Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Самохина Любовь Николаевна

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы

(из опыта работы)

Самохиной Л.Н.

МБДОУ «Детский сад № 12»

      г. Калининска Саратовской обл.

воспитатель Самохина Л.Н.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше
общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем
друг с другом. Психологи утверждают дошкольный возраст - сенситивный
период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи,
формирования культуры речевого общения. Конечно же развивать у ребенка
речь - это учить его разговаривать. Говорить - это значит владеть
определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить
высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих,
слушать их. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в
дошкольные годы. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо. В
подготовительной группе активно осуществляется работа по подготовке
детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому
анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из слов
- предложения.

С детьми мы проводим работу по обогащению и активизации словаря,
в ходе которой они получают задания.

Например - подбирать антоним - слова с противоположным значением
(сильный - слабый), синонимы - слова близкие по значению (путь - дорога,
маленький - небольшой, крошечный). Учим детей составлять предложения с
определенным словом. Проводим различные упражнения для обогащения
словаря ребенка:

1. Подбор определений и эпитетов (какие бывают собаки? - большие,
лохматые, умные, веселые, охотничьи).

2. Узнавание предмета по эпитетам (стройная, белоствольная,
кудрявая. Что это?)

3. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (воет, пыль
поднимает, листья кружит и т. д.)

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает
художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных
сочетаниях с другими словами. Когда мы прочитали стихотворение Сурикова
«Зима», запомнив строку «Белый снег пушистый», через некоторое время
предлагаю подумать, что еще можно назвать словом «пушистый» (пушистый
котенок, пушистое полотенце). Самостоятельная художественно-речевая
деятельность детей формируется в детском саду, становится еще более
разнообразной, богатой, если она находит закрепление и развитие в семье.

Ребенок с удовольствием рассказывает товарищам в детском саду о
том, что из книги прослушанной дома, а то, что он усвоил в детском саду -
дома.

Дети слушают и смотрят детские передачи по телевиденью, радио,
смотрят фильмы. Подавляющее большинство родителей уделяют внимание
художественному развитию детей. Читают с ними книги, посещают театр.
Настольно - печатные игры имеются во многих семьях - развивают у детей
сообразительность, находчивость, помогают ребенку составлять сюжет
произведения.

Мы проводим беседы с родителями (индивидуальные и в форме
собраний, готовим папки-передвижки).

В беседах освещались вопросы влияния художественной литературы на

развитие ребенка.

Например: 1. Читаете ли вы детям книги? Какие, по чьей инициативе?

2. Проводятся ли беседы после чтения?

3. Какие вопросы задают дети?

4. Играют ли дома в литературно - словесные игры: придумывание
загадок, продолжение чтения наизусть стихотворения начатого взрослым,
придумывание рифмованных слов.

5. Какое участие принимают дети в семейных праздниках?

На поставленные вопросы родители отвечали по-разному. Одни -
коротко, односложно: читаем часто, слушает с удовольствием, задаем
вопросы по содержанию. В праздниках принимает участие.

Другие давали развернутые ответы. Приводили примеры словесного
творчества (сказки, загадки). Мы вывешиваем в уголке для родителей
перечень литературы, которую можно читать своим детям. Произведения: Пушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, г. Скребицкого, С. Михайлова. Для
речевого развития ребенка в семье полезны словесные, литературные игры,
проведение которых доступно каждому взрослому человеку. Например:
загадывание загадок. Эта игра развивает сообразительность, обогащает речь,
делает ее образной, выразительной.

Специального времени и условий для игры в загадки не требуется, она
может возникнуть во время прогулки. Гуляя с ребенком по лесу, видя дерево,
дуб можно предложить загадку, ответ на которую ребенок мог бы найти
вокруг себя.

«В золотой клубочек

Спрятался дубочек» (желудь).

Отгадывая загадки, ребенок запоминает их, затем передает их
сверстникам.

В игру можно ввести соревнования: кто больше загадок загадает о
цветах, животных. Аналогично игра: кто больше назовет пословиц,
поговорок, считалок. В подборе художественного материала для игр
родителям помогут книги.

Для обогащения словарного запаса детей мы рекомендовали
использовать игры: «Скажи наоборот», «Придумай рифму». Смысл этих игр
- научить быстро реагировать на слова, чувствовать смысловые оттенки слов.
Полезны небольшие викторины: Отгадать, как называется сказка? Кто ее
написал? Угадать из какого стихотворения прочитана строка?

Задания и упражнения: Кто назовет больше качеств? Как сказать
иначе? Чем похожи (и не похожи) предметы? Угадайте, какой предмет я
задумала?

На занятиях по обучению грамоте проводим игры и упражнения.

Подскажи словечко «Кто больше назовет слов с данным звуком. Объясняем, что такое слово, предложение. Часто включаем в занятия игру «Живые слова». Дети составляют предложения из двух, трех слов, делят слова на слоги.

Сообщаем родителям, дети которых имеют дефекты в речи, что нас
один раз в неделю посещает логопед. Какие упражнения нужно выполнять со
своим ребенком по их исправлению.

Все рассмотренные задачи, повышения эффективности методики
развития речи дошкольников в детском саду смогут быть успешно решены
только при взаимосвязи детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в работе детского сада и семьи по развитию речи детей»

       Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и раб...

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей....

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Консультация для воспитателей из опыта  работы по развитию речи в подготовительной группе с  рекомедациями по дидактическим играм....

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Взаимодействие детского сада и семьипо развитию речи детей  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и...