Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Коротаева Светлана Валерьевна

Рекомендовано для воспитателей  старших, подготовительных групп и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_norma_i_otkloneniya.docx377.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов старших, подготовительных групп       по теме: «Речевое развитие детей - норма и отклонения».

        Подготовила учитель-логопед МДОУ ЦРР Детский сад №1 «Колосок» Коротаева С.В.

        2013 год

               

                РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НОРМА И ОТКЛОНЕНИЯ.

Мы все знаем, что воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

В норме ребенок готов к школе, если у него сформированы:   

- звукопроизношение

- достаточно богатый словарь

- грамматический строй речи

- фразовая речь, которая позволяет общаться со взрослыми и детьми

- связная, монологическая речь.

 При нормальном речевом развитии все звуки должны быть у ребенка к 3-м годам. От 3 до 5 лет происходит уточнение артикуляции отдельных звуков. Это могут быть звуки Ш, Ж, Л, Р (автоматизация).

В 5 лет у ребенка не должно быть никаких нарушений произношения. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

                                                                                                                           

   Чем больше запас слов у вашего ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

к  2-м годам в норме активный словарь малыша насчитывает 250-300 слов,                  к 3-м годам 800 - 1000 слов,

к 4-м годам активный словарь детей составляет 1900 - 2000 слов,                  к 5 годам словарь увеличивается до 2500 - 3000 слов,

к 6 годам словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов и составляет 4000слов.

У детей с речевыми нарушениями словарный запас тоже значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных, наречий; предлоги, ребенок, даже простые, употребляет с ошибками; заменяет названия частей предметов названиями целых предметов; у них страдает навык словообразования и словотворчества; для таких детей характерно неточное употребление глаголов.  Между тем глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи.
  К 5 годам фраза ребенка удлиняется и усложняется, становиться более развернутой. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.

В норме у ребенка возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных. Легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей - учитель, читает книги - читатель, прилагательные из существительных (банка из стекла - стеклянная).

Однако в речи детей с речевыми отклонениями часто встречаются грамматические ошибки; такие как: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Переходя к пункту связная монологическая речь. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Установлено, что старшие дошкольники с речевыми нарушениями отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, прежде всего монологической речи.

Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи логопеда.

В норме к 5 годам дети могут пересказывать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре; спорят рассуждают; довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 - 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм -монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, воздействия на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.

В то время, как дети с речевыми нарушениями пользуются в основном простыми предложениями; затрудняются или не умеют распространять простые предложения и строить сложные. Дети пользуются фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико- фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее четко они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, фрагментарность...

Так же установлено, что старшие дошкольники с речевыми нарушениями отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, прежде всего монологической речи.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи.

Результаты обследования речи, показывают, что большинство детей дошкольного возраста нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей. Норма и патология.

В статье описаны различные отклонения ребенка от нормы, а также способы общения с такими детьми и методы коррекции....

Консультации по теме: "Речевое развитие детей 4-5, 6-7 лет"

Уважаемые родители! Предлагаю Вам ознакомиться с речевыми показателями  детей 4-5 лет, 6-7 лет по лексике, грамматике, звукопроизношению, связной речи. Основным источником разития речи ребёнка во...

Консультации на тему "Речевое развитие детей"

Консультации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддер...

Консультация на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно ...