Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"
консультация на тему

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-либо роль, изъясняются, у него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, и он активно пользуется словарём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Аистёнок»

Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников.

Составила: воспитатель

Дорофеева Т.В.

В соответствие с ФГОС знакомство детей с театрализованной деятельности начинается с раннего возраста. В программе воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой М.А. этот вид входил в раздел «Игра». По требованию ФГОС игра, в том числе и театрально-дидактическая игра входит в направление «Социально-личностное развитие», образовательная область «Социализация».

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-либо роль, изъясняются, у него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, и он активно пользуется словарём.

  В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  • С игрушками и предметами;
  • Настольно-печатные;
  • Словесные;

В первой младшей группе.

Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для её проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

    Развивать умение имитировать характерные  действия персонажей (птички летают, козлёнок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движениям)

    Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

    Вызывать желания действовать с элементами костюмов (шапочки, воротники и т.д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивать место для выступления.

Необходимые атрибуты:

  • Маски-шапочки
  • Образные фартучки
  • Нагрудные знаки-эмблемы: предметные картинки в кармашках с петлей для пуговки или для одевания на шею - животные, транспорт (самолёты, автомобили, др.)

Имеются элементы костюма для ряженья. Также бусы, султанчики, веночки, корзиночки.

Во второй младшей группе.

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта обращения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

    Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой неживой природы), подрожать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

    Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

     Во второй младшей группе должны быть атрибуты для импровизаций под текст, театрально-игровые атрибуты, соответствующие обыгрываемым текстом, в том числе по сказкам «Репка, Теремок, Курочка - Ряба, Колобок, и т.д.»

В средней группе.

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить ха развитием и взаимодействием персонажей).

      Проводить этюды для развития необходимых психических качеств

(восприятия, воображения, внимания, действовать в воображаемом плане)

И ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы. Лиса - какая (хитрая, рыжая).

      Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениями; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

     Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.

    Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

    Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

    Содействовать разностороннему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной ролей.

    Кроме всевозможных настольных театров здесь должны быть атрибуты для игр-драматизаций и инсценировок по сказкам (три поросенка, Красная шапочка, Лиса и заяц и др.).

    Наборы мелких игрушек (животные, растения, солдатики, и др.).  
Старшая группа.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

    Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

    Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

    Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

     Воспитывать артистическое качество, раскрывать творческие потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

В подготовительной группе.

Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворения, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

   Развивать творческую самостоятельности, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Предметно-игровая  среда:

  • Театр картинок
  • Театр петрушек
  • Театр марионеток
  • Куклы с «живой рукой»
  • Театр игрушек-самоделок и т.д.
  • Костюмы, эмблемы, атрибуты, учитывающие интересы мальчиков и девочек в игре: для развития творческих замыслов девочек: сумочки, банты, украшения, предметы женской одежды.
  • Для развития мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей и русских богатырей и др.

Таким образом, использование театрально-дидактических игр как средства активации и развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка. Которая развивается в течение всего дошкольного возраста от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.

Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливост...

Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...