Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"
материал по коррекционной педагогике по теме

Морозова Эмма Игоревна

              Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции.

            Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие  речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов.

Нам, дошкольным педагогам, необходимо знать о нормах речевого развития детей для того чтобы : выявить отклонения, сообщить об этом родителям для дальнейшей коррекции у специалистов.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о нормах развития речи у дошкольников от 0-7 лет, ее нарушениях и профилактике .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования САО г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа г.Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича

(дошкольное отделение)улица Черняховского,д.15,корпус 3

Выступление на педсовете на тему: « Нормы и нарушения развития речи  у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи»

                                     Подготовила и провела: учитель-дефектолог Морозова Э.И.

Москва 2016г.

     

              Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции.

            Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие  речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе.           К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов.

Нам, дошкольным педагогам, необходимо знать о нормах речевого развития детей для того чтобы : выявить отклонения, сообщить об этом родителям для дальнейшей коррекции у специалистов.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о нормах развития речи у дошкольников от 0-7 лет, ее нарушениях и профилактике .

                  Как же в норме развивается речь ребенка?

         Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит

нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

    В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

    В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

    К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если  малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

     Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период  лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

Этот период является до вербальным(речевым).Именно в этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное  реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками  физических объектов ,равными по силе, высоте, составу.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший»,

 «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'])5 строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

 К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500—2000 слов

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распростра-

ненные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные' предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние ' дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко : подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении. не вполне чиста и правильна со стороны произношения.  Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

ПЯТЫЙ год ЖИЗНИ

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличений количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. 3a год словарь увеличивается на 1000—1200 слов. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. '

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четно и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по- конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте  – литературная и сленг.

Что может вызывать нарушение  развития речи?

I.  Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора.

Причины таких нарушений могут быть следующие:

1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, угрозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
  2. Резус-конфликт матери и ребенка.
  3. Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
  4. Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
  5. Употребление алкоголя и наркотических веществ.
  6. Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности
  7. Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
  8. Стресс.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).

3. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов ).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции , травмы и ушибы головного мозга).

II. Неблагоприятные социально-бытовые условия:

1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).

2. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).

3. Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).

4. Стресс или сильный испуг.

5. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.

При поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение педагоги ,путем наблюдений могут выявить нарушения и довести до сведения родителей.

Признаки речевых нарушений.

  • к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
  • к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
  • в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
  • в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
  • В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
  • В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

       

  • - не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
  • - не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
  • - употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
  • - повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • - делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • - затрудняется перед началом речи.;
  • - при полном отсутствии речи.

             

      В клинико-педагогической классификации различают следующие речевые нарушения :

    Нарушения устной речи

         (фонационные нарушения звукопроизношения :дислалия, заикание и нарушение голоса(дисфония, афония, тахилалия ,брадилалия),

 нарушения органов речевого аппарата -ринолалия

структурно-семантическое нарушение речи(оформление высказывания):алалия, афазия(мутизм)

нарушения произносительной стороны речи-Дизартрия

     Нарушения письменной речи:

растройства чтения-Дислексия ;

растройства письма-Дисграфия

Психолого -педагогическая классификация речевых нарушений:

нарушение средств общения-ФФН,ОНР;

нарушения в применении средств общения :заикание (как нарушение коммуникативной функции при правильно сформированных средствах общения) и коммуникативные дефекты. Диагноз ребенку ставит один или при необходимости несколько специалистов на ПМПК. Не откорректированные в дошкольном возрасте нарушения устной речи как правило ведут к нарушениям письменной и затем к снижению мотивации к обучению и нарушения коммуникативных навыков.

Работая в дошкольном коррекционном учреждении заметила, что родители относятся к речевому развитию своего ребенка не критично, в силу их некомпетентности в этом вопросе и не желании видеть проблему. Задача дошкольных педагогов выявить, корректно донести до родителей проблемы развития их детей и убедить обратиться за помощью в коррекционные учреждения и к специалистам. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности(внимания ,памяти, восприятия логического мышления).

        Необходимо вести как можно более интенсивную просветительскую работу: выкладывать информацию на стендах и сайтах ДОУ, проводить семинары и лекции по нормам развития.

Что касается профилактики речевых нарушений, она должна проводиться еще до появления первых слов.

   Как говорил известный советский психолог Лев Семенович Выгодский : ”Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в  стадии созревания, лежащего в зоне ближайшего развития.

  Профилактика речевых нарушений начинается еще в утробе матери. Здесь огромную роль играет акушер-гинеколог, который должен внушить будущей маме определенные правила поведения ,для рождения здорового малыша.

 Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.   Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия , прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

 К процессу родов также нужно отнестись очень внимательно. Речевые зоны находятся в височной и лобной  задних долях головного мозга и могут пострадать при родах.

  По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса.

   Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое - за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но речь их будем малопонятной. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны.

Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки.  Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов - телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, не понятную речь - это может привести к психологическим и речевым комплексам.

Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.

Любые нарушения речи можно исправить или, в случае тяжести патологии максимально откорректировать - важно не упустить время

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Очень важно донести до родителей, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Литература :

1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
3.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
4. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
5. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
6.Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж./ О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
7.Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
8.Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
9. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
10.Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

Департамент образования САО г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа г.Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича

(дошкольное отделение)улица Черняховского,д.15,корпус 3

Выступление на педагогическом совете.

Доклад  на тему: « Нормы и нарушения развития речи у детей 0-7 лет. Профилактика нарушений развития речи».

Картинки по запросу педсовет клипарт

                                                                                                 Подготовила

                                                                                 Учитель-дефектолог Морозова Э.И.

                                                                     Москва 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей"

В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошко...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»...

Выступления на педсовете «Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей».

Выступление на педсовете "Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей"...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

Выступление на педсовете на тему:«Буккроссинг», как средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе»

В статье представлена информация для реализации в ДОУ, посвящённый букроссингу, направленный на повышение интереса к чтению....