Выступления на педсовете «Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей».
материал

Удалова Ольга Николаевна

Выступление на педсовете "Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение №8

детский сад «Елочка» Уренского Муниципального района Нижегородской области

Выступления на педсовете

«Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей».

Выполнила: Удалова О.Н.

2018г.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослыми и сверстниками, и в особенности разговаривать.

Позиция родителей «сытый - одетый - здоровый» когда-то казалась самой правильной по отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в этом.

Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима и совместно мы  быстрее добьемся результатов в развитии речи детей.

Для более близкого знакомства с ребенком и его увлечениями проводим анкетирование (анкета-знакомство). Обобщив опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что такая анкета необходима для определения направлений развития ребенка, в т.ч. и речевого. В анкете родители отвечают на такие вопросы как:

  •         Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья)

Этот вопрос помогает нам выяснить, какие члены семьи проживают с ребенком. Если ребенок воспитывается в неполной семье (например: только с мамой), то у него нет представлений о мальчиках и девочках,  кто какие действия  выполняет, соответственно и в речи он это не отображает. Мы обращаем внимание на то, чтобы пополнять у ребенка сначала пассивный, а затем и активный словарь через рассматривание картинок, где изображены мальчик, дядя, дедушка, выполняющие действия такие как: забивают гвоздь, копают огород и т.д.

  •         Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми

Мы узнаем, ответ на данный вопрос, это помогает нам, понять общается ли ребенок с детьми. Если ребенок необщительный, то мы сначала выясняем причину нежелания общаться (это может быть, неумение выразить свои мысли или отсутствие активного словаря ребенка). Поэтому чаще используем речевой образец: «Дети, послушайте, как надо просить игрушку «Маша, дай мне куклу» (слово «пожалуйста» не подключаем, т.к. малышам его не выговорить), речевые поручения – «Саша, скажи Татьяне Михайловне, чтобы она налила тебе сок». Ребенок в данной ситуации может сказать: сок, дай, Таня. Таким образом, мы подводим ребенка к произнесению какого-либо слова.

  •         Любимые игры, занятия, игрушки ребенка

Для развития словаря так же очень важно знать, чем любит заниматься ребенок, в какие игрушки любит играть. Общение через любимую игрушку, игры способствует развитию речи у детей. Можно знакомые слова закреплять, обогащать словарный запас новыми словами. «Твой Мишка хочет  пить. Что он любит пить? (активизируем ребенка на проговаривание названий знакомых напитков.) кукла Катя зовет пить его… (название напитка, которого нет в активном словаре ребенка)

  •         Чего боится и чему радуется малыш

Немало важно знать чего боится и чему радуется малыш. Если  с ребенком заниматься любимыми делами, то речь будет активней развиваться, ребенок будет стараться назвать предмет или его действие, или действия с ним.  Об игрушке, вызывающей положительные эмоции, ребенок может говорить и вступать в речевой контакт. Если ребенок боится какой-нибудь объект, то мы рекомендуем обращаться родителям  к специалисту – психологу.

По  результатам   анкетирования   и   индивидуальных  бесед   с родителями и результатам диагностики на начало года были получены такие данные.

Контингент 12 детей.

На начало года отдельные слова говорили 2 ребенка.

Пассивным словарем владели 8 детей.

Не владели словарем 2 ребенка, хотя  в возрасте от 1,6 до 2,6 лет ребенок должен произносить от 20-30 слов.

Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно выделить три последовательных уровня усвоения слов (названий предметов, действий, качеств и т. п.).

В нашей группе из  12 детей на начало года:

1)ребенок понимает слово, но не использует его в речи – 8 детей

2)называет предмет в конкретной ситуации – 2 ребенка

3)понимает и правильно использует слово в различных ситуациях – 0 детей.

Мы определили основные направления по развитию активного и пополнения пассивного словаря ребенка:

  • обогащать и активизировать словарный запас ребенка;
  • знакомить с художественной литературой;

Для достижения результативности привлекали родителей к работе по развитию речи у детей: 

В начале учебного года проводили родительское собрание, в ходе которого знакомили родителей с возрастными особенностями детей   с  задачами воспитания и обучения детей 1 ГРВ, с задачами по развитию речи,  с предметно - развивающей средой группы. Подробно рассказываем о практической, сенсорной зоне, зоне развития речи. О том, что во время свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей. На прогулке наблюдаем за окружающей средой: обращаем внимание детей на погоду, снег, деревья, травку, цветы, животных, насекомых и т.д.,  то есть пополняется активный словарь детей и начинает формироваться связная речь.

