Консультация для педагогического состава на тему «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Чернова Юлия Владимировна

Одной из главных  задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду  является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Колосок»

Консультация для педагогического состава на тему

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»

   

                                                                  Выполнил: воспитатель Чернова Ю.В.

г.о Семеновский

2023 г

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мне бы хотелось рассказать вам о методе наглядного моделирования как эффективном средстве развитии речи детей.

И начать свое выступление мне бы хотелось со слов Алексея Алексеевича Леонтьева, обратите внимание на экран

Слайд 2.

«Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выраженные точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».                                    

Слайд № 3.

Одной из главных  задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду  является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

 Обратите внимание на экран. Прошу Колчину Анну Александровну зачитать нам основную цель речевого развития (педагог зачитывает) – доведение  до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Можно отметить следующие недостатки:

  1. Связные высказывания короткие;
  2. Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  3. Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  4. Уровень информативности очень низкий;
  5. Кроме того дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий , но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по этому вопросу недостаточны, а потому что не может оформить их в связные речевые высказывания.

 Слайд  4.

Одним  из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.  Обратите внимание на экран.

Моделирование – это наглядно – практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существующих свойств моделируемого объекта, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него  форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

        В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом его изображением каким – либо условным знаком.

Слайд № 5

Суть метода наглядного моделирования можно раскрыть словами Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод наглядного моделирования состоит из следующих этапов:

  1. Усвоение и анализ сенсорного материала;
  2. Перевод его на знаково-символический язык;
  3. Работа с моделью.

             Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

             При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  1. Знакомство с графическим способом представления информации;
  2. Развитие умения дешифровки модели;
  3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Слайд № 6

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Обратите внимание примеры их представлены на экране.

Геометрические фигуры;

Слайд № 7

Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

Слайд № 8

Планы и условные обозначения, используемые в них; (сенсорно – графические схемы,  предметно – графические схемы)

Слайд № 9

Планы и условные обозначения, используемые в них; (Мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы карточки)

Слайд № 10

Контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд № 11

Все перечисленные модели – схемы используются для:

  1. Обогащения словарного запаса;
  2. Обучения составления рассказов;
  3. Пересказ художественного произведения;
  4. Отгадывание и составление загадок;
  5. Заучивание стихов. И многие другие.

Представляю вашему вниманию использование моделей – схем на практике.

Показ слайдов с № 12 - № 19.

Слайд № 20

К приемам наглядного моделирования связного высказывания относятся:

  1. Пересказ;
  2. Рассказ по сюжетной картине;
  3. Рассказ – описание;
  4. Сравнительное описание предметов;
  5. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;

  На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

  1. Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного
    произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
  2. Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  3. Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
  4. Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Слайд № 21

Пересказ

          Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Обратите внимание на слайд. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

Работа  начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом. Например, педагог рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Слайд № 22

Рассказ по сюжетной картине

         Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

           На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Обратите внимание на экран. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

              На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

              Слайд № 23

             Рассказ – описание пейзажной картины

             Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Обратите внимание на слайд. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. Выделение значимых объектов картины;
  2. Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. Объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Слайд № 24

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картинке

          Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, обратите внимание на экран, на нем отображена последовательность использования этого метода.

Когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

          Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

           Слайд № 25

          Сравнительное описание предметов

           В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

         Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.

Обратите внимание на экран. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: 

  1. Принадлежность к родовидовому понятию;
  2. Величина;
  3. Цвет;
  4. Форма;
  5. Составляющие детали;
  6. Качество поверхности;
  7. Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  8. Как он используется (какую пользу приносит)?
  9. За что нравится (не нравится)?

            Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Слайд № 26

           Творческий рассказ

            Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

            Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

            Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  1. Угадывание эпизода по демонстрации действия;
  2. Рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  1. Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
  2. Педагог  предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  3. Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  4. Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  5. Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд № 28

           Эффективность использования наглядного моделирования в работе  по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что:

 Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.   Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

 Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”.

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знаний. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Колосок» Консультация для педагогического состава на тему «Наглядное моделирование как эффективное средство развитие речи детей » Выполнил: воспитатель Чернова Ю.В. г.о. Семеновский 2023г.

Слайд 2

«Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выраженные точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить». А.А. Леонтьев

Слайд 3

Актуальность Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Воспроизведение текстового материала, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Основная цель речевого развития – доведение до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Слайд 4

Что такое моделирование? Моделирование – это наглядно – практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существующих свойств моделируемого объекта, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом его изображением каким – либо условным знаком.

Слайд 5

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К . Д. Ушинский

Слайд 6

Элементы модели В качестве условных заместителей (элементов моделей) могут выступать символы разнообразного характера: Геометрические фигуры Моделирование сказки « Заюшкина избушка» После того, как дети научатся играть с этими моделями, можно дать модели одинакового цвета.

Слайд 7

Элементы модели Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

Слайд 8

Элементы модели Планы и условные обозначения, используемые в них : Сенсорно – графические схемы Предметно – графические схемы

Слайд 9

Элементы модели Планы и условные обозначения, используемые в них : Мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы карточки

Слайд 10

Элементы модели Контрастная рамка – прием фрагментного рассказывания.

Слайд 11

Метод наглядного моделирования (схемы, модели) используется для:

Слайд 12

Обогащение словарного запаса

Слайд 13

Обучение составлению рассказов

Слайд 14

Пересказ художественного произведения

Слайд 15

Отгадывание и придумывание загадок по схемам

Слайд 16

Составление модели звукового состава слова

Слайд 17

Составление схемы предложения

Слайд 18

Заучивание стихов

Слайд 19

Использование модели слова – домик, для определения места расположения звука в слове.

Слайд 20

К приемам наглядного моделирования связного высказывания относятся: Пересказ; Рассказ по сюжетной картине; Рассказ – описание; Сравнительное описание предметов; Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине; Творческий рассказ;

Слайд 21

Пересказ Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Слайд 22

Рассказ по сюжетной картине Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. На этом этапе работы используются: пособие “ Логико-малыш ”, “ Лимпопо ”, “Оживи картинку”.

Слайд 23

Рассказ – описание пейзажной картины Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Слайд 24

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.

Слайд 25

Сравнительное описание предметов Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)?

Слайд 26

Творческий рассказ Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом; Педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”; Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд 27

Творческий рассказ

Слайд 28

Метод наглядного моделирования Во – первых вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию; Во – вторых использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай , рисуй схемы, диаграммы, черти графики». В- третьих применяя графическую аналогию , дети учатся видеть главное , систематизировать полученные знания.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"

Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...