Мелкая моторика рук
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Козлова Елена Михайловна

Роль развития мелкой моторики рук для успешного овладения речью. Представлены теоретические и практические аспекты коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mmr.docx513.51 КБ

Предварительный просмотр:

   

     Отношение к рукам у человека всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пущу, защищали, строили жилище, объясняли, создавали всё необходимое для жизни.

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

     По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. Взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.                                        

     В 20 веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Виллон, Л.А. Ветер, Э.Г. Пилгогина, М.М. Кольцова и многие другие, доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

      Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.    

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антипова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев, как бы подготавливает почве для последующего формирования речи.

     В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.  

                                                                                                                                 Чем больше число связей между клетками мозга задействованы, тем интенсивнее идёт процесс психического развития. От задействованных мышц  сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Поэтому, учитывая всё это, считаю , что  работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитии навыков ручной умелости.  В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

     Подготовительную работу следует начинать в 3-4 года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребёнка к успехам.

     Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

     Опираясь на вышесказанное, непосредственно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Существует огромное количество различных видов заданий, которые использую в своей работе. В свою очередь хочу поделиться разработанными мною заданиями на развитие мелкой моторики рук.

         

  ЗАДАНИЕ №1 «Забавные манекены»

      Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, цветоощущения, самостоятельности в игре.

      Ход игры: выкладываем перед ребёнком «манекены» и пуговицы основных цветов, предложить украсить платье пуговицами соответствующего цвета.F:\пособия\DSC09873.JPG

F:\пособия\DSC09876.JPG

            ЗАДАНИЕ №2 «Цветочная полянка»

     Цель: развитие мелкой моторики, самостоятельности, внимания, закрепление употребления предлога НА.

     Ход игры: предложить ребёнку на панно с цветами посадить бабочку на цветок.

F:\пособия\DSC09877.JPGF:\пособия\DSC09879.JPG

           

ЗАДАНИЕ №3 «Укрась предмет»

     Цель: развитие мелкой моторики рук, точности движений по просьбе взрослого, развитие положительных эмоций, внимания.

     Ход игры: предложить ребёнку на чёрно-белой картинке с помощью стеклянных камушков украсить предмет, выкладывая камушки на кружки.

F:\пособия\DSC09867.JPG

            ЗАДАНИЕ №4 «Волшебный кубик»

     Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, мыслительных операций; закрепление названий геометрических фигур, представлений о свойствах предметов.

     Ход игры: предложить ребёнку расстегнуть и застегнуть ремешки-застёжки, прикрепить фигуры на грани, расшнуровать и зашнуровать шнуровку.C:\Users\группа Ромашки\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC09863.jpgC:\Users\группа Ромашки\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC09865.jpgC:\Users\группа Ромашки\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC09858.jpg

     На мой взгляд, с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья,  просто необходимо работать по развитию мелкой моторики рук.

     Кроме того  использую игровые технологии и методические пособия следующих авторов:

  1. Галкина Г.Г., Дубина Т.И. «Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Гном-Пресс, 2008 год.                                                                                                                        
  2. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,  Щербинина С.В.
  3. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...