Для решения этих проблем  совместно с родителями мной были подготовлены консультация "Развитие связной речи детей от 1,6 до 2,6 лет", презентация «Развитие словаря детей от 1,6 г. до 2,6 лет». В этой презентации и консультации я  более подробно объяснила родителям, на  что необходимо обращать внимание в развитии связной речи и развитии словаря у детей от 1,6 г. до 2,6 лет.

Для обогащения словаря детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы,  привычные домашние дела, поступки, настроение. неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Мы посоветовали родителям называть все свои действия  (мою посуду, вытираю пыль, читаю, шью и т.д.),  показывать ребёнку, что и как вы делаете. Подводить ребенка к тому, чтобы он повторял ваши слова.

 Ребенок, посещая группу раннего возраста, приобретает основной навык - социализация (то есть умение общаться с другими детьми): как делиться игрушками; как соблюдать очередность; если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. Для полуторагодовалого - карапуза данные навыки бесценны. Поэтому советуем родителям во время прогулок на детских площадках общаться вместе с ребенком с другими детьми.

 Родителям необходимо знать, что не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки. А ведь рассматривание книги важно для дальнейшего развития речи. Для решения этой проблемы, мы для родителей подготовили консультацию  «Какую книгу выбрать малышу?». Посоветовали пересмотреть имеющиеся в доме,  детские  книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.). Предложили принести детские книги в группу для  просмотра с детьми и совместного чтения. В группе мы стали рассматривать иллюстрации в книгах, сопровождая просмотр объяснениями и вопросами, при затруднениях помогая им в ответах через совместное проговаривание, поощряя ответы детей.  После рассматривания  читали книгу детям.

Для  того, чтобы добиться большего эффекта в развитии речи, родители дома стали рассматривать с детьми книги.

Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки, называет знакомые предметы, действия. Внимательно слушает чтение детских произведений. Отметили эти изменения и родители.

Для увеличения словарного запаса показываем родителям, как важно использовать различные приемы и методы речевого развития  (объяснения, комментирование действий пример: мама раздевала и одевала ребенка молча. Мы ей посоветовали выполнять действия сопровождая объяснением «Катя, мы снимаем сапожки, штаны, носки и т.д.», по истечению времени маме было предложено задавать вопрос ребенку «Катя, что мы снимаем» ответ ребенка «Сапожки, штаны, носки».) После таких действий активный словарь ребенка значительно обогатился.

Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей. Родителям мы дали рекомендации по выбору игрушки для своего малыша не только для игры, но и для активизации речи. Игрушка должна быть яркой и интересной для малыша. Так же существуют интерактивные игрушки, которые побуждают детей выполнять какие-либо действия (пример: кукла говорит «спой мне песенку, покорми меня и т.д.», ребенка это побуждает на выполнение этих действий, а в дальнейшем и на ответы кукле).  

Во взаимодействии с родителями мы используем различные формы работы такие как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, советы, рекомендации, фотовыставки, родительские собрания. Для включенности родителей в образовательный процесс разработаны семейные календари на каждый сезон, где предлагаются направления деятельности работы родителей и детей дома (игры, чтение, наблюдение), в том числе и на развитие речи. В семейных календарях мы выделяем те слова, которые могут войти в словарь детей.

На конец года:

Контингент 12 детей.

На начало года говорят предложениями из 3 –и более слов – 2 ребенка

Отдельные слова стали говорить -  9 детей.

Пассивным словарем овладел 1 ребенок.

Не овладели словарем 0 ребенка.

Только правильно организованная работа, может привести к хорошим результатам. В эти слова включают в себя принципы: систематичности, привлеченность всех участников процесса к занятиям и развитие речи в повседневной жизни.

Как говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.

Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Выступление на РМО для педагогов « Влияние игротерапии на развитие речи детей раннего возраста»

Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я&r...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

Выступление на РМО на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на РМО на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Выступление на педагогическом совете " Использование дидактических игр в развитие речи детей 1,5-3 лет"

Речь - это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребёнок начал произносить с...