Рабочая программа
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сильнягина Валентина Павловна

Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы с задержской психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 468

Принята на                                                                                    Утверждено

заседании педагогического совета                                            приказ от               2015 г.  №

                                                                                                             заведующий  МКДОУ  № 468

протокол   от 28.08.              2015 г.    №                               Л.Г. Киреева

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                                                                                                                                                             для детей подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) с задержкой психического развития

Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год

        Воспитатель:

        Сильнягина В.П.

                                                                                                               

Новосибирск

2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

стр

Целевой раздел

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.

ВВЕДЕНИЕ

3

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4-5

1.3.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

5-6

1.4.

ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. С ЗПР (ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СОСТАВ ГРУППЫ, СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ, ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ)

6-8

1.5.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ  ОСВОЕНИЯ  ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

8-10

Содержательный раздел

2.1.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (обязательная часть)

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (формируемая часть)

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ. В СООТВЕТСТВИИ  С КОНТИНГЕНТОМ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

11-21

2.2.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

21-24

2.3.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ:

- ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ЗПР.

- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ, НОД И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

25

3

Организационный раздел

3.1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

25

3.2.

РЕЖИМ ДНЯ

25-27

3.3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ЗПР

27-28

3.4.

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ

28-29

3.5.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

29

3.6.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

29

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка

1.1.Введение

Данная  рабочая образовательная  программа является целостной и комплексной, как по содержанию, так и по построению. В ней обоснована система коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном возрасте, определены пути, организационные формы, содержание  и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимального восстановления нарушений целостности развития, обеспечения социализации дошкольников. В рабочей  программе сформулированы цели и задачи воспитания и обучения дошкольников указанной категории. Программа разработана с учетом возрастных и  психологических особенностей детей с ЗПР и специфических задач адаптационно-развивающего обучения и воспитания. Она удачно компенсируется с современными технологиями общеобразовательных программ, что дает возможность подготовить детей с к поступлению и успешному обучению в массовых школах.  

Коррекционно–развивающая  работа с детьми с ЗПР  проводится в двух направлениях. Первое направление – создание условий для максимального развития детей в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом конкретном случае. Второе направление – своеобразное «наверстывание» упущенного, формирование тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста группы с задержкой психического развития дошкольного учреждения.

        Рабочая    образовательная       программа     разработана    для     построения системы   педагогической  деятельности коррекционной группы детей  подготовительной   группы  с ЗПР МКДОУ «Детский сад № 468»,,  обеспечения гарантии  качества  образования и содержания, создания  условий  для практического  освоения задач  образовательных  областей, обеспечения  индивидуального  развития  и  раскрытия  творческого  потенциала  каждого  ребенка в соответствии с  «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от  17 октября 2013 г. ) по следующим  основным направлениям:    

  • социально-коммуникативному;
  • познавательному;
  • речевому;
  • художественно-эстетическому;
  • физическому развитию.

  Воспитательно - образовательный  процесс осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Рабочая  программа  рассчитана  на  2015-2016 учебный  год.

  Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ:

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.                                                                                                                                             - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

- Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).                                                                                                                                                                                                              

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., разработанная в соответствии с ФГОС.

- Типовой программой коррекционного обучения детей с ЗПР научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук.

-   Устав ДОУ.                                                                                                                                                         Рабочая   образовательная  программа  подготовительной  коррекционной группы строится на технологии и принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми и   обеспечивает  физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  художественно-эстетическое и коррекционное развитие детей в возрасте от 6-ти до 7-ти лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы подготовительной к школе группы с  задержкой психического развития.

Цель образовательной программы – создание  единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи  детям  дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями с ЗПР для достижения всестороннего развития ребёнка: физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования), обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ЗПР, охраны и укрепления здоровья детей; определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).                                                                                                                                        
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).                                                                                                                                        
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей.

В процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР решаются следующие задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя - дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

А также исходя из поставленной цели, формируются следующие коррекционные задачи:

  • учитывать в образовательном процессе  особенности  психофизического развития и возможности детей;
  • синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей; 
  • осуществлять необходимую  квалифицированную коррекцию  недостатков в физическом и психическом развитии детей;
  •  создание условий для разностороннего развития ребенка, обеспечивающего физическую и психологическую готовность к школьному обучению.
  • создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей детской деятельности
  • выстроить  взаимодействие  с  семьями  воспитанников  для  обеспечения  полноценного развития детей;
  • оказывать   консультативную   и   методическую   помощь  родителям (законным  представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

При разработке данной образовательной программы  учитывались принципы и подходы, определённые приоритетным направлением образовательной деятельности  группы  компенсирующего вида: осуществление  квалифицированной  помощи детям с задержкой психического развития  в  психическом и физическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и возможностей.

  • Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  • Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Рабочая программа подготовительной к школе группы с ЗПР сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

          партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.
  •  поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности  детства  как важного этапа в общем развитии человека.
  • уважение личности ребенка
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
  •  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
  • при построении программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей программы.

  Базовым в дошкольном учреждении  является педагогический процесс в варианте адаптационно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

    Содержание программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

1. 4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

с задержкой психического развития (ограниченными возможностями здоровья  - смешанные специфические расстройства психологического развития от 6 до  7 лет).

          У детей данной категории все основные психические новообразования возраста  формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют  нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью  сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

 Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития.

  • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
  • несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
  • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
  • несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
  • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
  • могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Дети в нашей группе имеют смешанные специфические расстройства психологического развития: моторная алалия, дизартрия, сенсорно – моторная алалия, ОНР разного уровня, характерным недостаточным уровнем зрелости. У всех детей в группе отмечается частичная недостаточность высших психических функций. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности. Важная особенность психического развития детей  данной группы  выделяется характерным недостаточным уровнем зрелости. Действия детей в играх    однообразны.  Дети  могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения вследствие слабых эмоциональных, познавательных процессов и речи, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности в игре.  У детей часто возникают состояния повышенной тревожности, вырабатывающие в характере ребенка  пассивно – защитные свойства. Дети наиболее активно проявляют себя в продуктивных видах деятельности особенно в  рисовании. Рисунки приобретают сюжетный характер. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии человека. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети освоили конструирование из строительного материала. Они не могут самостоятельно анализировать основные конструктивные особенности различных деталей,  и определить их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети подбирают необходимый материал. Они  не могут четко представить себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; дети не могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.  Конструирование из природного материала дошкольникам еще не доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.                              Наряду с незрелостью эмоционально – волевой сферы недостаточно развита познавательная деятельность (развитие внимания, памяти, речи).

 У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 20 минут.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения,  стереотипность детских образов.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.   Развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются словарь. Дети начинают  употреблять обобщающие существительные, прилагательные и т.д. Двигательная сфера  характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.

Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает, что дети способны к успешному усвоению предметных программ в начальной школе.    

Краткое  описание  контингента  воспитанников.                                                                                      В подготовительной  группе  с ЗПР  14 детей. Из них  7 девочек,  7 мальчиков.                                      Состояние  здоровья - 2 группа  здоровья –  13 детей (92,9%),  3 группа –  1 ребенок (7,1%).  Анализ  социального  статуса семей выявил, что воспитываются дети из полных 11семей 78,6%, из неполных  3 семьи 21,4 %, многодетных 1 семья 7,1%).                                                                           Состав родителей – средним общим  образованием, средним профессиональным (71,4%) образованием, с высшим (28,6%).                                                                                       Национально – культурные особенности: этнический состав воспитанников группы: русские, азербайджанец. Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Все  воспитанники  проживают  в  условиях  города  Новосибирска. 

1.5.  Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Главной целью Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования  с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии  с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые  ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования

Дети с ОВЗ осваивают программу дошкольного образования, адаптированную с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений развития, и социальную адаптацию.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.  Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.  Результаты психологической диагностики  используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 6-7лет.                                                                                                                                                                                                                                            1. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;                                                                                                                               2. Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты;                                                                                                                                                                                  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;                                                                                                                                                   4. Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;                                                                                      5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;                                                                                                                                   6. Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;                                        7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

II. Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми подготовительной к школе  группы (6-7 лет) образовательных областей

(см. приложение № 1)

Содержание Программы осуществляется по образовательным областям программы.

В каждом разделе программы осваиваются определенные задачи.

Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных  программ дошкольного коррекционного образования.

Группа компенсирующей направленности с  6-7 лет

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и методическим пособием Шевченко С.Г  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

В Программе для  возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное.                                                                                           Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации,  в условиях Крайнего Севера показано, что следует уменьшить количество фронтальной и подгрупповой деятельности,  и увеличить время на индивидуальную работу. 

