Выступление на РМО на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
материал

Дудина Светлана Николаевна

Выступление на РМО на тему:

 «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

Выступление на РМО на тему:

 «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель I категории

Дудина С.Н.

г. Гагарин. 2022г.

Слайд 1.

«Развитие связной речи и познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники».

Слайд 2.

Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и развитие связной речи дошкольников – актуальная проблема сегодняшнего времени, диктуемая ФГОС ДО. Вот почему так важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

 Изучив научную литературу, опыт педагогов, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность – это приемы мнемотехники -  это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения.

Слайд 3.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение структуры рассказа, стиха и, конечно, развитие речи.

Слайд 4.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Эта методика основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский.                                                                     

Слайд 5.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает  развивать речь, ассоциативное мышление, внимательность, воображение ,упрощает процесс запоминания.

 Слайд 6.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Слайд 7.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов –отдельный рисунок с определенной информацией, понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Так проводится работа над словом .Постепенно вместе с детьми преобразуем абстрактные образы в символы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Слайд 8.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

Слайд 9.

 Предлагаю разобрать представленную мнемодорожку.

 После работы с мнемоквадратами и мнемодорожками переходим к мнемотаблицам.

Слайд 10 – 11.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

Данные схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения сюжета; обогащают словарный запас детей.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:

1 этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап – пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Слайды 11 - 19

 Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»  

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола – алгоритмы

Иногда, ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы

Слайд 20.

Результаты работы  использования мнемосхем

  • После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети пересказывают сказки, рассказы, практически на любую тему. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
    У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше начинать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста » Подготовила: воспитатель подготовительной группы Дудина С.Н.

Слайд 2

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Слайд 3

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 4

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 5

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук 22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 6

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 7

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 8

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 9

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 10

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 11

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 12

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок

Слайд 13

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 14

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 15

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 16

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 17

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 18

22.05.22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 19

22.05.22 http://aida.ucoz.ru Заучивание стихов с использованием мнемотехники Для того чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно образном мышлении детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну Тимофея Белозерова «Дарит песенки весна» ..\Desktop\ РМО Дудина\ YouCut_20220419_014602674.mp4

Слайд 20

У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru Результаты.

Слайд 21

Зайкова Е.А. мастер - класс 15.01.2013 Коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности!

Слайд 22

Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru Источники.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....