«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Козырева Диана Зауриевна

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ощущает свой успех над собой. Различная система игр обогащает внутренний мир ребенка. Таким образом, в процессе игры с мячом заложены огромные коррекционные и воспитательные возможности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_myach._statya.2020.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Всем известно, что игра – основной вид деятельности детей и  один из важных приёмов работы с детьми дошкольного возраста. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Интересная  и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Ряд исследований подтверждает, что формирование положительных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. 

Не менее важным фактором является то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения. Она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Игры с мячом способствуют формированию у детей навыков правильного произношения, развитию лексико-грамматического строя, связной речи и т.д.

Исходя из цели и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил и норм. Рассмотрим принципы организации игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи:

  1. Принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность разных деятельностей, связанных между собой. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор детей на игру, начало, развитие, завершение и оценку поведения детей такое понимание игры позволяет не смешивать игровое упражнение и игру как деятельность.
  2. Принципы систематичности, последовательности, учета структуры дефекта и возраста детей позволяют распределить игры определенной системы с выделением наиболее значимых.
  3. Принцип учета индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции детей с общим недоразвитием речи, развивалась игровая активность.
  4. Принцип доступности, наглядности, занимательности значительно усиливают познавательный интерес.

Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр. 

Разработаны методические указания к проведению дидактических игр:

  1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
  2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
  3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
  4. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
  5. Не следует вводить игры, требующие большой предварительной работы.
  6. Все дети должны участвовать в игры в одинаковой степени.
  7. После игры обязательно должны быть подведены итоги.

Ни для кого не секрет, что любой ребенок любит играть в мяч.

Мяч — отличный атрибут для проведения интересного обучающего занятия, а также прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве. Мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. 

В настоящее время в продаже можно приобрести самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

На первоначальном этапе можно применять игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре. 

 Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. 

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на несколько разделов: это игры, направленные на:

-развитие ориентировки в пространстве;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;

- развитие слоговой структуры слова;

- развитие общей и мелкой моторики.

          Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
Для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Можно  использовать игры на отработку силы, точности движения. Эти игры не требуют большого пространства, и можно проводить в небольшом кабинете.
 «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч (возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно,  пройти дорожку,  ударяя мячом справа (слева) от себя.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.

«Стучалочка».

 Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

 Ход. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох.

«Тихо-громко»

 Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход. Дети пропевают звуки по демонстрации педагога. По мере движения рук сила голоса то увеличивается (на горку), то уменьшается (с горки).

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «
Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «
Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «
Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «
Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «
Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «
Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «
Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери»
 - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков можно использовать игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы - рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

• Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.

• В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «
Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «
Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «
Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «
Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «
Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «
Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Считалки с мячом (примеры):

«Вот со звуком Р считалка:

рукавица, рак, русалка,

груша, кенгуру, топор,

ранец, зебра, мухомор,

морж, тропинка, барабан,

тигр, парта, таракан».

Считалка на звук «Ж»:
Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Считалка на звук «Л»:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Я знаю три названия животных (цветов

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. Развитие быстроты реакции, ловкости.

 «Животные и их детеныши»

 Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Кто как передвигается?»

Кто ползет, а кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

«А у меня»

 Сколько их — всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Развитие ловкости, быстроты реакции.
• «
Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «
Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «
Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «
Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «
Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «
Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «
Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «
Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для отработки слоговой структуры слова.

«Стучалочка»
Взрослый произносит слоговые цепочки, например, «
да-да-дада-да-га, ба-да-да», а ребёнок, удерживая мяч в руках, начинает  повторять, отстукивая мячом по полу.

“Стукни раз, а может – два, по частям скажи слова!» - разделить слово на слоги, ударяя  мячом об пол.

“Раз, два, три – слоги повтори!» - повторять цепочку слогов (слов).

• «Расшифруй слова». Сначала, бросая мяч ребёнку, взрослый произносит слова, а ребёнок, возвращая мяч, их повторяет: колесо, тарелка, кастрюля, радуга, комната, картина.  Дальше взрослый называет слова искажённо (переставляет слоги) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен «расшифровать» слово, назвать его правильно и вернуть мяч.
Например, «
лекосо» – колесо, «карелта» – тарелка, «трюкасля» – кастрюля, «дугара» – радуга, «такомна» – комната, «тикарна» – картина.

Игры с мячом для развития общей и мелкой моторики.

В ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «
Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «
Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «
Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «
Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «
Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Вывод

Дошкольный период в жизни ребенка является определяющим для становления речи. В это время у детей интенсивно формируются все стороны речи. Важно отметить, что взаимодействие дошкольника с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности. Но ведущим видом деятельности, на данном этапе развития, является игра. Игра это не самоцель, а средство, через которое осуществляется развитие ребенка.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи, у которых уровень речевого развития отличается несформированностью всех сторон речи, потребность в игре такая же, как и у нормально развивающихся сверстников. По мнению многих исследователей, в процессе коррекционной работы, игра имеет большое значение, оказывая высокое развивающее воздействие, как на речевое развитие, так и на все психические процессы.

В руках педагога игры с мячом становятся средством коррекции – исправления, частичного изменения неправильно сформированного в ребенке психического процесса или личностного качества.

Библиографический список:

  1. Воробьева Т.А,., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб: КАРО, 2004.96с
  2. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений./ сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2009.

       Электронные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/znachenie-igri-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-1708951.html
  2. https://infourok.ru/znachenie-igry-dlya-doshkolnikov-rol-didakticheskoj-igry-v-logopedicheskoj-rabote-4037778.html
  3. logoped18.ru
  4. multiurok.ru
  5.  http://logoportal.ru/igryi-s-myachom.html
  6. ped-aksioma.ru
  7. www.art-talant.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

"Подвижные (сюжетные) игры - эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основ...

«Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.               Теоретические основы изучаемой проблемы....

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....