Учитывая требования к организации режима дня и учебной деятельности максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые  СанПинами (п.2.12.7).  В соответствии СанПинами продолжительность деятельности: детей 7-го года жизни 30 минут. Количество в  год, реализующих коррекционно-развивающие задачи, в подготовительной группе 18 НОД в неделю по 30 минут.                                         На каждой нод в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.                                                        В процессе обучения используются различные формы организации коррекционной деятельности: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида нод и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения нод с детьми зависит от вида и содержания и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на нод определяется целями и задачами конкретной деятельности. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов. Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

  1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.

Формы и методы организации работы с детьми.

      Реализация цели и задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Социальная ситуация - игровая ситуация

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

3.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.                            

В воспитательно - образовательном процессе  использованием разнообразные формы  с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемой деятельности с повседневной жизнью детей:

педагогический процесс – это сборная модель, которая включает:

- социальная игровая ситуация развития

- непосредственно-образовательную деятельность (занятия),

- совместную деятельность,

- создание условия для самостоятельной деятельности детей.

индивидуально-дифференцированный подход к детям;

интеграция образовательного содержания;

педагогический процесс основан на использовании наглядно-практических методах деятельности;

обучение проходит в увлекательной форме: проблемно-игровой на основе познавательно – творческой деятельности;

назначение непосредственно-образовательной деятельности:

- в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребёнка,

- в освоении новых способов действий,

- в осознании связей и зависимостей;

составлен учебный план;

предусмотрена гибкая, вариативная сетка непосредственно-образовательной деятельности, соответственно учебному плану  в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы;

определена учебная нагрузка, соответствующая требованиям Сан Пин;

педагогическая технология педагогического процесса имеет творческий характер, воспитатели имеют право определять конкретное содержание воспитательно-образовательной работы и способ организации детской деятельности;

организована предметно-развивающая среда с учётом возрастных особенностей и интересов детей, где предусмотрены центры детской занятости:

- центр науки (уголки природы и детского экспериментирования),

- центр строительно-конструктивных игр,

- центр искусства (материалы для изодеятельности и конструирования, театральные игры)

- математический центр (занимательные игры, математические, дидактические игры),

- центр грамотности (игры и оборудование для развития речи и подготовки к освоению грамоты, книжный центр)

- центр сюжетно-ролевой игры;

- центр художественно-театральной деятельности;

основные характеристики развивающей среды:

- комфортность,

- безопасность,

- обеспечение сенсорными впечатлениями,

- обеспечение самостоятельной, индивидуальной деятельности,

- игровые зоны для мальчиков и девочек;

взаимодействие ДОУ с родителями;

установление социального партнёрства

  • экскурсии в МБОУ СОШ № 96
  • экскурсии в библиотеку
  • совместные праздники детей коррекционных групп и д.р.

             Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формируемая  часть)

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Формирование  экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой.                                                                                                                         Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.).

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.

Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание),  организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми.

Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта), вне игровые формы: изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения.

Беседы, чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов,  решение задач.

Игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры).

Рассматривание иллюстраций, настольно-печатные игры.

наблюдение, чтение худ. литературы, праздники, конструирование, бытовая деятельность, развлечения чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, игры; личный пример, напоминание, объяснение, запреты, ситуативное обучение.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»  

(формируемая часть)

Познавательное развитие предполагает развитие у детей  интереса к народному календарю, приметы которого доступны пониманию дошкольников (прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.), национальному быту русского народа, традиционным и обрядовым праздникам, русским народным играм.

Формирование у детей представления и первичных знаний о настоящем и прошлом родного города, о памятных местах, об исторических событиях, связанных сродным городом, о природе своей малой родины, земляках-героях, традициях, обычаях и ремеслах родной Липецкой земли.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Познание»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность

Проблемная ситуация

Во всех видах самостоятельной детской деятельности.

Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.

              Содержание образовательной области «Речевое развитие» (формируемая  часть)

Речевое  развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с народном  календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания  предметов народного искусства.

Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта.

Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи.

Для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению используется пособие уникальной методики Галины Андреевны Глинки по обучению детей грамоте. Положенный в основу обучения метод позволяет заранее предотвратить появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Более того, предлагаемая система обучения "закладывает программу" грамотного чтения и письма.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Речевое развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Взаимодействие с семьей (ВС)

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).

Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные).

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-драматизация.

Чтение художественной и познавательной литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций (беседа).

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

Хороводные игры, пальчиковые игры.

Поддержание социального контакта.

Работа в театральном уголке.

Кукольные спектакли

Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек),

Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

Игры в парах и совместные игры.

Игра-импровизация по мотивам сказок.

Театрализованные игры.

Продуктивная деятельность.

