РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
консультация по логопедии на тему

Чугунова Наталья Николаевна

Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте является необходимым условием для овладения грамотой, и дальнейшего обучения в школе. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка, могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма в школе. Поэтому очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка, и преодолеть его как можно раньше. Именно поэтому, следует внимательно следить за развитием речи своего ребенка. А чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, и в чем они заключаются - необходимо сопоставить развитие речи в норме, с тем, как протекает речевая деятельность Вашего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_v_norme_i_patologii.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ.

Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте является необходимым условием для овладения грамотой, и дальнейшего обучения в школе. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка, могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма в школе. Поэтому очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка, и преодолеть его как можно раньше. Именно поэтому, следует внимательно следить за развитием речи своего ребенка. А чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, и в чем они заключаются - необходимо сопоставить развитие речи в норме, с тем, как протекает речевая деятельность Вашего.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ.

   Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у малыша до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.    

  Возраст от 2 до 5 месяцев период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».Появление гуления связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

  В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

  В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом, при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется, в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

  К 5—6 месяцам, нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки.

  Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

  К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с ним приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

  К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа»,«баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

  К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут»,«Хочу пить чай!» Можно отметить появление  в  активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

  К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные, и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п`], [м], [м`], [т], [т`], [н], [н'], [к], [к'], [г] [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные, или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

  К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] использует в речи сложноподчиненные предложения, употребляя такие, как («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком, и неумение делать это, приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

  К 5 годам ребенок уже активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложениях используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

  В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

  С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

Примерные сроки формирования звуков речи.

0-1 год

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

а, у, и,
п, б, м

о
н, т’, д’,
т, д, к, г, х
в, ф

й, л’, э, с’

ы, с, з, ц

ш, ж, ч, щ
л, р, р’

 Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:

        К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

        к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

        к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

        к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

        к концу 9-ого месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

        к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания, или ручкой в знак прощания;

        к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

        к 1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

        к 1 году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

        к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

        к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

        в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

        в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

           ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов

•    Неправильное грамматическое оформление высказывания, пропуски предлогов и союзов, нарушение в согласовании слов (в роде, числе и падеже).

•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика связной речи детей в норме и патологии

В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

РЕФЕРАТ на тему: «Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии»

РЕФЕРАТ на тему: «Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии»...

«Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание».

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...