Выступление на РМО на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
материал
Выступление на РМО на тему:
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_dudina_s.n.docx | 23.43 КБ |
prezentatsiya_k_soobshcheniyu_dudina_s.n.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им.Ю.А.Гагарина»
Выступление на РМО на тему:
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель I категории
Дудина С.Н.
г. Гагарин. 2022г.
Слайд 1.
«Развитие связной речи и познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники».
Слайд 2.
Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и развитие связной речи дошкольников – актуальная проблема сегодняшнего времени, диктуемая ФГОС ДО. Вот почему так важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Изучив научную литературу, опыт педагогов, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность – это приемы мнемотехники - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения.
Слайд 3.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение структуры рассказа, стиха и, конечно, развитие речи.
Слайд 4.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Эта методика основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский.
Слайд 5.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает развивать речь, ассоциативное мышление, внимательность, воображение ,упрощает процесс запоминания.
Слайд 6.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Слайд 7.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов –отдельный рисунок с определенной информацией, понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Так проводится работа над словом .Постепенно вместе с детьми преобразуем абстрактные образы в символы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Слайд 8.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Слайд 9.
Предлагаю разобрать представленную мнемодорожку.
После работы с мнемоквадратами и мнемодорожками переходим к мнемотаблицам.
Слайд 10 – 11.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
Данные схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения сюжета; обогащают словарный запас детей.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:
1 этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап – пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Слайды 11 - 19
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола – алгоритмы
Иногда, ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы
Слайд 20.
Результаты работы использования мнемосхем
- После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети пересказывают сказки, рассказы, практически на любую тему. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше начинать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Зайкова Е.А. мастер - класс 15.01.2013 Коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности!
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...