Настольно-печатные игры.

Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

Игры парами.

Беседы.

Пример взрослого.

Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций.

Досуги, праздники.

Посещение театра, прослушивание аудиозаписей.

      Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (формируемая  часть)

Овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с гуашью.

Развитие интереса у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала.

Развитие активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек.

Приобщение дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже знакомых.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

 с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

непосредственно образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка).

Экспериментирование.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Выставки работ репродукций произведений живописи.

Проектная деятельность.

Музыка в повседневной жизни:

-театрализованная деятельность;

-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду.

Наблюдение.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Игра.

Игровое упражнение.

Конструирование из песка, природного материала.

Лепка, рисование.

Использование пения:

-на музыкальных занятиях;

-во время прогулки в теплую погоду;

-в сюжетно-ролевых играх;

-на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Экспериментирование.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Самостоятельная изобразительная деятельность, лепка.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

Музыкально-дидактические игры.

Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды.

Проектная деятельность.

Прогулки.

Совместное творчество (рисование, конструирование и др.)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ.

Театрализованная деятельность.

Физическое развитие (формируемая часть)

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни:

отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

создать информационный банк о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся;

организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с воспитанниками, родителями и педагогами;

формировать у воспитанников потребности ЗОЖ через совместную деятельность;

 Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы будут:

снижена заболеваемость или стабилизация здоровья,

увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

разработаны рекомендации для родителей, воспитателей  позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития;

включено в план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раз в год);

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Физическое  развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию:

-сюжетно-игровые;

Тематические;

-классические.

Подвижная игра большой, малой подвижности.

Сюжетный комплекс.

Подражательный комплекс.

Комплекс  с предметами.

Физкультурные минутки.

Динамические паузы.

Тематические физкультурные занятия.

 Игровые (подводящие упражнения)

Индивидуальная работа воспитателя.

Утренняя гимнастика:

-игровая

Музыкально-ритмическая.

Подражательные движения.

Игровые (подводящие упражнения)

Дидактические игры.

Прогулка

Подвижная игра большой, малой подвижности. Индивидуальная работа. Подражательные движения.

Вечер, вторая прогулка

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Подражательные движения

Игровые упражнения

Беседа.

Консультация.

Совместные игры.

Физкультурный досуг.

Консультативные встречи.

Интерактивное общение.

Формы организации  непосредственно-образовательной деятельности:

- в дошкольных группах -  подгрупповые, фронтальные, индивидуальные.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам  Сан ПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

.Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 мин.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно во второй половине дня.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми   старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает  не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

Деятельность  по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

Старший дошкольный возраст

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально – коммуникативное

развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальная работа
  • Эстетика быта
  • Трудовые поручения
  • Игры с ряжением
  • Работа в книжном уголке
  • Общение младших и старших детей
  • Сюжетно – ролевые игры

Познавательное

развитие

  • Игры-занятия
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
  • Игры
  • Досуги
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • Игры- занятия
  • Чтение
  • Дидактические игры
  • Беседы
  • Ситуации общения
  • Игры
  • Чтение
  • Беседы
  • Инсценирование

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
  • Эстетика быта
  • Экскурсии в природу (на участке)
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Физическое развитие

  • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
  • Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
  • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
  • Физкультминутки на занятиях
  • НОД по физкультуре
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Ритмическая гимнастика
  • Хореография
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Содержание коррекционной работы

Цель коррекционно - развивающей работы воспитателей: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.

Направление работы воспитателей.

  1. Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно - познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
  2. Определение содержательной направленности коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности.

 Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".

  1. Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.
  2. Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Содержание работы воспитателей:

  • Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
  • Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
  • Возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
  • Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
  • Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.

Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Новосибирской области.

Основной целью работы является  формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

  • приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Сибирь.
  • формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
  • формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Новосибирской  области.
  • ознакомление с картой Новосибирской области (своего города, поселка);

Образовательная область

Задачи

социально-коммуникативное развитие

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Новосибирской области,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Новосибирской области.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Новосибирской области.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Новосибирской области.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

-непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

-оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений  ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

                - с семьями воспитанников;

                - с  будущими родителями.

Задачи:

  1. формирование психолого - педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ;
  3.  оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4.  изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы  ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

-Анкетирование

- Социологический опрос

- «Родительская почта»

3-4 раза в год

По мере необходимости

1 раз в квартал

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-помощь в создании предметно-развивающей среды;

-оказание помощи в ремонтных работах;

2 раза в год

Постоянно

ежегодно

В управлении ДОУ

- участие в работе Совета родительской общественности, Совета ДОУ; педагогических советах.

