Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"
статья

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста.

      Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Во время непосредственно-образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. На непосредственно-образовательной деятельности вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения  непосредственно-образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне непосредственно-образовательной деятельности. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра входит и в  самостоятельную деятельность детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

1.Режиссёрские игры.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

2.Игры-драматизации.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы, руки. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Виды театрализованных игр:

1. Настольные театрализованные игры: (настольный театр игрушек; настольный театр рисунков).

2. Стендовые театрализованные игры (стенд-книжка; фланелеграф; теневой театр).

3. Игры-драматизации, включающие: (пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация).        

Подготовка к театрализованной игре :

1. Освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2. Система воспитания и обучения детей (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3. Сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Например: «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например: «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники — сказку целиком.

В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать некоторые условия: Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

 Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

 Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

 Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

 Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

 Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет. Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре - из готового источника (литературно-художественного произведения). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной - на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, воспитателям, родителям.

Заключение.

Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка:

 В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

 Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

 Происходит развитие различных анализаторов.

 Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

 Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

 Развивается эмоционально-волевая сфера.

 Происходит коррекция поведения.

 Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

 Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

 Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Таким образом, театрализованные игры всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать представления детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в художественно-эстетическом развитие. Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём, чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Список  литературы:

  1. Артемова Л.В.  «Театрализованные игры дошкольников» Книга для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение,1991.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры- занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии»: Учебно- методическое пособие.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
  3. Маханёва Д.М. «Театрализованные занятия в детском саду». М, 2003.
  4.  Петрова Т.И. и др. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» (разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями), М.:Шк.Пресса,2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Зернышко» Сальник Натальи Павловны по теме: «Эстетическое воспитание - одна из основ всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста».

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (...

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

«Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.               Теоретические основы изучаемой проблемы....

Методическая разработка "Экспериментирование с цветом как средство развития личности ребенка"

В соответствии с ФГОС творческое развитие является стартовой площадкой для познавательного, и для личностного, и для социального развития ребенка-дошкольника. Формирование творческой личности - одна и...

Методическая разработка Интерактивная доска, как универсальное средство развития личности ребенка.

Интерактивные игры формируют познавательный интерес дошкольников, развивают основные психические процессы: речь; внимание; мышление, творчество; память; воображение....