Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
материал

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. 

Как сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев, чтоб ребёнок мог чётко и правильно говорить? Для этого существует много различных методов и приёмов.

Одним из универсальных методов, который можно использовать на любом этапе любого занятия является метод логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx1012.29 КБ
Файл prezentatsiya_logoritmika.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад Солнышко»

Выступление на педагогическом совете

(из опыта работы)

Тема: Логоритмика – один из способов театрализованной деятельности дошкольников, используемый для развития речи.

Воспитатель: Киселёва Г.Н.

с. Яр-Сале,

2022г.

1. Психогимнастика - Игра для создания рабочего настроения «Здравствуйте!»

Доброе утро, уважаемые коллеги! Предлагаю всем встать и психологически настроиться на восприятие новой информации. Попрошу вас повторять за мной всё что я говорю и делаю.

Здравствуй, солнце золотое!(руки вытянуть вверх)

Здравствуй, небо голубое!(руки развести в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок!(наклоны в стороны с поднятыми руками)

Здравствуй, маленький дубок!(приседание)

Мы живём в родном краю! (встать, развести руки в стороны перед собой)

Всех я вас приветствую!(хлопки руками над головой)

Спасибо! Прошу всех садиться на свои места.

2. Введение в понятие «логоритмика»

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. 

Как сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев, чтоб ребёнок мог чётко и правильно говорить? Для этого существует много различных методов и приёмов.

Одним из универсальных методов, который можно использовать на любом этапе любого занятия является метод логоритмики.

Что же такое логоритмика?

(Слайд 2)

Слово логоритмика имеет два корня др.-греч. λόγος — речь и лат. Rhythmus — ритм.

Викопедия даёт следующее определение логоритмике: логоритмика –это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.

В качестве методической системы логоритмика была систематизирована и описана советским психиатром В.А. Гиляровским в 1932 году. Изначально методика позиционировалась как лечебная и применялась для коррекции заикания у детей. Но позднее логоритмика была признана крайне полезной и для профилактических целей речевого развития. И в последствии вошла в воспитательно-образовательный процесс всех дошкольных учреждений.

Может сложится впечатление, что логоритмика – это какая-то новая методика, которую разрабатывали врачи, а затем постепенно внедряли в жизнь. Это не совсем так. Если обратится к русскому фольклору, мы увидим, что малышу с раннего детства пели пестушки и потешки, сопровождая их простыми действиями. Да-да, речь об известных всем играх «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали за орехами». Ритмичный стих и действие – вот основа логоритмики, истоки которой в самой древности.

(Слайд 3)

Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Логоритмика для детей преследует такие цели, задачи:

- оттачивание дыхательных движений;

- отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;

- улучшение координации и моторики;

- стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве;

- отработка чувства ритма;

- культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;

- расширение кругозора;

- увеличение объема словарного запаса.

Поскольку моя тема самообразования:  «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», очень тесно переплетается с логоритмикой, а логоритмические упражнения позволяют улучшать речь,  чувства ритма, темпа и интонации, нормализуют двигательную функцию, то я использую их, практически на каждом занятии.

Как же это происходит?

3. Практическая часть

Психогимнастика

В начале каждого занятия проводится психогимнастика. Один из примеров психогимнастики мы провели перед началом моего выступления. Ещё один из примеров психогимнастики проведём под звук бубна. Снова попрошу всех встать и повторять все слова и движения за мной.

(проводится под бубен)

- Здравствуйте, глазки! (Поглаживание глаз)

-Здрав – ствуй - те! (Подмигивание глазами под звук бубна)

- Здравствуйте, ушки! (Поглаживание ушей)

-Здрав – ствуй - те! (Легонько тянем ухо за мочку  вниз под звук бубна)

- Здравствуй, носик!(Поглаживание крыльев носа)

- Би-би-би! (Лёгкие нажатия на кончик носа под звук бубна)

- Здравствуйте, щёчки! (Лёгкое поглаживание щёк)

- Плюх, плюх, плюх! (Лёгкое похлопывание  щёк под звук бубна)

- Пухленькие щёчки! (Надувание щёк)

-  Плюх, плюх, плюх! (Лёгкое похлопывание  надутых щёк под звук бубна)

- Здравствуй, ротик! (Поглаживание губ)

- Чмок, чмок, чмок! (Показ воздушного поцелуя под звук бубна)

- Здравствуй, язычок!