По плану

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Моя семья», «Как мы отдыхаем»

-памятки;

-создание странички на сайте ДОУ;

-консультации,

- распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания;

-консультативный пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ

1 раз в квартал

Обновление постоянно

1 раз в месяц

По годовому плану

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- Выставки  совместного творчества.

- Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми

семейные гостиные

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

По плану

По плану

1 раз в квартал

Постоянно по годовому плану

2-3 раза в год

Перспективный план по взаимодействию с родителями.  

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание  «Подготовка к школе»

2.. Консультация для родителей «Возрастные особенности ребёнка 6-7 лет».

3. Памятка для родителей «На пути к школе».

4. Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».

5. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Золотая осень»

Октябрь

1. Консультация «Что должен уметь ребёнок к 1 сентября?».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРЗИ»

4. Консультация «Закаливание».

5. Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника.

Ноябрь

1. Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»

2. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

3. Беседа «Одежда детей в группе».

4. Акция «Помоги тем, кто рядом».  

(Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

  1. Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек».
  2. Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!».

2 Подготовка к Новогоднему празднику(оформление группы и музыкального зала).

3. Подготовка подарков на Новый год.

4. Папка – передвижка (Новогодние  советы, приметы, развлечения, конкурсы т.д.)

«Скоро, скоро Новый год!»

5. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

Январь

1. Консультация «А вам пора в школу?».

2. Анкетирование родителей «Определение готовности ребёнка к школе»

3. Индивидуальные беседы.

    Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

4. Консультация «Первая помощь при обморожении».

5. Памятка для родителей. Тема: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)».

Февраль

1. Фотоколлаж на тему: «Мы с папой».

2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей».

3. Консультация «Формирование интереса у детей 6-7 года жизни к людям разных профессий».

4. Консультация «Азбука дорожного движения».

5. Памятка для родителей «Если ребёнок провинился».

6. Родительское собрание «Защита прав и достоинств ребёнка»

Март

  1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

    «Весна – Красна снова в гости к нам пришла».

2. Фотоколлаж на тему: «Моя мама».

3. Подготовка к весеннему празднику  8 Марта.

4. Советы родителям: «Детско-родительские отношения в современных семьях.»

5. Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех (В.Леви)

Апрель

1 Консультация «Формирование культуры трапезы».

2. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

3.Папка – передвижка. «Праздник  – Светлая Пасха!»

4. Родительское собрание «Итоги года»

5. Фотовыставка «Вот как мы живём!»

6. Консультация «Основы нравственных отношений в семье»

Май

1. Памятки для родителей «Рекомендации родителям будущих школьников»

2. Папка-передвижка «15 мая - День Семьи»  

3. Подготовка к выпускному утреннику.

4. Консультация «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период».

5. Памятка родителям будущих первоклассников

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие

с семьями

  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
  • Трудовая: совместные действия, поручение, задание,.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, , экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
  • Чтение художественной литературы: чтение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

2.3. Годовое комплексно – тематическое планирование (приложение № 2)

Тематический план занятий в подготовительной группе для детей с ЗПР

Сентябрь

  1. Диагностика
  2. Диагностика
  3. Осень. Овощи.

IV.     Осень. Фрукты.

Октябрь

  1. Осень. Уборка урожая.
  2. Ягоды. Грибы.
  3. Одежда. Обувь.
  4. Поздняя осень.

Лес. Деревья.

Ноябрь

  1. Наша Родина-Россия.
  2. Транспорт.
  3. Дом и его части.
  4. Мебель.

Декабрь

  1. Зима.  

Зимние забавы.

  1. Дикие животные и их детеныши.
  2. Домашние животные и их детеныши.
  3. Новый год.

Январь

  1. Диагностика.
  2. Диагностика.
  3. Зима в лесу.

Зимующие птицы.

Февраль

  1. Посуда.
  2. Продукты питания.
  3.  День защитника отечества.
  4. Семья.

Март

  1. 8 Марта.
  2. Конец зимы, приход весны.
  3. Домашние птицы и птенцы
  4. Перелетные птицы.

Апрель

  1. Части суток.
  2. День космонавтики.
  3.  Труд на участке весной.
  4. Насекомые.

Май

  1. День Победы.
  2. Школа.
  3. Диагностика.
  4. Диагностика.

