«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»
статья по развитию речи

Вымолова Любовь Борисовна

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактические игры и упражнения с использованием конструктора Лего и его аналогов как эффективное средство развития речи у дошкольников с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вымолова Любовь Борисовна,

Магистр педагогики,

РГПУ им. А.И.Герцена

 «Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство

развития речи  дошкольников с ТНР»

В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.

Это связано с рядом причин.

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Недостаток общения родителей со своими детьми, нехватка человеческого общения, зависимость от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционнные цели и задачи.

В нашем случае цель - это развитие связной речи, звуковой аналитико-синтетической активности, мелкой моторики рук, совершенствование грамматического строя речи, расширение и активизация словарного запаса  у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр и упражнений с использованием ЛЕГО конструктора и его аналогов.

Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное (не смотря, что Лего более 80 лет) направление как Лего-конструирование.

На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играют и взрослые, и дети.

Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов и многое другое.

Процесс сборки, сама постройка побуждает ребёнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляции с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом нужные отделы головного мозга отвечающие за речь.

Апробирование  Лего-конструктора в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ позволило мне разработать различные дидактические игры и упражнения и выделить 3 основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников с ТНР:

1 направление - Совершенствование грамматического строя речи

2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности

3 направление - Развитие связной речи

Рассмотрим каждое направление немного подробнее.

Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.

Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.

Детям предлагаются  варианты игр  «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьё?», (Игра «Жадина» Я тебе не дам, это мой медведь, моя фигурка и т.д.)

Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»; правильно использовать предлоги в речи  «под», «над», «в», «на», «за»; различать понятия «между тем и тем» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую……. Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитайка» потом в «4 лишний», затем «Назови ласково», в «Назови где?» и т.д

Например:

Один рыцарь – много рыцарей  

1 рыцарь, 2 рыцаря, 3…,4…, 5 рыцарей …..

Внимательно рассмотри рыцарей, скажи кто лишний, объясни почему?

Как можно назвать ласково назвать рыцаря (рыцарик, рыцаречик….)

Какой по счету рыцарь в красных доспехах? И т.д., и т.п.

Назови где находится панда, между кем и кем? С какой стороны находится лев? И т.п.

А теперь назови ласково каждое животное

Игра «Назови ласково» ……


Второе направление – игры на развитие звуковой  аналитико-синтетической активности,  позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову,  у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Ребенку предлагается фигурка Лего (или любая картинка наклеенная на кубик Лего) и устная инструкция:

Посмотри на фигурку. Назови её. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мякгие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно…… Ищем гласные….

Детям предлагаются и другие игровые упражнения, такие как:

«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце?) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.

Задание: Где находится звук «Р» в слове тигр? Порычи как тигр. Какие слова еще ты знаешь, начинающиеся на звук Р.

«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)

«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)

Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.

 

Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций,  концентрации внимания на выполняемых действиях и  умению следовать устным инструкциям.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

Используя  Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но  и составлять  рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет  делать логические выводы и умозаключения.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи:

Например можно предложить составить описательный рассказ изображенного на кубике «Помидора»  какой на вкус, какой  по цвету, по форме.

«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.

«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Лего по сюжету истории. (Например сделай кормушку для птиц; или смастери из лего для бабушки стол и т.п.)

«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме Напр.: «Космос» смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).

Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,
отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи  дошкольников с ТНР. Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения и дидактические игры на развитие логического мышления с использованием конструктора Лего

Предлагаю Вашему вниманию игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего, способствующие развитию логического мышления у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда»

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.    Такой подход лег...

Районное методическое объединение. "Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ".

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ    ...

Выступление на РМО. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ.

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ...

Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Проблемы речи детей дошкольного возраста...