Главные вкладки

    Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему:
    альбом по логоритмике для детей с речевыми отклонениями

    Кузмичёва Ирина Николаевна

    логоритмические упражнения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ
    1) Потягушки
    Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
    2) Бревнышко
    Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
    В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.
    3) Лодочка (лежа на спине лицом вверх)
    Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.
    4) Лодочка (лежа на животе лицом вниз)
    Выполняется ребенком точно так же.
    Далее следуют два упражнения на активное ползание.
    5) Поспешим к Айболиту
    Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.
    а) "Раненый зайчик"
    Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.
    б) "Раненый медвежонок"
    Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.
    Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
    6) Четвереньки
    Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.
    7) Канатоходец
    Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).
    Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

    8) Перекрестные шаги
    Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
    Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
    Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
    Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
    9) Перекрестные прыжки
    Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
    10) Перекрестный шаг сидя
    Ребенок представляет себя мотоциклистом.
    Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.
    11) Вращение шеи
    Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.
    12) кошка
    Кошка мышку увидала, 
    Дети становятся парами
    Подошла и так сказала: 
    протягивают друг другу руки
    -Одиноко у старушки 
    Хлопки в ладоши
    Жить одной мне без подружки.
    Знаешь что? Давай дружить!
    Кружение парами 
    В гости будем мы ходить. 
    Хлопки в ладоши
    13) «самолет»- руки в сторону, бег по кругу.
    14) «паровозик»- руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Ходьба между стульями, с круговыми движениями рук.
    15) «кораблик» - руки в перед, ладони прижаты друг другу. Ходьба по кругу с покачиваниями вправо, влево.(раскачиваются на волнах).

    Упражнения на развитие внимания и памяти.

    Развитие слухового внимания

     

    1.                отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
    2.                Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
    3.                Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
    4.                Посмотрим, кто говорит. Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
    5.                Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
    6.                Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С.
    Игра с мячом. 
    Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА,
    СО, СУ, СЫ). 
    7. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики: 
    Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят. 

    Упражнение на развитие речевого внимания
    1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,
    Мама нам испекла очень вкусные клюшки.
    Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,
    И вручили ему за победу педали.
    2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".
    Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".
    Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.
    Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
    Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
    3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
    4) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
    ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
    ПА–НА–РА–КА–ДА.
    В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
    5) «Летает – не летает»
    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;
    6) «Съедобное – несъедобное»
    Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
    7)
     «Наблюдательность» 
    В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;
    8) «Самый внимательный»
    Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;
    9) Где что было
    Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
    10) Обезьянки
    Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
    Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
    Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
    Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

    Упражнения на развитие чувства ритма.
    Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа
    1.                Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.
    2.                Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
    3.                Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
    4.                Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
    5.                ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.
    Упражнения на развитие мелкой моторики.

    Пассивная гимнастика (массаж)

    Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
    Массаж включает в себя следующие типы движений:
    1.                поглаживание: совершается в разных направлениях.
    2.                растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
    3.                вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
    4.                массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
    5.                сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

     

    Пальчиковые игры

    Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

    http://coolreferat.com/dopb432574.zip

    зайчик:
    указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

    http://coolreferat.com/dopb432575.zip

    человечек:
    бегаем указательным и средним пальцами по столу

    http://coolreferat.com/dopb432576.zip

    ёжик:
    руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

    http://coolreferat.com/dopb432577.zip

    кошка:
    соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

    http://coolreferat.com/dopb432578.zip

    коза рогатая:
    указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

    http://coolreferat.com/dopb432579.zip

    очки:
    пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

    http://coolreferat.com/dopb432580.zip

    бабочка:
    руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

    Потешки для мелкой моторики

    cорока
    Сорока, сорока, сорока-белобока
    Кашку варила, детишек кормила.
    (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
    Этому дала, этому дала,
    Этому дала, этому дала.
    (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
    Этому не дала: ты воды не носил,
    Дров не рубил, каши не варил –
    Ничего тебе нет!
    (мизинец не загибается)
    ладушки
    - Ладушки, ладушки! Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашку поели, бражку попили.

    (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
    Шу-у-у…полетели!
    На головку сели, петушком запели.
    Ку-ка-ре-ку!
    (поднимают руки вверх и опускают на голову)
     
    Варежка
    Маша варежку надела:
    (сжать пальцы в кулак)
    "Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал".
    (все пальцы разжать, кроме большого)
    Маша варежку сняла:
    "Поглядите-ка, нашла!
    (разогнуть оставшийся согнутым палец)
    Ищешь, ищешь - и найдешь,
    Здравствуй, пальчик, как живешь?"
    (сжать пальцы в кулачок)
    Братцы
    Идут четыре брата навстречу старшему.
    - Здравствуй, большак - говорят.
    - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
    Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
    (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
    Замок
    На двери висит замок.
    (соединить пальцы обеих рук в замок)
    Кто его открыть бы мог?
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    Постучали,
    (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
    Покрутили,
    (покрутить сцепленные руки в запястьях)
    Потянули
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
    И открыли.
    (расцепить пальцы)

