Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы
методическая разработка по музыке по теме

Зюзина Ольга Николаевна

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М.,1941).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_logoritmika_2.docx22.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. Из опыта работы  по теме:  Логоритмика – как эффективный  метод развития речи в дошкольном возрасте.

Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. Не все дети к 5-ти годам овладевают чётким произношением всех звуков в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Системные логоритмические занятия для детей старшего возраста посещающих  обычный детский сад, а не только  логопедический, могут исправить речевые нарушения дошкольников.

Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Одно из важнейших методических средств это логоритмика. 

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных образовательных и оздоровительных задач. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2-х до 5-ти лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.                                          В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • - развитие автоматизации и дифференциации звуков;
  • -  расширение лексического запаса;
  • -  развитие слухового внимания, речевой  и двигательной памяти;
  • - развитие общей и мелкой моторики;
  • - выработка координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • - развитие мелодико-интонационных компонентов, певческих данных и дыхания;
  • -  творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.

Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях.

«Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников, М., 1958).

Музыка используется для упорядочивания темы и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

     Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы, в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения включают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития памяти, внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, чувство ритма и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики

 Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых певческих навыков.

Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в игровом  процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

   Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как  в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате занятия лучше усваиваются.

    Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  •  пальчиковые игры или массаж пальцев;  
  •  гимнастика для глаз;
  •  логопедическую гимнастику;
  •  потешки, чистоговорки;
  • фонопедические упражнения;
  •  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития;  
  • плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти:
  • речевые и музыкальные игры;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,

воображения и мышления;

  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны

общения;

  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического    

напряжения.

Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Логоритмические занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

Организатором занятия может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.

Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа).

Приблизительная схема построения занятий по логоритмике.

1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой, и моторной нагрузке. (Используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).

2 часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений; мелкой моторики, а также слушание, пение, игру.

3 часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

Но из своей практики работы с детьми  с речевыми нарушениями допускаю использовать не только данную схему, но и её разнообразные варианты. Это может зависеть от ряда причин: а) от коррекционных задач на данный период; б) от  времени проведения занятия; в) от психофизического состояния группы в момент проведения занятия.

При правильном подборе упражнений, песен, игр, танцев занятие по логоритмике не будет традиционным музыкальным занятием, а будет в первую очередь способствовать решению коррекционных задач.

Главный принцип достижения  эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Важно следить за состоянием детей, их активностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность заданий.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речевой, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

В течении многих лет работая музыкальным руководителем в дошкольных учреждениях коррекционного вида и используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.. В эту «копилку» материала для занятий вошли : игры, со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, упражнения воспитывающее музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти. Упражнения проводятся и с предметами (флажки, султанчики, обручи, скакалки, мячи, ленты, платочки и т.д. Многие упражнения и игры легко запоминаются детьми, они с удовольствием играют в группе  в свободное от занятий время, на прогулке, дома.

На занятиях использую музыку классическую и народную, а также музыку предложенную авторами.

Хорошие упражнения для развития основных движений под музыку можно найти в сборниках:

  1. «Ритмика» Музыкальное движение», ред.С.Рудневой, Э.Фиш. М.,1972;
  2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», ред. Е. Раевской, С.Рудлневой М.,1969;  
  3. «Музыка и движение», авт.-сост: С.И.Бекина, Т.П. Ломова. М.,1981,1983,1984.
  4. «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» Н.А. Метлов, М., 1965 и М., 1970;  
  5. «Музыкальные игры, пляски, упражнения в детском саду», сост: Л.Н. Кондрашова, Е.Е. Каява, С.Д. Руднева. И.,1957.