Аутизм. Причины.Симптомы.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье рассказывается о  аутизме: причинах, симптомах, особенностях детей с данным нарушением, о методах диагностики данной категории детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аутизм. причины. симптомы.139.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аутизм. Причины. Симптомы.

C:\Users\gp\Desktop\картинки к презентациям\MP900408926.JPG

Выполнила:

учитель – дефектолог

Российская К.В.

     Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.

Что такое аутизм?

 Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Причины аутизма.

     В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует: инфицирование матери краснухой во время беременности, ДЦП, туберозный склероз, нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом хромосомные аномалии. Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

     Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма.

     Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

  • Нарушение социального поведения.
  • Нарушение коммуникации.
  • Стереотипное поведение.
  • Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

  1. Нарушения социального взаимодействия

     Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза. Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека. Скудная мимика, часто не адекватная ситуации. Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным.

      Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами. Жесты используются лишь для обозначения нужд. Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

     Неспособность понять эмоции окружающих. Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями. Отсутствие интереса к ровесникам. Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

     Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

     Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями. Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

2.Нарушение коммуникации

     Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм). При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

     Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить? Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации.

     Отсутствует реакция на собственное имя. Не наступает или задерживается «возраст вопросов». Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

3.Стереотипное поведение

     Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело. Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша. Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки.

     Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке. хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой, другие однообразные движения. Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

4.Ранние проявления аутизма у детей.

     Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей.

     Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

  • Предложите помощь.
  • Постарайтесь подбодрить родителей.
  • Уберите все опасные предметы рядом с ребенком.
  • Сохраняйте спокойствие. Дайте родителям понять, что вы все понимаете.
  • Проявите заботу и понимание. Не думайте, что ребенок обязательно избалован.
  • Не критикуйте ребенка. Не критикуйте родителей.
  • Не смотрите пристально, это очень грубо. Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку.
  • Не говорите родителям обидные слова.

Уровень интеллекта при аутизме.

     Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

     Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области, называют савантизмом.  Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Синдром Аспергера.

     Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте. Синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет, уровень интеллекта нормальный или выше среднего, речевые навыки в пределах нормы. Могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи.

     Зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию). Нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы эгоцентричность. Неспособность договариваться и искать компромиссы.

     Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.

Синдром Ретта.

     Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек.

     Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:

  • относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни,
  • замедления роста головы после 6-18 месяцев,
  • утрата навыков и целенаправленных движений рук,
  • стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия,
  • плохая координация и низкая двигательная активность,
  • исчезновение речевых навыков.

     В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.

Диагностика аутизма.

     Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников.

     При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы

УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)

ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)

Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости. Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

Источник:http://zdravotvet.ru/priznaki-autizma-u-rebenka-prichiny-metody-korrekcii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение ветряной оспы».

Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб...

Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение.

Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе....

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...

"Кризис 3-х лет. Причины, симптомы, рекомендации"

Кризис 3-х лет - важный этап в становлении пссихического развития ребенка. Предлагаю разобраться в сути этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребенку и Вам родителям....

Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)

Данный материал предназначен для учителей-логопедов....

Кризис трех лет. Причины. Симптомы. Рекомендации.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».Дава...

ММД у детей: причины, симптомы и методы лечения.

ММД - это на сегодняшний день очень распространённый диагноз, который ставит врач-невролог ребёнку. В преодолении этого недуга важна ежедневная  работа всех: врача, родителя и воспитателя в групп...