Деловая игра "Крестики-Нолики" на тему "Дидактические игры, как эффективное средство развития речи детей"
методическая разработка
Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение и игра не враги,
цели и интересы которых совершенно противоположны, -
это друзья, товарищи, которым сама природа указала
идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
П.Ф.Каптерев
Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребёнку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками и близкими.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у него речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, а новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребёнка. Чем меньше возраст ребёнка, тем сложнее задачи развития его речи.
Сегодня мы поговорим о дидактических играх. Какие виды дидактических игр вы можете назвать? ОТВЕТЫ….
Верно, можно выделить следующие виды дидактических игр…
Виды дидактических игр
- Настольно –печатные игры направленные на развитие речи: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Времена года», «Лото», «Домашние животные», «Парные картинки».
- Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, развитию речи: «Что изменилось?» «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет…», «Чудесный мешочек»
- Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», «Кто больше заметит небылиц», «Так бывает или нет?» и др.
Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности. Часто игровые приёмы с обычными игрушками используют во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребёнок вовлечён в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребёнка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры помогают активизировать словарь, обеспечить количественное накопление слов, освоить социально закрепленные содержания слов.
Кроме этого использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:
- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции.
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно!
Я уверена, что в своей работе вы очень часто используете дидактические игры, знаете их очень много. И мы сейчас с вами тоже немного поиграем. При входе вы разделились на две команды «Крестики» и «Нолики». Надеюсь, что эта игра вам знакома…
Правила нашей игры: Начало игры по жребию. Команды по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова (я (2 звука), мышь (3 звука), вьюн (4 звука), ямка (5 звуков), честный (6 звуков), ясная (7 звуков). Начинает игру команда, у которой выпало слово с большим количеством звуков. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.
Ну что, начнём? Проводится жребий…
ЗАДАНИЯ ПО СЕКТОРАМ
1 сектор. Практический. Провести с командой-соперником дидактическую игру… 3 БАЛЛА
2 сектор. Педагогический ринг. Команда быстро односложно («Да» или «Нет») должна ответить на вопросы. Количество правильных ответов прибавляется к исходной стоимости сектора в 1 балл. Если первый ответ был неправильным, за второй (исправленный) ответ балл не прибавляется.
- В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь ребёнка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребёнка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приёмом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
3 сектор. Назвать приёмы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный приём засчитывается по 1 баллу на счёт команды.
Приёмы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни
- звуковой, слоговой аукцион;
- словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
- поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на другой участок комнаты;
- просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
- речевые и логопедические пятиминутки в режиме дня,
- речевые традиции группы,
- вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
- проблемные, поисковые вопросы;
- речевые игры типа «Снежный ком», «Эстафетная палочка»
4 сектор. Счастливый билет. Команда занимает сектор поля без ответа и получает 5 баллов
5 сектор. Разделить дидактические игры по возрастам. За каждую возрастную категорию 2 БАЛЛА
Игры для детей 3 лет «Повторяй за мной», «Мамы и детки», «Подумай и назови», «Кто что умеет», «Какой, какая?», «Один – много»
Игры для детей 4 лет «Кто кем становится?», «Из чего состоит предмет?», «Всё что вокруг», «Я речка, а ты рыбка», «Назови мои действия», «Садовник – огородник»
Игры для детей 5 лет «Скажи ласково», «Какой предмет?», «Выбери самое нужное», «Отгадай по описанию», «Хорошо и плохо», «Вершки и корешки» «Найди общее»
Игры для детей 6 лет «Составь предложение», «Ассоциации», «Противоположности», «Превращение слов», «Найди слова», «Подбери словечко»
6 сектор. Чёрный ящик (модификация детской игры «Угадай, что я загадала»). Команда задаёт вопросы, подразумевающие односложный ответ («Да» или «Нет») и должна отгадать, что лежит в ящике. За каждый вопрос вычитается 1 балл из указанной в выбранном секторе стоимости вопроса в 15 баллов.
7 сектор. Назвать приёмы обучения рассказыванию. За каждый приём 2 БАЛЛА
Приёмы обучения рассказыванию:
- образец рассказа
- частичный образец рассказа
- дублер образца
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана рассказа детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
- подсказ вариантов
- вопросы, указания, пояснение
8 сектор. Несчастливый билет. Команда отдаёт свой сектор другой команде и отдаёт им 5 БАЛЛОВ
9 сектор. Составить речевой протрет воспитанника на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной, т.е. что должен уметь выпускник детского сада в образовательной области «Речевое развитие». За каждое умение 2 балла
Речевой портрет воспитанника на этапе перехода на школьную ступень
- фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
- чётко произносит все звуки родного языка;
- может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
- обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
- правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
- может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
- в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
- передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
- осознает смысл произносимых слов, предложений;
- умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
- умеет оценивать речевое поведение - своё и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Игра, как эффективное средство развития речи".
В данном материале освещаются основные направления коррекционной работы с дошкольниками, имеющими диагноз: ОНР. Предлагается перечень игр, направленных на формирование грамматически правил...
Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"
Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...
ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Как проводить игры с театрализованным сюжетом с детьми раннего возраста, и как они влияют на развитие речи детей....
Презентация "ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В презентации показан опыт работы по проведению театрализованных игр и их влиянию на развитие речи детей раннего возраста....

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

" Сюжетно - ролевая игра, как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе, детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствуе...
Игра с театрализованным сюжетом как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
Игра с театрализованным сюжетом как эффективное средство развития речи детей раннего возрастаРечь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь ...

