Развитие детей. Норма и патология.
консультация по коррекционной педагогике по теме

В статье описаны различные отклонения ребенка от нормы, а также способы общения с такими детьми и методы коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_detey._norma_i_patologiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет гиперактивного ребенка.

  В каждой группе детского сада встречаются дети. Которым трудно усидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. У таких детей часто плохая координация и недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, много говорит, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Правила работы с гиперактивными детьми.

- работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

- делить занятия на более короткие, но более частые;

- во время занятий использовать физкультминутки;

- снизить требования к аккуратности выполнения задания, чтобы сформировать чувство успеха;

- посадить ребенка на время группового занятия рядом с взрослым;

- договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

- давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

- использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

- предоставлять ребенку возможность выбора;

- стараться всегда оставаться хладнокровным и спокойным.                                               

Портрет агрессивного ребенка.

  Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Такой ребенок становится «грозой» для всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей. Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия - это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным  и никому не нужным. Педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети  боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Правила работы с агрессивными детьми.

- быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

- демонстрировать модель неагрессивного поведения;

- наказывать ребенка только за конкретные поступки;

- наказания не должны унижать ребенка;

- обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева;

- давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;

- обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей;

- развивать способность сопереживать другим людям.

Портрет тревожного ребенка.

  Тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается. Кажется, что он ожидает каких- либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Работать с такими детьми не легче , чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они иногда боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже всех во всем, что они самые неуклюжие, некрасивые, неумные. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

  Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Правила работы с тревожными детьми:

- избегайте состязаний, и каких- либо видов работ, учитывающих скорость;

- не сравнивайте ребенка с окружающими;

- чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

- чаще обращайтесь к ребенку по имени;

- демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения (будьте примером);

- не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

- старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

- используйте наказание лишь в крайних случаях;

- не унижайте ребенка, наказывая его.

Причины возникновения онанизма (мастурбации) у детей:

- неукротимый темперамент, повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения;

- излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты, частые физические наказания;

- насильное кормление;

- психологическое заражение, склонности детей первых лет жизни к подражанию (в домах ребенка);

- недостаток положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности;

- расстройство сна, затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон, долгое нахождение в постели без сна;

- повышенная потливость вследствие болезни или чрезмерного укутывания, эксудативно - катаральный диатез с зудом, трение тесной одежды;

- заболевание неврозами.

Правила работы с детьми, страдающими онанизмом:

- наполнение досуга ребенка разнообразными впечатлениями;

- активная организация общеоздоровительных мероприятий;

- избегание резкого прерывания одной попытки онанизма (проходит крайне болезненно, вызывает у ребенка раздражение, злость и обиду, провоцирует влечение к онанизму);

- используется похвала ребенка за то, что он удерживается от нежелательных действий (самый эффективный способ помощи);

- давать ребенку возможность устать так, что сон наступит сам собой;

- регулярно применять водные процедуры, повышающие чувство тела: купание, душ, обтирание;

- обращение к гинекологу или урологу (в зависимости от пола ребенка), затем к невропатологу.                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Сосание пальца, как патологическая привычка.

  При сосании пальца, как и при грудном вскармливании, ребенок закрывает глаза, издает звуки, чмокает. Видно, что сосание доставляет ему удовольствие, и он находится в состоянии полузабытья, временами полностью отключаясь от окружающего. Оторвать его от этого занятия нелегко, и при малейшей возможности палец вновь оказывается во рту, пока не наступит на некоторое время состояние удовлетворения.

 Причины возникновения сосания пальца:

- неудовлетворенность инстинкта сосания вследствие затруднений при грудном вскармливании или его отсутствии;

- сосание пальца, как способ уменьшения чувства беспокойства;

- резкие ограничения в желании сосать соску- пустышку;

- отсутствие ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание в учреждение;

- сосание пальца создает иллюзию удовлетворения, просто занятости  (если ребенок один, или находится в кроватке без сна);

- является средством компенсации недостающего внимания к себе.

Правила работы с детьми, имеющими отрицательную привычку в виде сосания пальца:

- установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства;

- разумное пользование соской;

- отсутствие лишних ограничений;

- создание условий для разнообразия впечатлений и подвижных, эмоционально насыщенных игр;

- помощь ребенку при засыпании (покачивание кроватки, убаюкивание…);

- исключение раздражительного отношения со стороны взрослых к отрицательной привычке ребенку, (нельзя торопить, ругать и физически наказывать, - это вызывает у ребенка потребность сосать палец).

   Энурез – ночное и дневное (во время сна) недержание мочи. Причины:

- нарушения сна (чрезмерно глубокий сон, почти невозможно добиться пробуждения; нарушения ритма сна…);

- повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре;

- наследственное предрасположение;

- замедленный темп развития ребенка (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить);

- минимальная мозговая дисфункция (дети, отличающиеся рассеянным вниманием и плохим запоминанием);

- наличие хронических заболеваний;

-педагогическая запущенность (недостаток соответствующего ухода в раннем детстве);

- результат пережитой травмы (разлуки с матерью, потеря семьи…).

Правила работы с детьми, страдающими энурезом:

- необходимо проконсультироваться с  врачом о наличии энуреза у ребенка, а так же о перенесенных наркозах. При наличии  этих проблем, высаживание ночью не только бесполезно, но иногда и опасно, так как может привести к стойкому нарушению сна. Такому ребенку рекомендуется надевать подгузник;

-если медицинских противопоказаний нет, можно понаблюдать за ребенком, определить в какое время сна происходит мочеиспускание, чтобы подобрать оптимальное время для высаживания;

-обратить внимание на то, случается ли у ребенка непроизвольное мочеиспускание  вне сна. При отсутствии в анализах детей признаков воспалительного процесса целесообразно напоминать ребенку каждый час о необходимости сходить в туалет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика связной речи детей в норме и патологии

В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....

Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии.

В статье говорится о возростных кризах детей от 2 до 7 лет....

Лекция для педагогов «Норма и патология возрастного развития».

Цель: Психологическое просвещение. Ознакомление педагогов МДОУ с идеями психологов  Э. Эриксона и А. Маслоу о развитии личности, основных возрастных этапах, структуре самоактуализирующей ли...

Для родителей самых маленьких: развитие речи в норме и патологии.

Консультация для родителей детей младшего возраста. О речевом развитии ребёнка, начиная с 2-х месячного возраста в норме и патологии ....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладев...

Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".

Рекомендовано для воспитателей  старших, подготовительных групп и родителей....

«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка "

В настоящее время перед обществом необычайно остро  стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в разви...