Теоретические основы недоразвития речи у дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему

Пелин Анастасия Геннадьевна

Теоретические основы общего недоразвития речи у       

                                        дошкольников

      Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы:  фонетики, фонематики, лексики, грамматики. При этом типичными являются отклонения в  развитии смысловой и произносительной сторонах речи.

     Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушениями речи было сформировано проф. Р.Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях:  1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи;  2 уровень - начатки общеупотребительной речи;  3 уровень - развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

      При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития — от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие положения:

·        степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований;

·        в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;

·        в реальной практике редко встречаются четко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы; у детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и еще не изжитые нарушения.

  Таким образом, были определены основные тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в логопедических методиках.

  Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического  восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому  характеризуется появлением новых речевых возможностей.

    Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи составляют дети с 2 и 3 уровнями недоразвития речи.

    С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.     

      Характеристика первого уровня речевого недоразвития

На  этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь отдельные элементы речи.

Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию.

Используемые слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами.

На этом этапе у детей, отсутствует фразовая речь.

Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

          Характеристика второго уровня речевого недоразвития

На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства.

В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы.

Неточное значение слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий.

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены.

Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

 На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно.

Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей.

На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура.

Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

      Характеристика третьего уровня речевого недоразвития

На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом в речи наблюдаются замены слов, близких по значению. Отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный и пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов.

Характерным для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода, склонение имен существительных среднего рода как существенных женского рода, неправильное падежные окончания  слов женского рода с основой на мягких согласных, ошибочное ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного особенно в среднем роде.

На этом уровне речевого развития наблюдается и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

 Т.Б.Филичева, продолжая исследования Р.Е. Левиной, выделила и описала четвертый уровень общего недоразвития речи, который характеризуется стертыми, внешне мало заметными признаками речевого недоразвития. Несмотря на слабую выраженность нарушения, дети этой категории испытывают стойкие затруднения в освоении программы общеобразовательной школы, и только направленная коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи определяет успешность их обучения. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально  подобранных заданий.

    Такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения; как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.

    Также обнаружены у этих детей нарушения смысловой стороны речи: отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, наблюдается смешение родовых и видовых понятий.

    Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков.

 Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

    Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существенных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов.

    В классификации Е.М. Мастюковой выделяются три группы детей с общим недоразвитием речи.

    Первый уровень речевого развития —   самый низкий, ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения. Дети с этим уровнем речевого развития обычно с трудом вступают в контакт со взрослыми. Поэтому при обследовании этих детей особое внимание нужно обратить на возможности понимания ими обращенной речи, а также отметить, имеется ли у ребенка возможность речевого подражания и возможность отдельных словесных  лепетных комбинаций; У них не выявляется локальных повреждений ЦНС, за исключением отдельных признаков частичной моторной незрелости, отставания в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, недостаточность функции активного внимания. Патогенетической основой общего недоразвития речи  у этих детей является задержанное созревание формирующихся структур и функций мозга.

    Несмотря на отсутствие выраженный нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте и, в целом, благоприятной динамики их речевого и умственного развития, дети этой группы нуждаются часто в длительной логопедической коррекционной работе, так как нарушения эмоционально-волевой сферы, слабая регуляция произвольной деятельности с недостаточностью функции самоконтроля обуславливает стойкость фонематических нарушений, трудности в овладении письменной речью и учебной деятельностью, в целом.

    У детей второй группы общего недоразвития речи сочетается с рядом неврологических и психологических нарушений. На первом году жизни это легкие нарушения мышечного тонуса, наличие непроизвольных движений, отставание моторного развития, повышенная возбудимость, нарушения сна.

    Некоторые дети этой группы отличаются не только общей моторной неловкостью, но и наличием остаточных проявлений ДЦП и нарушений артикуляционной моторики, что обусловливает у них частоту нерезко выраженных дизартрических нарушений.

    Для детей этой группы крайне характерным признаком является выраженное нарушение умственной работоспособности за счет ряда неврологических расстройств:

o   повышения внутричерепного давления (гипертензионно-гидро-

цефального синдрома). Нарушения умственной работоспособности при данном синдроме проявляется в виде повышенной утомляемости и пресыщаемости и сочетается с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленности мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, со склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, иногда жалуются на головные боли и головокружения.

  церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функции активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости — признаками общего эмоционального беспокойства; в других — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

    Могут наблюдаться также неврозоподобные синдромы в виде страхов, общего беспокойства, нарушения сна, тиков мышц лица и конечностей, преходящего или более стойкого энуреза, а также эпилептических проявлений.

    Для детей характерны нарушения познавательной деятельности, они испытывают выраженные затруднения при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел.

    У детей третьей группы специфика общего недоразвития речи проявляется в виде локального, коркового речевого дефекта -  моторной алалии (в основном моторная). У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

     Причины общего недоразвития речи. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также  внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

     Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус-несовместимости

     Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим фактором. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействиях.

     Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждения речевых функций, являются  природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы.

      Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородное по этиологии и патогенезу изменения центральной нервной системы, возникающие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

    К послеродовым тератогенным фактором, вызывающим нарушениям развития речевых и неречевых функциональных систем, относятся перенесенные в раннем детском возрасте заболевания. Такие, например, как инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцефалит и полиомиелит.

    Обратимые формы общего недоразвития речи могут возникать на фоне отрицательного социально-психологического влияния: депривация в период интенсивного формирования речи, недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания, билингвизм. При сочетании этих факторов с органической патологией нервной системы нарушение речевого развития приобретает более стойкий характер.

    Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных тератогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы общего недоразвития речи у      

                                        дошкольников

      Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы:  фонетики, фонематики, лексики, грамматики. При этом типичными являются отклонения в  развитии смысловой и произносительной сторонах речи.

     Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушениями речи было сформировано проф. Р.Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях:  1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи;  2 уровень - начатки общеупотребительной речи;  3 уровень - развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

      При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития — от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие положения:

  • степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований;
  • в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;
  • в реальной практике редко встречаются четко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы; у детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и еще не изжитые нарушения.

  Таким образом, были определены основные тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в логопедических методиках.

  Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического  восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому  характеризуется появлением новых речевых возможностей.

    Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи составляют дети с 2 и 3 уровнями недоразвития речи.

    С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.      

      Характеристика первого уровня речевого недоразвития

На  этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь отдельные элементы речи.

Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию.

Используемые слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами.

На этом этапе у детей, отсутствует фразовая речь.

Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

          Характеристика второго уровня речевого недоразвития

На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства.

В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы.

Неточное значение слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий.

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены.

Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

 На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно.

Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей.

На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура.

Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

      Характеристика третьего уровня речевого недоразвития

На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом в речи наблюдаются замены слов, близких по значению. Отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный и пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов.

Характерным для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода, склонение имен существительных среднего рода как существенных женского рода, неправильное падежные окончания  слов женского рода с основой на мягких согласных, ошибочное ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного особенно в среднем роде.

На этом уровне речевого развития наблюдается и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

 Т.Б.Филичева, продолжая исследования Р.Е. Левиной, выделила и описала четвертый уровень общего недоразвития речи, который характеризуется стертыми, внешне мало заметными признаками речевого недоразвития. Несмотря на слабую выраженность нарушения, дети этой категории испытывают стойкие затруднения в освоении программы общеобразовательной школы, и только направленная коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи определяет успешность их обучения. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально  подобранных заданий.

    Такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения; как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.

    Также обнаружены у этих детей нарушения смысловой стороны речи: отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, наблюдается смешение родовых и видовых понятий.

    Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков.

 Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

    Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существенных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов.

    В классификации Е.М. Мастюковой выделяются три группы детей с общим недоразвитием речи.

    Первый уровень речевого развития —   самый низкий, ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения. Дети с этим уровнем речевого развития обычно с трудом вступают в контакт со взрослыми. Поэтому при обследовании этих детей особое внимание нужно обратить на возможности понимания ими обращенной речи, а также отметить, имеется ли у ребенка возможность речевого подражания и возможность отдельных словесных  лепетных комбинаций; У них не выявляется локальных повреждений ЦНС, за исключением отдельных признаков частичной моторной незрелости, отставания в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, недостаточность функции активного внимания. Патогенетической основой общего недоразвития речи  у этих детей является задержанное созревание формирующихся структур и функций мозга.

    Несмотря на отсутствие выраженный нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте и, в целом, благоприятной динамики их речевого и умственного развития, дети этой группы нуждаются часто в длительной логопедической коррекционной работе, так как нарушения эмоционально-волевой сферы, слабая регуляция произвольной деятельности с недостаточностью функции самоконтроля обуславливает стойкость фонематических нарушений, трудности в овладении письменной речью и учебной деятельностью, в целом.

    У детей второй группы общего недоразвития речи сочетается с рядом неврологических и психологических нарушений. На первом году жизни это легкие нарушения мышечного тонуса, наличие непроизвольных движений, отставание моторного развития, повышенная возбудимость, нарушения сна.

    Некоторые дети этой группы отличаются не только общей моторной неловкостью, но и наличием остаточных проявлений ДЦП и нарушений артикуляционной моторики, что обусловливает у них частоту нерезко выраженных дизартрических нарушений.

    Для детей этой группы крайне характерным признаком является выраженное нарушение умственной работоспособности за счет ряда неврологических расстройств:

  • повышения внутричерепного давления (гипертензионно-гидро-

цефального синдрома). Нарушения умственной работоспособности при данном синдроме проявляется в виде повышенной утомляемости и пресыщаемости и сочетается с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленности мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, со склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, иногда жалуются на головные боли и головокружения.

  церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функции активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости — признаками общего эмоционального беспокойства; в других — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

    Могут наблюдаться также неврозоподобные синдромы в виде страхов, общего беспокойства, нарушения сна, тиков мышц лица и конечностей, преходящего или более стойкого энуреза, а также эпилептических проявлений.

    Для детей характерны нарушения познавательной деятельности, они испытывают выраженные затруднения при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел.

    У детей третьей группы специфика общего недоразвития речи проявляется в виде локального, коркового речевого дефекта -  моторной алалии (в основном моторная). У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

     Причины общего недоразвития речи. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также  внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

     Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус-несовместимости

     Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим фактором. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействиях.

     Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждения речевых функций, являются  природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы.

      Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородное по этиологии и патогенезу изменения центральной нервной системы, возникающие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

    К послеродовым тератогенным фактором, вызывающим нарушениям развития речевых и неречевых функциональных систем, относятся перенесенные в раннем детском возрасте заболевания. Такие, например, как инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцефалит и полиомиелит.

    Обратимые формы общего недоразвития речи могут возникать на фоне отрицательного социально-психологического влияния: депривация в период интенсивного формирования речи, недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания, билингвизм. При сочетании этих факторов с органической патологией нервной системы нарушение речевого развития приобретает более стойкий характер.

    Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных тератогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую н...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....

Теоретические основы развития речи дошкольников.

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые вс...

Теоретические основы развития речи дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, кото...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...