     

    Упражнения на развитие речевого дыхания

     

    Как выполнять упражнения

    ·                     воздух набирать через нос
    ·                     плечи не поднимать
    ·                     выдох должен быть длительным и плавным
    ·                     необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
    ·                     нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
    1.                футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
    2.                ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
    3.                снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
    4.                листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
    5.                бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
    6.                кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
    7.                одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
    8.                шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
    9.                «Подуем на плечо» 
    Подуем на плечо, подуем на другое.
    Нам солнце горячо, пекло дневной порою.
    Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.
    Подуем мы на облака и остановимся пока.
    10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

     

    Упражнение на развитие силы голоса
    1)                Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.
    2)                Тянуть любой гласный звук максимально долго .
    Упражнение на развитие просодии 
    Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.
    Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.
    Упражнения на координацию речи с движением
    1. «Щетки»
    Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)
    Этой щеткой башмаки. (Наклоны вниз)
    Этой щеткой чищу вещи, (Наклоны в стороны)
    Все три щетки мне нужны. (2 приседания)
    2. Плечо.
    У меня болит плечо чо-чо-чо (Обхватывают себя руками)
    Раз болит пойду к врачу чу-чу-чу
    Нет к врачу я не хочу (Наклоны головы
     Четко проговаривая, выделяют звук Ч.)
    3. Яйцо.
    Вот вам сказка о яйце-це-це-це:         2 хлопка под музыку
    Курица сресла яйцо цо-цо-цо:           поднимаем, опускаем руки
    Киска тянется к яйцу цу-цу-цу,          постукивание правой ногой об пол
    Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы.   4 приседания
    4. Душ.
    Вот от ножек и до ушек            Наклоны в низ руки к ушам.
    Моет Женю жаркий душик.      Круговые движения руками вокруг себя.
    И макушку, и живот                  Руки на голову. На живот.
    Жене душ водой польет.            Наклоны в право в лево.
    Моет шею, моет уши.                 Наклоны головы к плечам,
    Как же хорошо под душем!        2 приседания.
    Упражнение на развитие речевых и мимических движений
    1) «Чья вода вкуснее?» 
    Я буду пить лимонную воду. Морщат нос
    Я буду пить липовую воду,
    Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие
    2) Фрукты
    Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.
    3) Эмоции
    Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
    4) Застегивание и расстегивание молнии.
    Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
    5)
    Большие пуговицы и маленькие пуговицы.
    Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
     



    Предварительный просмотр:

    Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.

     У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа  и  ритма.

    Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

    Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.

    Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

    Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулирован-ным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

    В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики,  и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.

    Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг

    друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.

    Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать  детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

    Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.

    «Телесные музыкальные инструменты» по методике Т. Тютюнниковой.

    Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

    Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

    Необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции.

    Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

    Музыкально - двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в детях творческое воображение.

    При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.

    Занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали.

    Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую челюсть.

    С детьми, имеющими диагноз Ф - ФНР (фонетико - фонематическое  недоразвитие речи), необходимо больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

    Можно использовать «Игры - забавы» О.Громовой, Т.Прокопенко, которые предназначены для развития мелкой моторики, совершенствования внимания, памяти, пространственной координации и речи детей.

    Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая    ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

    Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны-формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

    Очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей является сочетание речи и движения под музыку.

    Прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку.  Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.

    При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных  формах - тексты песен, хороводов,  драматизации с пением, инсценировки.

    Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

    На музыкальных занятиях использую и современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

    Валеологические песни - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия:

    (»Доброе утро!», «Здравствуйте!»).

    Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.

    Слушание музыки и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

    («Птичка» по А.Уманской, «Дождь» франц.н.п.).

    Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление на основе русского народного творчества.

    («Кошка», «Куклы спят»).

    Перед пением песен желательно заниматься с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок.

    («Погреемся», «На лошадке»).

    Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах.

    Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), движение, сонорные и колористические средства.

    («Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).

    Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по логоритмике для детей с ОВЗ средней группы "Весеннее путешествие с паровозиком".

    Представлена методическая разработка по логоритмике для детей с ДЦП средней группы. Занятие поводится совместно с муз. руководителем и воспитателем. Цель занятия: обобщение знаний детей о признаках ве...

    Занятие по логоритмике для детей с ОНР (старший возраст) "Танюшкин сон"

    Занятие по логоритмике проводится совместно с логопедом и музыкальным руководителем...

    Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР "Наши папы смелые"

    Конспект занятия по логопедической ритмике с участием пап. Занятие для детей старше-подготовительного возраста с Общим недоразвитием речи. Конспект содержит задания на совершенствование артикуляционно...

    Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР "Волшебное путешествие" (по теме "Осень")

    Конспект занятия по логопедической ритмике для детей подготовительного возраста с Общим недоразвитием речи. Конспект включает в себя задания на развитие мелкой и общей моторики, воспитание пластики и ...

    Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

         В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

    сценарий мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"

    сценарий  мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики  для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"...