Главные вкладки

    Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения
    статья по логопедии на тему

    Прокофьева Лия Вячеславовна

    В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prokofeva_statya.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Прокофьева Лия Вячеславовна

    учитель-логопед, МБДОУ д/с

    №22 «Почемучка»

    Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

    В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы [3]. 

    Формирование и развитие речи у детей с нарушением зрения проходит в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях. Это приводит к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром.  Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения ориентировки, что объясняет трудности при усвоении предложно-падежных конструкций и пространственно-временных отношений, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации [2].

    Как показывают исследования многих ученых, применение комплексной системы медико-психолого-педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. Одним из методов комплексного воздействия на детей с нарушением зрения может выступать коррекционная ритмика.

    Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории. Ребенок с нарушением зрения зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности [5]. 

    Отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

    Основным компонентом коррекционной ритмики являются логоритмические занятия, которые включают в себя следующие элементы:

    • пропевание чистоговорок, скороговорок для автоматизации и дифференциации звуков;
    • пальчиковые игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук;  
    • упражнения на развития общей моторики;
    • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
    • песни и стихи, сопровождаемые движениями, для развития плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
    • музыкальные игры для развития речи, внимания, ориентировки в пространстве;
    • этюды психогимнастики для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления;
    • коммуникативные игры и танцы для развития эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
    • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

    Планирование логоритмических занятий должно осуществляться на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой [1]. К ним относят:

    1. Принцип систематичности, который заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.
    2. Принцип сознательности и активности раскрывает отношение ребенка к своей деятельности.
    3. Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа, образного слова педагога.
    4. Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. 
    5. Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от характера нарушения в развитии.
    6. Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с нарушением речи и зрения. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая нагрузка. 
    7. Принцип этапности  определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

    Все принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с нарушением речи и зрения.

    Логоритмические занятия могут составляться с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание должно изменяться по мере усложнения речевого материала, который подбирается музыкальным руководителем совместно с логопедом. Так, например, проговаривать скороговорки можно под музыку и с движением.

    №1 Дети стоят в кругу, выполняя логоритмические движения

    Наш Полкан

    попал

    в капкан

    топают  правой и левой ногой

    вытягивают обе руки вперед

    руки в замок

    Затем под музыку   рус. нар. мелодию  «Как у наших у ворот» дети  бегают в разных направлениях, музыка останавливается –  дети встают на свое место и повторяют скороговорку.

    №2 Дети стоят в кругу и выполняют логоритмические движения

    По траве

    Трава протоп-,

    ная

    руки на поясе, шаг вправо, притоп

    влево  шаг, притоп

    пружинка 1 раз

    Звучит музыка  «Давайте поскачем»  Т. Ломовой, дети  подскоками двигаются  по  кругу,  музыка останавливается, дети продолжают скороговорку, ускоряя темп

    №3 Дети стоят в кругу

    Мы по лесу все идем,

    Кузовки с собой несем

    Вот волнушка, сыроежка,

    Маленький маслёнок.

    Ты грибочкам улыбнись,

    Ниже наклонись


    маршируют на месте

    два  «моторчика» вправо, два влево.

    показ рукой вправо с пружинкой одновременно, затем в левую сторону.

    руки полочкой   пружинка одновременно

    4 хлопка над головой с пружинкой

    руки на поясе, наклоны вправо, влево 3 раза

    На логоритмических занятиях решаются и специфические задачи, к которым можно отнести следующие:

    1. Развитие  рациональных способов зрительной ориентировки.
    2. Развитие зрительного внимания.
    3. Сокращение разрыва между практическими действиями ребёнка и словесным описанием предмета. 
    4. Формирование у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную.
    5. Учить  использовать слух в процессе опознания предметов.  
    6. Учить приёмам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром.

    Весь этот комплекс решаемых с помощью коррекционной ритмики задач позволяет отнести её в разряд многофункциональных и эффективных для использования в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения [4]. 

    Таким образом, при правильном  подборе логоритмических упражнений и игр на занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи, что подтверждают диагностические исследования, но и идёт  процесс коррекции зрительных функций и осуществляется развитие зрительной культуры слабовидящих детей. Результатом развития зрительного восприятия будет развитая система восприятия образов, умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные образы. А также будут созданы условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

    Библиографический список

    1. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
    2. Зуева Ю.Ю. Многофункциональные методы и приёмы  коррекционно-логопедической  работы с детьми с нарушением зрения URL:  http://freeref.ru/wievjob.php?id=1033908
    3. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002 URL: http://psychlib.ru/mgppu/mmv/mvm-001.htm
    4. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедовю – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с.
    5. Шашкина Г.Р., Широкова Н.Г. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями зрения // Коррекционная педагогика. - 2005. - N 5/6. - С . 68-74.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

    Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

    Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

    знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

    Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения.

    Данный материал содержит описание особенностей работы с детьми с нарушением зрения....

    Роль логоритмических упражнений в развитии речи у детей с ОВЗ.

    Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.Значительные трудности в овладении навыками связной,...