«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
Научно-методической основой опыта является технология «терапии песком», который был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом КарломГуставом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.
Преимущества песочной терапии:
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Песочная терапия представляет собой систему игр, направленных на развитие мелкой моторики, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям ребенка. Игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Игры с песком:
-снимают мышечную напряжённость;
-совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
-способствуют расширению словарного запаса;
-помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
-позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
-способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
-помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
-повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
-развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Техники рисования на световом столе.
Создание изображений с помощью отпечатков пальцев; пальцами поочередно (например, поочередное рисование линий разными пальцами), кулачком, ребром ладони, ребром большого пальца (прорисовка деталей рисунка); щепотью (например: отсыпать глаза, детали рисунка, для украшения), одновременное использование нескольких пальцев (например: трава, волны, лучики у солнышка и др.), симметрично двумя руками (в рисовании разных картин: например нос у ежика, елка и др.), отсекая лишнее.
Игровые методы:
1. «Чувствительные ладошки». Мягкое-твердое, сухое-мокрое.
2. «Отпечатки наших рук». Воспитанникам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
3. Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
4.Рисунки на песке. На песке можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.
Таким образом, игры с песком позволяют:
-совершенствовать координацию движений, мелкую моторику;
-стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;
-развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
-разнообразить способы сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...
«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" ...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО
В статье раскрывается система работы игр для формирования связной речи через песочную терапию...
