Обучение грамоте "Звук и буква К. Зимние виды спорта"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Кривощекова Елена Владимировна

Данный материал рассказывает, как совместить обучение грамоте с познавательной деятельностью, как закрепить знание букв и звуков, проводить звуко-слоговой анализ и синтез в занимательных играх и параллельно ознакомить детей с видами спорта, мотивируя их к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;

-учить определять наличие и место звука в слове;

-выполнять анализ слова и печатать его;

-закрепление навыка словоизменения и словообразования

-расширение словарного запаса

       2. Коррекционные:

           - чёткое произнесение, различение звуков;

           - развивать фонематический слух, внимание, память;

           - совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением

       

        3. Воспитательные:

          -формировать мотивацию к  здоровому образу жизни; умение слушать инструкцию, понимать и выполнять её, работать командой

           -воспитывать любознательность, чувство патриотизма, стремление к лидерству, интерес к изучаемому материалу;

           -закрепление понятия «зимние виды спорта».

Оборудование:  предметные картинки с изображением зимних видов спорта,   индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, спортивная атрибутика, костюмы героев.

                                                       Ход занятия

Вводная часть. Загадка:        Запорошила дорожки,

                        Разукрасила окошки,

                                Радость людям подарила

                        И на санках прикатила. Что это?

Знакомство с темой занятия.

Ребята, и в наш сказочный город тоже пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вышел полюбоваться этой красотой и наш друг Слыш.

Он взял санки и поспешил к своей подруге – Буковке. Друзья договорились пойти кататься на горку. Когда они подходили к горке, Слыш вдруг расправил уши и начал прислушиваться.

  -Буковка, я слышу тихий звук потрескивающего огонька [ккк]. Наверное, кто-то замёрз и развёл костёр, ведь на улице крепчает мороз.

  -Пойдём, посмотрим! – предложила Буковка.

Они хотели обойти горку, но навстречу им на лыжах выехал спортсмен с факелом в руках.

 -Здравствуйте, кто Вы и как оказались в нашем сказочном городе? – спросила Буковка.

 -Я чемпион, несу олимпийский огонь в город  Сочи. Ведь скоро открытие 22 олимпийских игр. А вы знаете символы зимней олимпиады?

 - Леопард Барсик, зайка Стрелка, белый Мишка,- ответили друзья.

  -Молодцы, но мне надо спешить я должен доставить огонь вовремя. Ведь без него олимпийские игры не начнутся.  

        А у нас своя «Эстафета зверей». Возьмите картинки и рассмотрите, кто на них изображен? (Детеныши животных) Детеныши должны найти своих пап и мам на этих картинках и прибежать к ним.

Какой звук повторяется в названиях детенышей? Где он находится?        Дети, а вы заметили, что в именах знаменитых зверушек – символов олимпиады повторяется один и тот же звук?

Сегодня мы узнаем о звуке и букве К гораздо больше.

     Звук олимпийского огня – звук [ к ] – запомнился Слышу. Он потренировал свой язычок. Слышу не терпелось узнать побольше о нём. з Попробуем его описать.

Артикуляция, акустика, характеристика.

Расскажите, что происходит с язычком и горлышком, когда мы произносим звук К?

       Воздуху мешает свободно выходить изо рта спинка язычка, которая прижимается к нёбу.

А если так, то получается что звук К какой? Гласный или согласный?

Вспомним правило: Если согласный сказать надо,

сразу во рту возникает преграда

 А ещё он  глухой (закрыть ушки и произнести звук)

В словах Барсик, Стрелка, Мишка, К звучит твёрдо. Но в некоторых других словах К звучит мягко.

Вспомним, как обозначаются у нас твердые и мягкие согласные и поиграем в игру «Подними нужный (синий или зеленый) знак».

Различение звуков [ к, к’ ] и выделение:

а) из слов: мак, кот, кит, закат, каша, лак, кино, окно, рак, ключ, сорока, карандаш, кирпич, корабль, кухня, кепка; одежда в которую был одет чемпион: спортивный костюм, шапка, шарфик, кроссовки.

б) из названий зимних видов спорта: фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, прыжки с трамплина, кёрлинг.

А какими должны быть спортсмены? (подбор прилагательных). 

А вы ребята смелые? Ловкие? Умелые?

Это надо доказать: выходите поиграть!

Физкультминутка: «Зимние забавы».

Мы на зимнюю полянку, прибежали спозаранку.

Потянулись, улыбнулись, и присели, и нагнулись, выпрямились!

Бух! Бух! Бух! Бух! Ловим снег как белый пух!

Сгорки катимся гурьбой! Я на санках за тобой!

Развалились на снегу! Ой! Я больше не могу!

Знакомство с буквой К.

Буковка решила записать новую букву. А потом сочинила про неё стишок:

                 На прямую палочку справа села галочка.

                И поныне там сидит, буквой К на нас глядит!

Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание в тетрадях.

Выполнение рисунка по клеточкам «Факел».

Печатание по следам анализа слова «ком». (Буковка выполняет задание на расчерченном ватмане маркером, а дети в тетрадях).

Пальчиковая гимнастика:         Мы любим забавы холодной поры

                                        Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы!

(Дети ставят указательный и средний пальцы на счетные палочки и «едут»)

А наши друзья так хотели заняться спортом и стать чемпионами, что принесли из дома вот эти предметы: коньки, скакалка, мяч, ракетка, воланчик. Что общего в этих предметах? Проведем конкурс «Веселая скакалка»: выбрать предмет спортивного инвентаря, попрыгать столько раз, сколько слогов в его названии.

Игра «Метание снежков»

Мы с вами знаем, что есть командные виды спорта. Разделимся на две команды. Капитанами будут Слыш и Буковка. Задание: вспомнить все слова со звуком К, которые звучали в нашей с вами олимпийской сказке. Кто называет, бросает снежок в ведро(Слыш и Ьуковка стоят рядом и помогают).

Итог:         Соревновались все на славу

                Победители по праву

                Похвал достойны и награды

                И мы призы вручить вам рады!

Вручаются призы.

                                                           

               

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта. Лыжный спорт"

Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста" Зимние виды спорта. Лыжный спорт"...

викторина "Зимние виды спорта" (смотри презентацию для детей "Зимние виды спорта")

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста. Смотри презентацию "Зимние виды спорта"....

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

Реферат на тему:Применение гимнастических скамеек и координационных лестниц для обучения зимним видам спорта.

Реферат на тему: Применение гимнастических скамеек и координационный лестниц для обучения зимним видам спорта к конкурсу педагогических достижений по ФКиС...

Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"

Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"...