III. Организационный раздел.

3.1.Материально-технические условия реализации программы

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

№ П/П

Вид помещения

социально-бытового

и иного назначения

Кол-во

Наименование оборудования,

ТСО

Кол-во

1

Прогулочная площадка

1

Веранда

Стол

Лавки

Оборудование

1

1

2

4

2

Игровая комната группы

1

Шкаф для посуды

Шкаф для игрушек

Шкаф секционный

Стол детский

Стул детский

Ковёр

Детская игровая мебель

Магнитофон

Телевизор

1

3

1

4

16

1

1

1

1

3

Спальная комната

группы

1

Кровати

Стул взрослый

Стол письменный

Шкаф для пособий

17

2

1

1

4

Умывальная

1

Шкафчики для полотенчиков

16

5

Раздевальная комната

1

Шкаф для одежды

Скамейка

17

5

3.2. Режим дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Холодный период года

Мероприятия

Время проведения

Дома

Подъем, утренний туалет

06.30 (07.00)-07.30

В дошкольном учреждении

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно полезный труд

06.30 (07.00)-08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30-08.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд.

08.50-09.00

  1. Непосредственно образовательная деятельность
  2. Непосредственно образовательная деятельность
  3. Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.30;

9.40-10.10;

10.20-10.50

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

10.50-11.20

Игры, подготовка к прогулке

11.20-11.30

Прогулка, общественно полезный труд (игры, наблюдения, труд)

11.30-12.35

Возвращение с прогулки, игры, общественно полезный труд

12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.15

Подготовка к дневному сну, сон.

13.15-15.00

Постепенный подъем, закаливание.

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей, дополнительное образование.

15.40-16.30

Подготовка к ужину. Ужин.

16.30-16.50

Игры, кружковая, самостоятельная деятельность детей, общественно полезный труд. Уход детей домой

16.50-18.30 (19.00)

Дома

Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры.

18.30 (19.00)-20.45

Ночной сон

20.45(21.00)-06.30 (07.30)

Теплый период года

Мероприятия

Время проведения

Дома

Подъем, утренний туалет

06.30 (07.00)-07.30

В дошкольном упреждении

Прием детей, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика

06.30 (07.00)-08.35

Подготовка к завтраку, завтрак

08.35-08.55

Подготовка к прогулке

08.55-09.05

Прогулка:игры, наблюдения, занятия, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры, общественно полезный труд .

09.05-10.30

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

10.30-11.00

Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры

11.00-12.30

Подготовка к  обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка к дневному сну, сон.

13.00-15.00

Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, полдник

15.00-15.20

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, общественно полезный труд

15.20-16.30

Подготовка к ужину. Ужин.

16.30-16.50

Игры, вечерняя прогулка, общественно полезный труд. Уход детей домой.

16.50-18.30 (19.00)

Дома

Прогулка с детьми, возвращение домой, общественно полезный труд, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры

18.30 (19.00)-21.00

Ночной сон

21.00-06.30 (07.30)

3.3.Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной к школе группе

                                                                  Кол-во НОД

Подготовительная группа

Образовательная область

неделя

1

Физическое развитие

Физическая культура

3

2.

Социально-коммуникативное развитие:

3.

Речевое развитие

Развитие речи

Обучение грамоте

2

2

4.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Рисование

Конструирование

Аппликация

Ручной труд

Музыка

1

2

1

1

1

2

5.

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира

ФЭМП

1

2

Итого:

18

Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной к школе группе по Программе «От рождения до школы»:

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 90 мин. (3 НОД)

2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов.- Продолжительность и количество НОД – в неделю 120 мин. (4 НОД)

- б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД – 1 раз в 2 недели - 30 мин. (1 НОД) .

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 60 мин. (2 НОД) .

4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы. - Ежедневно в режимные моменты, не более 30 мин. (согласно Сан Пин, п. 12.22) .

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 30 мин. (согласно Сан Пин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 90 мин. (3 НОД) .

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Ежедневно в режимные моменты, не более 30 мин. (согласно Сан Пин, п. 12.22) . .

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 60 мин. (2 НОД) .

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

        Цель: построение  воспитательно–образовательного процесса, направленного  на  обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,  с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом  контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

        Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • Явлениям нравственной жизни ребенка
  • Окружающей природе
  • Миру искусства и литературы
  • Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
  • Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,  день народного единства, день защитника отечества и др.)
  • Сезонным явлениям
  • Народной культуре и  традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил  ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается  в подборе материалов, находящихся в группе    и уголках развития.

         Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое  рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

(Приложение № 3)                                                                                                                                                                  3.6. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (Приложение № 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...