- Цок, цок, цок! (Под звук бубна цокание языком)

- И молчок!

Спасибо! Прошу всех садиться.

Физминутка

Для показа физминутки попрошу выйти 5-6 человек и образовать круг.

Для закрепления порядкового счёта и ориентирования в пространстве можно проводить следующую физминутку:

Мы сейчас пойдём на право -

Раз, два, три!

А теперь пойдём на лево-

Раз, два, три!

В центр круга мы сойдёмся -

Раз, два, три!

Так же быстро разойдёмся -

Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем -

Раз, два, три!

И легонечко привстанем -

Раз, два, три!

Попляшите наши ножки -

Раз, два, три!

И похлопайте ладошки -

Раз, два, три!

(второй раз физминутка проводится с ускорением)

Спасибо. Прошу присесть на свои места.

Заучивание стихотворений

Чтобы дети смогли быстро и легко запомнить стихи, также можно использовать логоритмику.

Например, чтобы дети смогли быстро и легко запомнить последовательность частей суток можно использовать следующее стихотворение, сопровождая его различными движениями.

(Слайд 4 - видео)

Утро, день,

Вечер, ночь –

Убежали сутки прочь!

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Стихи можно легко заучивать не только при помощи рук, а ещё и при помощи имитации движений.

Вот пример.

Мишка косолапый (разворачиваем стопы внутрь)
По лесу идет (делаем в таком положении шаги на месте),
Шишки собирает (поднимаем попеременно правую и левую руки)
И в карман кладет (делаем имитирующее движение около карманов).

Дальше по сюжету стихотворения можно хлопнуть себя по лбу (шишка свалилась), топнуть сердито ногой.

Хлопать-топать и читать небольшие стихи. казалось бы, очень просто. Но так кажется только со стороны. Подумайте, ребенок параллельно проводит несколько мыслительных операций. Он координирует слово, разные движения частей тела, задействует память (в том числе и мышечную).Это большая и комплексная нагрузка на мозг ребенка!

(Слайд 5)

Пальчиковая гимнастика

«Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.

4. Заключение

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются мной на практике. Также можно активно применять артикуляционную и дыхательную гимнастику, игровой контактный  массаж, подвижные игры с речевым сопровождением и т.д.

 Известно, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Надеюсь, что всё то, что вы услышали, увидели и сделали, сохранится в вашей памяти на все 100%

Спасибо за внимание!

Приложение 1

Практическая часть выступления

C:\Users\Группа №12\Desktop\Выступление ПЕДСОВЕТ\педсовет 1.jpg

C:\Users\Группа №12\Desktop\Выступление ПЕДСОВЕТ\педсовет2.jpg

C:\Users\Группа №12\Desktop\Выступление ПЕДСОВЕТ\педсовет5.jpg

C:\Users\Группа №12\Desktop\Выступление ПЕДСОВЕТ\педсовет6.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Ярсалинский детский сад Солнышко» Логоритмика - способ театрализованной деятельности, используемый для развития речи дошкольников. Воспитатель: Киселёва Г.Н . с. Яр-Сале, 2022г.

Слайд 2

Логоритмика - др.-греч . λόγος — речь и лат. Rhythmus — ритм . Логоритмика – это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений.

Слайд 3

Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации . Задачи: - оттачивание дыхательных движений; - отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции; - улучшение координации и моторики; - стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве; - отработка чувства ритма; - культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке; - расширение кругозора; - увеличение объема словарного запаса.

Слайд 4

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла" 2 - слегка пощипать 3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам 4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой Пальчиковая гимнастика « Дятел» ( 1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, (2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков. (3) Ну, а если грянет гром, и польётся дождь потом, (4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. .

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети ...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Консультация для педагогического состава на тему «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»

Одной из главных  задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду  является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - ...