Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Шелкунова Анжела Александровна

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_reabilit_invalidov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №

Принято                                                         Утверждаю

Педагогический совет                                  Заведующий

МБДОУ  

детского сада№                                       МБДОУ детского сада  

                                                                         №

«____» _______________20__ г.                  __________

                                                                        «____»_____________20__г.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

  ______________________ группа № 6 (вторая младшая)

(фамилия, имя ребенка)

(в соответствии с рекомендациями  психолого-медико-педагогической комиссии, акта освидетельствования №__________ от _________________).

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида разработана на основании нормативно-правовых документов:

1.ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, статья 2.

5.ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

6.ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов».

7.Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

8.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

9.Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

10.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель:

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гпармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

1.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2.Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания  в образовательном учреждении.

3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.

4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.

5.Обеспечение актуального включения  в окружающую социальную среду  ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями  и учетом зон ближайшего и перспективного развития.

6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида..

7. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.

8. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование  адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.

10. Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.

11. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип индивидуализации. учета возможностей. особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

2. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

3. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.

4. Принцип интеграции усилий специалистов.

5. Принцип конкретности и доступности учебного материала. соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребенка-инвалида.

6. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

7. Принцип постепенности учебного материала.

8. Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.4. Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида

- индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия);

- индивидуальный образовательный маршрут(заполняется педагогами ДОУ);

- индивидуальная карта развития (ведется педагогом-психологом);

- речевая карта (заполняется логопедом);

- социально-демографический паспорт семьи (оформляется социальным педагогом);

- Выписка из протокола ПМПк ДОУ.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

- достижение ребенком-инвалидом целевых ориентиров адаптированной образовательной программы  дошкольного образования к концу дошкольного детства;

- позитивная социализация ребенка-инвалида;

- положительная динамика психического, физического, интеллектуального и личностного развития ребенка-инвалида, формирование творческой инициативы и самостоятельности;

- эффективное формирование нарушенных функций,позитивные сдвиги в психическом и физическом развитии ребенка;

- целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей ребенка-инвалида.

- обеспечение преемственности со следующей ступенью общего образования.

2. Содержательный раздел

 

2.1. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида

1) диагностико-прогностический;

2) коррекционно-формирующий;

3) оценочно-проективный.

        Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:

- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;

- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;

- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в  воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.

        Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей  адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и  направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.

        Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;

- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.

        Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.  Реализация  коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных  направлений:

- анализ социальной ситуации  развития  ребенка-инвалида;

- реализацию индивидуальной образовательной траектории  развития ребенка-инвалида,  создание  предметно-развивающей среды  и  адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;

- показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;

- организацию действенной консультативной  работы для родителей( законных представителей) ребенка - инвалида  всеми педагогами ДОУ;

- предоставление практической  и  методической помощи родителям  через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;

- анкетирование родителей о результативности  взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;

- участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида  в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с состоянием его здоровья.

3. Организационный раздел

 3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        Основной документ, который содержит гигиенические  требования к организации работы с ребенком-инвалидом- "Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа - 30.07.2013 года), в котором говорится :" Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учеждении..."

        Насыщенная развивающая предетно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.

        Немаловажным фактором реализации индивидуальной  программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.

        Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей,  создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены "уголки уединения" и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

3.2.  Организационное обеспечение создания специальных условий для вопитания и образования ребенка-инвалида

С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалидаДОУ созданы оптимальные  материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:

- санитарно-гигиенические нормы оразовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;

- санитарно-бытовые и социально-бытовые  условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
- пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;

- обеспечение психологического комфорта воспитанника;

- гармоничное развитие ребенка -инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;

- постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...

Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.

Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация  Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

В данной работе представлена образовательная  программа  ребенка, разработанная на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учр...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Индивидуальная Программа реабилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации      (далее      ИПР) ребенка-инвалида младшего...