Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Митина Лариса Валерьевна

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

                                                "К ребёнку нужно относится не как к сосуду,                                                 который предстоит наполнить информацией,

                                                 а как к факелу, который необходимо зажечь"

                                                                                В. А Сухомлинский.

        С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, огорчения и радость. Хорошо известно, что детей 5 - 6 лет называют "почемучки". Но самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы, ему в этом помогаем мы педагоги.

        От того, как мы будем это делать зависит, какими вырастут наши воспитанники.

 Современная социальная и экономическая сферы ставят перед дошкольными учреждениями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к делу.

        Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Он особенно актуален при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю с детьми имеющими общее недоразвитие речи. У них отмечается замедленное речевое развитие, трудности в овладении  словарным запасом и грамматическим строем,  в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи, что ограничивает  их контакты со взрослыми и сверстниками, препятствует осуществлению полноценной деятельности общения.

        А проектно - исследовательская деятельность показала эффективность при решении данных проблем.

        Она открыла большие возможности в организации совместной проектно - исследовательской деятельности:

  • Дала детям возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, в результате чего  они научились выдвигать гипотезы, устанавливать причинно - следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
  • Стимулировала развитие творческих способностей благодаря чему дети создавали новый и оригинальный продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное виденье мира, свойственное данному ребёнку.
  • Способствовала развитию самопознания и положительной самооценки, что так  важно и необходимо  для детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что они должны научиться быть успешными, интересными для других, что поможет им обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит доверительному, дружескому отношению и миру.

Метод проектов способствовал овладению детьми способами внеситуативно - личностного общения и увеличивал уровень коммутативной компетентности. Благодаря чему , существенно изменились межличностные отношения дошкольников. Дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Нами были реализованы  такие виды проектов как:

- исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

- ролево - игровые проекты: ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы).

- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собираю информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, витражи и др.).

Основные этапы проектно - исследовательской деятельности:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта: план деятельности по достижению цели:

I.  К кому обратится за помощью (взрослому. педагогу).

II. В каких источниках можно найти информацию.

III. Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

IV. С какими предметами работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта: - практическая часть.

4. Подведение итогов: - определение задач для следующих проектов.

Нами была выстроена структура ведения проектно-исследователькой деятельности:

этап проекта

деятельность педагога

деятельность детей

1 этап

1. формирует проблему ( цель). При постановке       цели определяется и продукт

    проекта.

2. Вводит в игровую (проектную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.  Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических навыков, знаний и умений.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектно- исследовательской деятельности с детьми, я в первую очередь опиралась на психологические аспекты. Такие как:  

- личностно ориентированный подход

- поддержка инициативы и её реализация в социально значимых формах.

- эмоциональная поддержка.

        Тематика и содержание проектов над которыми мы работали в своей группе были  разнообразными:

-  " Времена года,

-  "Моя семья",

-  "Маленькие огородники",  

-  "Весёлые астрономы"

- "Мы любим сказки"

-  "Жалобная книга природы"

- и др.

        Тема проекта,  его форма и план действия разрабатывался коллективно с детьми с целью развития свободной творческой личности ребёнка. Большое значение придавали мы – педагоги предметно - развивающей среде в группе и организовывали ее  так, чтобы она являлась фоном к поисковой деятельности, направляла детей, заинтересовывала. В результате чего  проект становился продуктом сотрудничества и сотворчества детей, воспитателей, а порой и родителей.

Например как мы начинали работать над каким - либо проектом?

Алгоритм разработки проектов

этапы

задачи

деятельность проектной группы

деятельность научно-методической службы

начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе ( по просьбе группы). Наблюдение.

принятие

решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом и его офрмление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

оценка

результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценка.

Наблюдение, направления процесса анализа (если необходимо).

        1. Начиная работу над проектом "Весёлые астрономы", мы организовали выставку научно - популярной, детской познавательной и художественной литературы о космосе. Она помогла нам ответить на многие  вопросы детей, которые им были важны и интересны и дать им объективные знания по теме.

         Следующим этапом определили такие действия: в игровом уголке систематизировали и расставили соответствующие дидактические  игры на тему о космосе разработали и подготовили атрибуты к сюжетно - ролевым играм: "Космическое путешествие", "Полёт на Луну" и др.

        В процессе самой  проектной деятельности мы с детьми сочиняли "звёздные" сказки,   смастерили макет Солнечной системы. Очень интересными и неповторяющимися были   работы по изобразительной деятельности воспитанников нашей группы.

        Как обобщение полученных  знаний и впечатлений, результатом проекта была познавательная викторина "Через тернии к звёздам",на которой дети проявили свои способности и показали  очень хорошие знания  о космосе.

        Во время рефлексии, дети отметили, что им очень нравится экспериментировать, узнавать новое и интересное.

        Работа в проекте сплотила ребят - ведь они были заняты одним общим делом.

        2. А проект "Маленькие огородники" начался с того, что весенним днём  в группу пришла загадочная посылка, в ней оказались куклы "Театра овощей". Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось самим вырастить богатый урожай. Дети принялись за дело.  Для них началась увлекательная игра, которая соединила практическую деятельность и научные знания в доступной для детей форме. В процессе выполнения проекта мы закрепили знания детей об овощах, о пользе овощей для здоровья, познакомили детей с элементарными правилами ухода за растениями.

        А для взрослых участников - это были новые интересные формы взаимодействия с детьми. Работа над данным проектом еще продолжается.

        Проектно - исследовательская деятельность, организованная нами с детьми с общим недоразвитием речи, стимулировала развитие детей, создала атмосферу сотрудничества и поиска, способствовала совершенствованию речевого общения детей, обеспечила более высокий уровень познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. А это  является составными успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое - основа формирования этого качества. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования.

        Об этом говорят наши достижения ( таблица, диаграмма) и фотографии отличного настроения как один  из важных показателей эмоционального благополучия детей.

Список литературы

1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : учеб. метод. пособие / авт. – сост. А.Ю. Кузина – Тольятти : ТГУ, 2009. – 60с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями".

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями"....

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...

Коррекционная работа педагога дополнительного образования с ограниченными возможностями здоровья детей.

Помочь  детям  с  ОВЗ  активно  войти  в  мир  музыки. Стимулировать  развитие  музыкальных  способностей,  Сформировать  коммуникативн...

Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...