Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
проект по развитию речи

Новотаева Гульнара Файрузовна

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_v_st.gr_.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                              «Обручевский детский сад»

                         Проект

                 по развитию речи

«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

                                         Разработала

воспитатель Новотаева Г.Ф

                                        2020-2021 учебный год

Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: групповой

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 года)

Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный

Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций;  развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 уч.год

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.
Распланировать работу с детьми на новый учебный год

Сентябрь-октябрь 2018 г.
Сентябрь-октябрь 2018 г.

Подготовить консультации для родителей по данной теме

Сентябрь-ноябрь 2018 г.

Создание картотеки мнемотаблиц

Сентябрь-октябрь 2018 г.

Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника»,

а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».

Декабрь 2018 г.

Подготовить презентацию по теме проекта

Май 2019 г.

                          Перспективный план работы с детьми по проекту на 2020-2021 уч.г.

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Сентябрь

Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на таблицу.
Заучивание стихотворения«Много игрушек в нашем саду» с мнемотаблицой.
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу.

Октябрь

Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с исп-нием мнемотаблицо.

Ноябрь

Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с исп-нием мнемоаблицы. блицы;
Составление рассказа на тему «Домашнее животное»  с мнемотаблицой.м;

Составление описательного рассказа о предметах посуды с мнемотаблицой.

Декабрь

Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием мнемотаблицы.

Январь

Составление описательного рассказа на тему «Зима» с мнемотаблицой.
Рассказывание по теме  «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения «Сосулька» с мнемотаблицой.

Февраль

Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик»с мнемотаблицой

 

Март

Составление описательного рассказа на тему:

«Весна» с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой» с мнемотабл.

Апрель

Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы.

Май

Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с исп-ем мнемотаблицы.

Перспективный план работы с родителями по проекту на 2018-2019 уч.г.

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад»

Октябрь 2018

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Ноябрь 2018

Консультация «Учим ребёнка перессказывать»

Декабрь 2018

Консультация «Как учить стихи с ребёнком»
Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника?»
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Декабрь 2018

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Январь 2019

Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта

Май 2019

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.                                                                                                

Я их использую для: 
• обогащения словарного запаса, 
• при обучении составлению рассказов, 
• при пересказах художественной литературы, 
• при заучивании стихов. 

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми будем создавать  мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению. 
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы будем  составлять мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: 
- строение рассказа, 
- последовательность рассказа, 
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа. 
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно будем  разучивать новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова. 

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми будем беседовать по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. 

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...