Консультация на тему: "Некоторые приемы для развития речи у детей с нарушением зрения"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Романова Ирина Павловна

Для широкого круга пользователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь – средство общения людей и форма человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с развитием ребенка. Часто у детей с нарушением зрения наблюдается не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. При организации занятия особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Хорошо применять на занятии иллюстрации, рельефные картинки, большое количество предметов и игрушек одного типа, муляжей, макеты. Желательно использовать предметы, взятые из реального мира (природный материал, предметы быта и др.).

Развитие речи у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения, а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи. Таким образом, можно считать, что основной особенностью речи слабовидящих является ее обедненность. Поэтому развитию речи детей следует уделять особое внимание и использовать в своей работе различные виды занятий.

В основу всех видов занятий должен быть положен коммуникативный принцип. Речь ребенка может быть обращена не обязательно к педагогу, но и к своему товарищу. Ребенок задает вопрос и ждет ответа, то есть учится строить диалог.

На занятиях по развитию речи можно использовать прием комментированного рисования. Педагог делает зарисовку, которая помогает детям ответить на вопросы педагога и составить рассказ, например, о прогулке, о празднике или другом событии. Во время ответов на вопросы или рассказа нельзя делать замечания детям по звукопроизношению, так как это нарушает речевую активность ребенка.

На занятиях по развитию речи используют сюжетные картинки. Работая с ними, дети учатся всесторонне рассматривать ситуации, придумывать истории, фантазировать и делать умозаключения.

На занятиях по развитию речи часто делают графические зарисовки. Графическое изображение учит детей работать над текстом.

При разучивании стихотворений с детьми с нарушением зрения очень хорошо помогают зарисовки. Чтобы ребенок хорошо запомнил стихотворный текст, у него не должно быть проблем с пониманием содержания стихотворения. Здесь важна подготовительная работа, которая включает прежде всего работу над словарем. Для лучшего понимания содержания можно рассказать стихотворения в прозе.

Для улучшения памяти необходимо приучать детей приемам запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемоника (или мнемотехника – греч. «искусство запоминания»). Так например, сказку «Курочка ряба» можно рассказать с опорой на мнемотаблицу.

Младшим дошкольникам трудно работать с мнемотаблицей, поэтому им предлагается мнемодорожка, которая также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве.

Таким образом, работа над развитием речи оказывает действенное влияние на развитие и формирование мышления ребенка, а также на развитие других психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения.

Данный материал содержит описание особенностей работы с детьми с нарушением зрения....

Различные музыкальнно-ритмические приемы развития речи для детей с нарушениями речи. «Знакомые насекомые»

в конспекте отражена взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя по теме: "Насекомые".сюда включены музыкальные и ритмические упражнения по дыхательной гимнастике, пальчиковых и...

Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения....

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...


 

Комментарии

Романова Ирина Павловна

С большим интересом прочитала материал. Некоторые приемы для развития речи у детей с нарушением зрения взяла себе на заметку и обязательно буду использовать в своей работе с детьми. Спасибо.