положить указательный и средний пальцы, по команде – указательный и мизинчик, далее свои варианты.
  • «Зайчик» - указательный и средний пальцы поднять
  • «Коза» - указательный и мизинец вверх, остальные пальцы придерживать большим.
  • «Зайка» - OK (указательный и большой пальцы соединить в колечко, остальные пальцы «веером», свободно.
  • Игра «супер - кукиш».  У тебя всё хорошо получается – OK (супер), а у меня – плохо, ребёнок показывает «кукиш» взрослому одной рукой, другой – OK –себе, он молодец, руки меняем.

Выполнять все упражнения сразу не нужно, выберите несколько, потом меняйте. Важно, чтобы детям было интересно и неутомительно!

Для нейрогимнастики достаточно5-10 минут, важно, чтобы она проводилась регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика для дошкольников

Польза нейрогимнастики для развития дошкольников...

Нейрогимнастика для дошкольников

В статье рекомендованы упражнения для дошкольников, направленные на активизацию    работоспособности головного мозга, помогающие управлять интелектуальной, физической и умственной жизнью.....

Информационный бюллетень "Нейрогимнастика для дошкольников!"

Информационный бюллетень для родителей в помощь, для работы дома со своими детьми....

Нейрогимнастика для дошкольников

Нейрогимнастика для дошкольников...

Нейрогимнастика для дошкольников.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраст...

Комплекс упражнений по нейрогимнастике для дошкольников

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, ...